Дата оглашения решения: 04 декабря 2017 года город Иваново
Дата изготовления решения: 05 декабря 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Боровкова А.В. - руководителя управления;
членов Комиссии: Дербенёвой А.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Машковой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Вечеровой А.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в отсутствие представителей Ивановского филиала ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (далее - Заказчик), ООО "Специализированная организация по размещению заказа "Тендер" (далее - Специализированная организация), ООО "ТехноСтрой" (далее - Заявитель, Общество) (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
27.11.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "ТехноСтрой" на действия Ивановского филиала ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" при проведении электронного аукциона на поставку, сборку и установку комплекта мебели для помещений учебного корпуса, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Жиделева, д. 8 (извещение 0333100012317000011).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Из первого довода жалобы Общества следует, что в позиции 1 приложения N1 к ч. III "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе Заказчик установил требования к столу ученическому, в том числе "поверхность ЛДСП - мелкоструктурная, класса эмиссии не хуже "Е1", соответствующая стандарту качества ISO 9002". Аналогичные требования установлены Заказчиком по позиции 5 к шкафу для одежды, по позиции 11 к тумбе приставной правой, по позиции 12 к тумбе для оргтехники, по позиции 13 к тумбе приставной правой с опорой, по позиции 14 к шкафу для документов со стеклом, по позиции 15 к шкафу для документов, по позиции 16 к столу эргономичному левому, по позиции 17 к столу эргономичному правому, по позиции 18 к тумбе приставной левой, по позиции 19 к столу письменному, по позиции 20 к столу преподавателя, по позиции 21 к трибуне, по позиции 22 к полке, по позиции 24 к столу письменному, по позиции 25 к столу для заседаний, по позиции 26 к тумбе подкатной, по позиции 28 к шкафу для документов со стеклом приложения N1 к ч. III "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Однако ISO 9002 - международный стандарт, содержащий требования к системе управления качеством, по которым проходит сертификация. Он относится к процессу производства продукта, а не к самому продукту.
ISO 9000 - серия международных стандартов, содержащих термины и определения, основные принципы менеджмента качества, требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий, а также руководство по достижению устойчивого успеха.
Данные сертификаты не являются обязательными и не имеют отношения к закупаемому товару, услугам, никак их не характеризуют. Данное требование является требованием к деловой репутации участника закупки, к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта.
Согласно второму доводу жалобы в п. 9.2 ч. II "Проект контракта" документации о закупке установлено: "Сумма обеспечения исполнения обязательств по контракту составляет _______________ (_______________) рублей ___ копеек. Способ предоставления обеспечения исполнения контракта определяется Исполнителем самостоятельно".
Вместе с тем, Заказчиком не учтены положения ст. 37 Закона о контрактной системе, на тот случай, если при проведении электронного аукциона участником закупки, с которым будет заключаться контракт, будет предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
В третьем доводе жалобы Общества указано, что п. 9.4 ч. II "Проект контракта" документации о закупке предусмотрено, что в случае, если способом обеспечения исполнения контракта является банковская гарантия, срок действия данного документа должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Вместе с тем, в п. 9.3 ч. II "Проект контракта" документации о закупке установлено, что в случае, если в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту было выбрано внесение денежных средств на указанный Заказчиком счет, обеспечение исполнения контракта должно быть возвращено Исполнителю после подписания Заказчиком акта сдачи-приемки оказанных услуг и товарной (товарно-транспортной) накладной по письменному заявлению Исполнителя в течение 10 (десяти) банковских дней.
Таким образом, Заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
В соответствии с четвертым доводом жалобы в п. 29 раздела 1.3 "Информационная карта электронного аукциона" ч. I "Электронный аукцион" документации о закупке указано: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29.11.2017 г. до 09:00. Между тем, в извещении о проведении электронного аукциона указано: дата и время окончания подачи заявок - 29.11.2017 08:00.
Указанные разночтения вводят участников закупки в заблуждение.
Заказчик, Специализированная организация в своих возражениях на жалобу указали, что нарушений при проведении закупки допущено не было.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
20.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение 0333100012317000011 о проведении электронного аукциона на поставку, сборку и установку комплекта мебели для помещений учебного корпуса, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Жиделева, д. 8. 21.11.2017 на официальном сайте были опубликованы 2 редакция извещения о проведении электронного аукциона, документации о закупке.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии сост. 33 Закона о контрактной системе_
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно п. 8 раздела 1.3 "Информационная карта электронного аукциона" ч. I "Электронный аукцион" документации о закупке описание объекта - в соответствии с ч. III "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В ч. III "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе Заказчиком отражены, в том числе необходимые к поставке товары, а также требования к ним.
Так, по позиции 1 к столу ученическому, по позиции 5 к шкафу для одежды, по позиции 11 к тумбе приставной правой, по позиции 12 к тумбе для оргтехники, по позиции 13 к тумбе приставной правой с опорой, по позиции 14 к шкафу для документов со стеклом, по позиции 15 к шкафу для документов, по позиции 16 к столу эргономичному левому, по позиции 17 к столу эргономичному правому, по позиции 18 к тумбе приставной левой, по позиции 19 к столу письменному, по позиции 20 к столу преподавателя, по позиции 21 к трибуне, по позиции 22 к полке, по позиции 24 к столу письменному, по позиции 25 к столу для заседаний, по позиции 26 к тумбе подкатной, по позиции 28 к шкафу для документов со стеклом приложения N1 к ч. III "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, в том числе Заказчиком установлено следующее требование "поверхность ЛДСП - мелкоструктурная, класса эмиссии не хуже "Е1", соответствующая стандарту качества ISO 9002".
04.12.2017 Ивановским УФАС России в адрес Ивановского филиала ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" был направлен запрос N07-15/3255 о необходимости представления стандарта качества ISO 9002, требование о соответствии которому для товаров, необходимых к поставке в рамках указанной закупки, установлено в приложении N1 к ч. III "Описание объекта закупки" документации об указанном электронном аукционе.
04.12.2017 в ответ на запрос Ивановского УФАС России Ивановским филиалом ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" был представлен ГОСТ Р 57189-2016/ISO/TS 9002:2016 "Системы менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2015".
Согласно ГОСТ Р 57189-2016/ISO/TS 9002:2016 "Системы менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2015" указанный стандарт разработан для помощи пользователям при внедрении системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2015. Данный стандарт содержит руководящие указания по применению требований ИСО 9001:2015... Указанный стандарт приводит примеры того, что организация может сделать, но не дополняет ИСО 9001 новыми требованиями. Примеры стандарта не являются исчерпывающими и представляют собой лишь возможности, не все из которых обязательно подходят для любой организации. ИСО 9001:2015 содержит требования, которые могут быть объективно проверены или оценены. ГОСТ Р 57189-2016/ISO/TS 9002:2016 "Системы менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2015" включает в себя примеры, описания и варианты, которые помогают как при внедрении системы менеджмента качества, так и при усилении ее взаимосвязи с общим менеджментом организации.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 "Системы менеджмента качества. Требования" применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.
В своих возражениях на жалобу Заказчик указал, что стандарт ISO 9002 содержит требования к системе качества, в соответствии с которой производится продукция на предприятии. Установленные стандартом требования направлены на удовлетворение нужд потребителя посредством предупреждения несоответствия продукции на всех стадиях от производства до обслуживания.
Производители мебели активно используют данный стандарт при определении качества своей продукции. С учетом социальной значимости для Заказчика, как образовательного учреждения, поскольку мебельная продукция используется для осуществления основной функции учреждения, для организации образовательного процесса, имеет первостепенную важность поставка именно качественной мебели, соответствующей международным и национальным стандартам.
Комиссия Ивановского УФАС России соглашается с позицией Заказчика относительно необходимости поставки именно качественной мебели. Вместе с тем, согласно п. 1.1, 6.1 ч. II "Проект контракта" документации о закупке Исполнитель обязуется с надлежащим качеством_ оказать услуги по поставке, сборке и установке комплекта мебели для помещений учебного корпуса, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Жиделева, д. 8_ Поставляемый товар должен иметь высокое качество изготовления и соответствовать современному уровню качества в данной отрасли_
Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что в рассматриваемом случае установление Заказчиком требования о соответствии стандарту качества ISO 9002 нарушает ч. 3 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как данный стандарт касается системы менеджмента качества в организации.
Также Комиссия Ивановского УФАС России считает необходимым отметить тот факт, что в документации о закупке не в полном объеме указано наименование указанного стандарта.
Относительно второго довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Законом о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 Законом о контрактной системе.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
На основании ч. 1, 6 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта_ В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона о контрактной системе.
Ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт_
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе.
В п. 9.2 ч. II "Проект контракта" документации о закупке установлено: "Сумма обеспечения исполнения обязательств по контракту составляет _______________ (_______________) рублей ___ копеек. Способ предоставления обеспечения исполнения контракта определяется Исполнителем самостоятельно".
Согласно извещению о проведении данного электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 500 000 руб.
Таким образом, в ч. II "Проект контракта" документации о закупке не предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, в случае, если при проведении электронного аукциона участником закупки, с которым будет заключаться контракт, будет предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая изложенное, Заказчиком в документации о закупке порядок предоставления обеспечения исполнения контракта определен с нарушением ч. 2 ст. 37, п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, второй довод жалобы является обоснованным.
Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.
Согласно ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе предоставляет Заказчику право самостоятельно определить срок возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п. 9.3 ч. II "Проект контракта" документации о закупке установлено, что в случае, если в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту было выбрано внесение денежных средств на указанный Заказчиком счет, обеспечение исполнения контракта должно быть возвращено Исполнителю после подписания Заказчиком акта сдачи-приемки оказанных услуг и товарной (товарно-транспортной) накладной по письменному заявлению Исполнителя в течение 10 (десяти) банковских дней.
Согласно п. 9.4 ч. II "Проект контракта" документации о закупке предусмотрено, что в случае, если способом обеспечения исполнения контракта является банковская гарантия, срок действия данного документа должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Проанализировав указанные положения документации о закупке, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что они соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. В Законе о контрактной системе отсутствует требование о том, что срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, и срок действия банковской гарантии должны совпадать.
Четвертый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона указано: дата и время окончания подачи заявок - 29.11.2017 08:00.
В п. 29 раздела 1.3 "Информационная карта электронного аукциона" ч. I "Электронный аукцион" документации о закупке указано: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29.11.2017 г. до 09:00.
В своих возражениях на жалобу Ивановский филиал ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" указал, что в документации о закупке была допущена техническая опечатка.
На основании указанного выше, документация о закупке сформирована с нарушением ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, поскольку информация относительно времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, изложенная в документации о закупке, не соответствует информации о времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, указанной в извещении о проведении электронного аукциона.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТехноСтрой" на действия Ивановского филиала ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" при проведении электронного аукциона на поставку, сборку и установку комплекта мебели для помещений учебного корпуса, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Жиделева, д. 8 (извещение 0333100012317000011) обоснованной в части первого, второго, четвертого доводов жалобы.
2. Признать в действиях Ивановского филиала ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" нарушение ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 37, п. 1, 8 ч. 1, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ______________________________ А.В. Боровков
Члены Комиссии: _______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ А.А. Машкова
_______________________________ А.Р. Вечерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 4 декабря 2017 г. N 07-15/2017-220
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2017