Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, врио руководителя управления
Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор;
Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии представителей:
заказчика ФГБОУ ВО "ВГТУ"- Юдиной М.Л. (доверенность от 04.12.2017 года N 159), Гришкиной Н.В. (доверенность от 04.12.2017 года N 160),
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного заявителя - ООО "Охранное предприятие "Браслет К",
рассмотрев жалобу ООО "Охранное предприятие "Браслет К" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "ВГТУ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране объектов и обеспечению правопорядка на территории ФГБОУ ВО "ВГТУ", расположенных по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 14, учебный корпус N 1; ул. Плехановская, д. 11, учебный корпус N 2; Московский проспект, д. 179, учебный корпус N 3; Московский проспект, д. 179, учебный корпус N 4; ул. Ватутина, д. 1, учебный корпус N 5; ул. Циолковского, д. 34, учебный корпус N6; Московский проспект, д. 14, административно-хозяйственный корпус; Московский проспект, д. 179, общежитие N 3; Московский проспект, д. 179, общежитие N 4; Московский проспект, д. 14, столовая N 7; Московский проспект, д. 179, столовая N 27 (извещение N 0331100001917000036) (далее - аукцион),
у с т а н о в и л :
27.11.2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "Охранное предприятие "Браслет К" (далее - заявитель) на действия заказчика - ФГБОУ ВО "ВГТУ" (далее - заказчик) при проведении аукциона.
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, выразившимися в установлении в описании объекта закупки положений, не соответствующих законодательству о закупках, а именно: требований о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта (подпункты 4.4.5, 4.4.7 Технического задания), неуказание на виды деятельности требуемой лицензии на оказание охранных услуг (подпункт 4.4.1 Технического задания, п. 14 Информационной карты), требование о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе такой лицензии на оказание охранных услуг (подпункт 4 п. 18.1 Информационной карты), установление требования о наличии у участника закупки лицензии на вид работ, не являющийся предметом закупки: "монтаж, обслуживание и ремонт охранно-пожарной сигнализации" (подпункт 4.4.1 Технического задания); размещение в единой информационной системе двух действующих редакций документации об аукционе.
Представители заказчика считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
13.11.2017 года заказчиком в единой информационной системе размещено извещение о проведении аукциона и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта - 23600000, 00 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - АО "ЕЭТП".
01.12.2017 года в единой информационной системе размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0331100001917000036-1.
04.12.2017 года в единой информационной системе размещен протокол проведения электронного аукциона N 0331100001917000036-2.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч.2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Наименование и описание объекта закупки представлены в Техническом задании (часть XII) документации об аукционе.
Подпунктом 4.4.5 пункта 4.4 Технического задания установлено требование к оказываемым услугам: "Наличие в штате охранного предприятия квалифицированного персонала, необходимого для обеспечения охраны всех постов и объектов (Таблица 1 и 2 настоящего технического задания), прошедшего профессиональную подготовку и сдавшего квалификационный экзамен, имеющего действующие удостоверения частного охранника установленного образца. Знающего назначение и умеющего пользоваться техническими средствами охраны (системами охранно-пожарной сигнализации, системами оповещения, кнопкой тревожной сигнализации, системами видеонаблюдения, средствами радиосвязи, металлодетектором)".
Кроме того, подпунктом 4.4.7 пункта 4.4 Технического задания установлено требование к оказываемым услугам: "Наличие собственных групп быстрого реагирования и использования для поста мобильного патруля (группы быстрого реагирования, далее - ГБР) наличие исправного легкового автотранспортного средства имеющим отличительные логотипы на кузове машины, определяющие принадлежность к охранному предприятию и согласованные с ГИБДД;, служебное нарезное (нетравматическое) оружие, спецсредства (палка резиновая, наручники), наличие средств индивидуальной защиты (бронежилет, шлем) имеющие необходимые сертификаты соответствия".
Комиссия Воронежского УФАС России, проанализировав содержание подпунктов 4.4.5, 4.4.7 пункта 4.4. Технического задания установила, что данные требования относятся к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта.
Таким образом, в действиях заказчика - ФГБОУ ВО "ВГТУ" содержится нарушение требований ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, выразившееся во включении в документацию о закупке требований о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Подпунктом 4.4.1 пункта 4.4 Технического задания установлено: "Услуга по охране может оказываться только организациями, специально учрежденными для их выполнения и имеющими действующую лицензию, выданную органами внутренних дел, лицензию на монтаж, обслуживание и ремонт охранно-пожарной сигнализации выданной соответствующим органом".
Подпунктом 8 пункта 14 Информационной карты (часть X документации об аукционе) установлено требование к участникам закупки: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 03.07.2016) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации") к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 18.1 Информационной карты (часть X документации об аукционе) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпунктом 8 пункта 14 части X "Информационная карта электронного аукциона", или копии этих документов (лицензия на осуществление частной охранной деятельности).
В силу п.1 ч.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно п. 32 ч. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии со ст. 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 указанного закона.
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утверждено "Положение о лицензировании частной охранной деятельности".
Согласно пункту 1 данного Положения в соответствии с частью второй статьи 11.2 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" устанавливается порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", а также перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг.
Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для признания нарушений в действиях заказчика, выразившихся в установлении в подпункте 8 пункта 14 Информационной карты (часть X документации об аукционе) требований к участникам закупки: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 03.07.2016) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации") к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки".
Комиссия Воронежского УФАС России также пришла к выводу об отсутствии оснований для признания нарушений в действиях заказчика, выразившихся в установлении в подпункте 4 пункта 18.1 Информационной карты (часть X документации об аукционе) требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе: документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пп. 8 пункта 14 части X "Информационная карта электронного аукциона", или копии этих документов (лицензия на осуществление частной охранной деятельности).
Подпунктом 4.4.1 пункта 4.4 Технического задания установлено: "Услуга по охране может оказываться только организациями, специально учрежденными для их выполнения и имеющими действующую лицензию, выданную органами внутренних дел, лицензию на монтаж, обслуживание и ремонт охранно-пожарной сигнализации выданной соответствующим органом".
Пунктом 4.1. Технического задания установлены "требования к результатам услуг: сохранность имущества и материальных ценностей заказчика; соблюдение общественного порядка на территории заказчика; безопасность жизни и здоровья обучающихся и сотрудников заказчика; антитеррористическую и противопожарную безопасность объектов заказчика".
Проанализировав содержание технического задания, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу, что техническое задание не содержит вида работ: "монтаж, обслуживание и ремонт охранно-пожарной сигнализации".
Таким образом, в действиях заказчика - ФГБОУ ВО "ВГТУ" содержится нарушение требований п.1 ч.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в установлении в документации об аукционе требований к участникам закупки об обладании лицензией на право осуществления вида работ, не являющегося предметом закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ информация, предусмотренная указанным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссией Воронежского УФАС России установлено: 13.11.2017 года заказчиком в единой информационной системе размещено две действующих редакции документации об аукционе, а именно: "аукционная документация + ТЗ ВГАСУ новая редакция", "аукционная документация".
На рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что руководствоваться следует документацией об аукционе с пометкой: "новая редакция".
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях заказчика - ФГБОУ ВО "ВГТУ" нарушения требований ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ, выразившегося в размещении в единой информационной системе двух действующих редакций документации об аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
1. Признать жалобу ООО "Охранное предприятие "Браслет К" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "ВГТУ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране объектов и обеспечению правопорядка на территории ФГБОУ ВО "ВГТУ" (извещение N 0331100001917000036) обоснованной частично.
2. Признать в действиях заказчика - ФГБОУ ВО "ВГТУ" нарушения требований: ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, выразившеея во включении в документацию о закупке требований о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта; п.1 ч.1 ст.31 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в установлении в документации об аукционе требований к участникам закупки об обладании лицензией на право осуществления вида работ: "монтаж, обслуживание и ремонт охранно-пожарной сигнализации", не предусмотренного предметом закупки; ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в размещении в единой информационной системе двух действующих редакций документации об аукционе.
3. Выдать заказчику - ФГБОУ ВО "ВГТУ" предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию об аукционе с учетом настоящего решения и проведения процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства о закупках.
4. В связи с выявлением нарушений в действиях заказчика аукционной комиссии отменить протокол от 01.12.2017 года рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0331100001917000036-1.
5. Оператору электронной торговой площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка" отменить протокол от 04.12.2017 года проведения электронного аукциона N 0331100001917000036-2.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 04.12.2017 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 07.12.2017 года.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Члены комиссии Р.Н. Колмаков
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 4 декабря 2017 г. N 779-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2017