Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу Головичева Е.Г. на действия государственного заказчика - ГКУ "Управления капитального строительства РСО-Алания" (далее - ГКУ "УКС РСО-Алания", Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310200000317002767 на выполнение работ по объекту "Школа на 360 мест с.Эльхотово Кировского района РСО-Алания (строительство под ключ)" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
28 ноября 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба Головичева Е.Г. (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что согласно п.17 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью аукционной документации срок окончания работ декабрь 2017 года. В п. 1.3 проекта государственного контракта на выполнение работ аукционной документации указан срок окончания работ - 31 декабря 2017 г.
По мнению Заявителя, работы по строительству школы должны быть выполнены за 15 суток, что нарушает требования п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так как описание объекта закупки не носит объективный характер и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Так, требования Заказчика по срокам выполнения работ ведет к грубейшим нарушениям технологий и методов их производства, не соответствующим действующим нормативноправовыми документами - государственными стандартами (ГОСТ), строительными нормами и правилами (СНиП, СП), санитарными нормами и правилами (СанПиН) и противоречит п.1 Технического задания.
Не оспаривая теоретическую возможность привлечения огромного количества специалистов и работников для выполнения работ в короткие сроки, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушен технологический процесс, так как согласно проектно-сметной документации (далее - ПСД) при строительстве школы применяется бетон для устройства фундаментной плиты, устройства стен подвала, железобетонных рам, перекрытий лестничных маршей с использованием опалубки. Данные работы выполняются на одном участке и должны проводиться в определенной последовательности после приобретения бетоном необходимой твердости. В соответствии с п.8.3.1 и п. 8.4.2 СНиП 52-01-2003 "Бетонные и железобетонные конструкции" распалубку конструкций следует производить после набора бетоном распалубочной прочности. В соответствии с п.2.23 СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции" прочность бетона в момент распалубки конструкций должна быть не ниже:
- конструкционно-теплоизоляционного -1,5 МПа;
- армированного - 3,5 МПа, но не менее 50 % проектной прочности.
П.2.17. Движение людей по забетонированным конструкциям и установка опалубки вышележащих конструкций допускаются после достижения бетоном прочности не менее 1,5 МПа.
100% проектной прочности бетон приобретает через 28 суток при температуре +18-20°С. При более низких температурах срок увеличивается. Согласно прогноза погоды на декабрь 2017 года в с.Эльхотово температура днем не превышает +10°С.
По мнению Заявителя, для проведения работ по устройству фундамента нельзя начинать ранее, чем через 4 суток после устройства фундаментной подготовки, проведения работ по устройству железобетонных стен подвала нельзя начинать ранее чем через 8 суток после устройства фундамента и так далее. Также согласно ПСД, действующих ГОСТ, СНиП, СП готовое к эксплуатации здание должно иметь 100% прочности на что требуется не менее 28 суток, чего по условиям Заказчика добиться невозможно.
Кроме того, Заявитель указал, что согласно условий контракта не предусматривается авансирование, что препятствует участию в конкурсе малому и среднему бизнесу.
Учитывая вышеизложенное, Заявитель считает, что Заказчик мог ошибочно указать неправильные сроки выполнения работ, либо умышленно нарушать требования п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, а также не допускает участия представителей малого и среднего бизнеса.
ГКУ "УКС РСО-Алания" в объяснении по существу жалобы указало, что считает жалобу не обоснованной, в связи с тем, что пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик при составлении Технического задания вправе включить в документацию о проведении аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций, при этом Заказчик может в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом.
Техническим заданием установлено, что работы необходимо выполнить в строгом соответствии с действующими ГОСТ, СНип и другими нормативными документами.
Согласно п.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций, таким образом, физическое лицо не может участвовать и выполнять работы по данной закупке.
Так же в соответствии с п. 8.5. ч.8 Проекта государственного контракта при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о контрактной системе) по согласованию Заказчика с Подрядчиком допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, соответственно подрядчик вправе согласовав с заказчиком применить те материалы, которые, по его мнению, могут положительно повлиять на строительство объекта, так же на сроки строительства.
Заказчик указал, что столь сжатые сроки обусловлены: большой срочностью данных видов работ и принципом стимулирования инноваций, прописанным Законом о контрактной системе. Чтобы уложиться в столь короткий срок исполнения работ, Исполнителю необходимо качественно организовать работы и технологические процессы, а также применять современные строительные материалы. Для примера: применять современные добавки в бетонные смеси, которые позволяют получить 50% прочности бетона в течение 24 часов, при отрицательных температурах в соответствии ГОСТ 24211-2008.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
16 ноября 2017 года в ЕИС Управление РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд разместило извещение о проведении электронного аукциона N0310200000317002767 на выполнение работ по объекту "Школа на 360 мест с.Эльхотово Кировского района РСО-Алания (далее - Извещение) и Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную 16.11.2017 г. ГКУ "УКС РСО-Алания" (далее - Аукционная документация).
Согласно Техническому заданию Аукционной документации, предметом Аукциона является выполнение работ по объекту "Школа на 360 мест с.Эльхотово Кировского района РСО-Алания.
Частью 5 статьи 63 и частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что Аукционная документация должна содержать информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, кроме прочего краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом, Закон о контрактной системе не содержит требований, касающихся определения срока поставки товара или завершения работы.
Извещением и пунктом 17 Информационной карты Аукционной документации установлено, что начало выполнение работ - дата подписания контракта, а срок окончания работ декабрь 2017 года.
Пунктом 1.3 Проекта контракта также установлено, что срок окончания работ - 31 декабря 2017 года. Из пункта 3.5 Проекта контракта следует, что расчеты за выполненные работы осуществляются путем перечисления денежных средств, в течение 30 дней после подписания акта приемки выполненных работ, акта сдачи-приемки поставленного оборудования, счета и (или) счета-фактуры.
Окончательный расчет производится в течение 30 дней после полного окончания работ по объекту, включая устранение дефектов, выявленных при приемке, а также после получения разрешительной документации на ввод объекта в эксплуатацию или подписания акта приемки законченного капитальным ремонтом объекта.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям частей 1 и 2 статьи 33, статьи 42, части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
признать необоснованной жалобу Головичева Е.Г. на действия государственного заказчика - ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении электронного аукциона N0310200000317002767 на выполнение работ по объекту "Школа на 360 мест с.Эльхотово Кировского района РСО-Алания (строительство под ключ)".
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 5 декабря 2017 г. N А302-12/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2017