Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей ГБУЗ "ГВВ N 2 ДЗМ": Е.В. Нерсисян,
в отсутствие представителей ООО "СтройСервис", о времени и месте заседания уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/60666/77-17 от 27.11.2017,
в присутствии третьего лица: А.В. Кручинина,
рассмотрев жалобу на действия ГБУЗ "ГВВ N 2 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и эксплуатации зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования с круглосуточным пребыванием дежурной службы на территории ГБУЗ "ГВВ N 2 ДЗМ" (Закупка N 0373200015017000088) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/60666/77-17 от 27.11.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление требований к таким товарам, как "Средства для крепления радиаторов", "Солидол жировой", "Мыло твердое", "Цемент гипсоглиноземистый", "Доски тип 1, тип 2, тип 3", "Купорос медный", "Мел молотый", "Цемент общестроительный", "Средство "Альциона-хлор" или эквивалент", которые, по мнению Заявителя, не являются объектом закупки, так как в аукционной документации, отсутствует информация об объемах использования указанных товаров.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в технической части аукционной документации установлены излишне детализированные требования к товарам, что ограничивает количество участников закупки, так например:
- В п. "Цемент гипсоглиноземистый" установлены требования: "Начало схватывания", "Конец схватывани";
- В п. "Проволока сварочная" установлены требования: "Внутренний диаметр мотка омедненной проволоки", "Высота мотка омедненной проволоки", "Внутренний диаметр витков мотка неомедненной проволоки", "Наружный диаметр мотка омедненной проволоки";
- В п. "Клей" установлены требования: "Время предварительной подсушки клея", "Достижение максимальной прочности склеивания", "Возможность приложения нагрузки";
- В п. "Растворы цементные тип 2" установлено требование: "Соотношение вяжущего к заполнителю в сухой смеси";
- В п. "Цемент общестроительный" установлены требования: "Начало схватывания цемента", "Конец схватывания цемента";
- В п. "Шурупы с потайной головкой тип 3" установлено требование: "Длина шурупа l";
- В п. Гвозди строительные" установлено требование: "Диаметр стержня";
- В п. "Саморезы тип 1, тип 2, тип 3" установлены требования: "Высота головки F", "Наружный диаметр D1", "Внутренний диаметр D2", "Глубина шлица Q", "Ширина шлица М", "Радиус головки R", "Минимальный разрушающий момент";
- В п. "Замок цилиндровый" установлены требования: "Число секретов для замков разного класса", "Нагрузки, прикладываемые к узлам и деталям к дужке на выравнивание навесных замков", "Класс замка по конструктивному исполнению корпуса", "Время вскрытия (взлома) замка (цилиндрового механизма) любым способом", "Корпусы и крышки замков 3-го и 4-го классов должны изготавливаться из листовой стали толщиной", "Число кодовых элементов цилиндрового механизма".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы в части установления неправомерных требований к товарам п. "Цемент гипсоглиноземистый", п. "Проволока сварочная", п. "Клей", п. "Растворы цементные тип 2", п. "Цемент общестроительный", п. "Замок цилиндровый". При этом, пояснил, что требования к товарам п. "Саморезы тип 1, тип 2, тип 3" установлены в соответствии с данными производителями, находящимися в открытом доступе.
Вместе с тем, из представленных представителем Заказчика сведений от производителей, Комиссия Управления установила, что значения показателей "Высота головки F", "Наружный диаметр D1", "Внутренний диаметр D2", "Глубина шлица Q", "Ширина шлица М", "Радиус головки R", "Минимальный разрушающий момент" напрямую зависят от значения диаметра самореза. Таким образом, зная значения диаметра самореза, Заказчику становятся известны значения вышеуказанных показателей.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления подобных требований к товарам, а также их значимость в определении потребности Заказчика в качественных товарах.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены требования к товарам, вводящие участников Закупки в заблуждение, так, например:
- В п. "Дверные блоки металлические" установлен нестандартный показатель "По классу изоляции: 1; 2; 3", что не позволяет определить потребность Заказчика, а также, по показателю "Класс по показателю звукоизоляции Rw: 1; 2 дБ" установлена нестандартная единица измерения, поскольку в соответствии с ГОСТ 31173-2003 "Блоки дверные стальные. Технические условия" указанный параметр не имеет единиц измерения.
- В п. "Бачки смывные" установлены требования: "Высота: от 33 до 40 мм", "Длина: от 13 до 20 мм", "Объем бачка: 4.5; 6 л". При этом, Заявитель указывает, что не существует смывных бочков с указанными габаритными размерами, кроме того, указанные размеры бачка не смогут иметь требуемый объем.
- В п. "Заготовки трубные поливинилхлоридные" установлены требования: "Dn: 50; 110 мм", "Lраст: >47 мм", при этом, участник закупки не может выбрать значение параметра "Dn" 110 мм, поскольку "Lраст" у таких заготовок составляет 47 мм, что не соответствует требованиям аукиционной документации.
- В п. "Сифон тип 1" установлены требования: "Отвод сифона обеспечивает возможность поворота его под трубой перелива в горизонтальной плоскости", "Тип сифона: СБУ; СБУ2; СТУ; СТУ2; СВПГ; СПМ", при этом, в соответствии с ГОСТ 23289-2016 "Арматура санитарно-техническая водосливная. Технические условия" указанному описанию товара соответствует исключительно тип сифона СВПГ.
- В п. "Краска масляная тип 2", п. "Краска масляная тип 3", п. "Смесители для душа" установлены нестандартные единицы измерения температуры, а именно: "оС", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение.
- В п. "Саморезы тип 1", п. "Саморезы тип 2" установлено требование: "Шаг резьбы Р: от 1,4 о 1,7 мм", что не позволяет определить потребность Заказчика.
- В п. "Доски тип 2" установлено требование: "Ширина: от 100* мм", при этом, согласно ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" доски - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины, таким образом, не возможно представить показатель соответствующий требованиям аукционной документации и положениям ГОСТ.
- В п. "Замок цилиндровый" установлено требование: "Число секретов для замков разного класса", при этом не установлен тип конструктивного исполнения носителя секретности, что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку для разных типов разнится число секретов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Кроме того, согласно доводам жалобы Заказчиком установлены следующие требования, вводящие участников закупки в заблуждение:
- В п. "Кабель-канал: ответвления Т-образные тип 2" установлено требование: "Размер (ШхВ): >20х12.5 мм";
- В п. "Кабель-канал: накладки стыковые тип 2" установлено требование: "Размер (ШхВ): 25х16 мм";
- В п. "Кабель-канал: заглушки тип 2" установлено требование: "Размер (ШхВ): 25х16 мм";
- В п. "Кабель-канал: углы внутренние тип 2" установлено требование: "Размер (ШхВ): 25х16 мм";
- В п. "Кабель-канал: углы наружные тип 2" установлено требование: "Размер (ШхВ): 25х16 мм";
- В п. "Кабель-канал тип 2" установлено требование: "Размер (ВхШ): 25х16 мм".
Заявитель указывает, что из положений Инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе, а также указанных требований не ясно применяется ли требование "" ко обоим значениям, то есть к высоте и ширине, или только к высоте.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что удовлетворяют требованиям Заказчика представление меньшего или равного установленному как значения высоты или ширины, так и значение обоих данных параметров.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что действуя добросовестно, Заявитель мог воспользоваться правом на подачу разъяснений положений аукционной документации в соответствии с положениями ст. 65 Закона о контрактной системе для уточнения положений, которые ему не ясны.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода.
5. Также Заявитель указывает, что Заказчиком при описании объекта закупки установлены дублирующие друг друга требования к товарам, необходимым к использованию при выполнении работ, в частности:
- В п. "Кабель-канал: ответвления Т-образные тип 1" установлены требования: "Минимальная температура эксплуатации", "Максимальная температура эксплуатации", "Температура эксплуатации";
- В п. "Плитки керамические тип 2" дважды установлено требование "Глазурь: Прозрачная; заглушенная".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
6. Заказчиком к товару п. "Средство "Альциона-хлор" или эквивалент" установлены требования: "Протирание поверхностей (бактерии искл. туберкулез), (60 мин): 0,0335 %", "Расход раствора при протирании:
100 мл/м2", "Протирание поверхностей (туберкулез), (60 минут):
0,134 %", "Протирание поверхностей (вирусы, не менее устойчивые вируса гепатита В), (60 минут):
0,0335%".
Согласно доводам жалобы указанные требования являются избыточными и определяются испытаниями после производства. Кроме того, Заявитель указывает, что совокупности установленных требований не соответствует товар ни одного производителя, в том числе, "Альциона-хлор", установленный Заказчиком.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленным в аукционной документации требованиям соответствует как минимум два средства: "Альциона-хлор" и "Аква-хлор".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя отсутствуют документы и сведения, подтверждающие, что "Альциона-хлор" не соответствует требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СтройСервис" на действия ГБУЗ "ГВВ N 2 ДЗМ" обоснованной в части установления требований к товарам, не являющимся объектом закупки; установления излишне детализированных требований к товарам; установления требований, вводящих участников закупки в заблуждение; установления дублирующих требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1, ч. 2 ст.33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. 3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Строительная компания "Атюс" по делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок N 2-57-14112/77-17 от 15.11.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05 (доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 ноября 2017 г. N 2-57-14979/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017