Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушкова,
при участии представителей ФГБУ "РДКБ" Минздрава России: М.А. Момотовой, С.М, Куксова,
в отсутствие представителей ИП Болявин Д.В., о времени и месте заседания уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/60999/17 от 28.11.2017,
в присутствии третьего лица: М.А. Солониной,
рассмотрев жалобу ИП Болявин Д.В. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "РДКБ" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту противопожарных систем безопасности в зданиях ФГБУ "РДКБ" Минздрава России (Закупка N 0373100045317000291) (далее - аукцион, электронный аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждений положений аукционной документации в нарушении законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NМГ/60999/17 от 28.11.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление в аукционной документации требований к товарам с использованием знаков и символов, отсутствующих в Инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе, что вводит участников закупки в заблуждение.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что в технической части аукционной документации установлены максимальные и минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, для требуемого к использованию товара, в частности:
- В п. 1 "Трубы электротехнические" установлено требование: "Степень защиты от проникновения твердых предметов и воды (IP): не IP 44";
- В п. 2 "Труба гофрированная тип 1" установлено требование: "Наружный диаметр: не >25 мм";
- В п. 6 "Труба гофрированная тип 2" установлено требование: "Степень защиты от проникновения твердых предметов и воды (IP): не >IP55".
При этом, в Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе отсутствуют положения, регламентирующие правила указания значения показателей при использовании символов "не ", "не >", в связи с чем, по мнению Заявителя, установление требований подобным образом вводит участников закупки в заблуждение.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились пояснить необходимость установления требований подобным образом, с учетом того, что Инструкция предусматривает установление требований к товарам с использованием символов ">", "<", "", "
", достаточных для описания потребности Заказчика в указанных случаях.
Кроме того, установление таких форм, как, например, "не " не дает объективного понимания потребности Заказчика, а именно возможности указания участниками Закупки значения показателя, равного установленному в аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к товарам, в частности:
- В п. 3 "Болты и гайки высокопрочные тип 1" установлено требование: "Относительное удлинение болтов";
- В п. 4 "Болты и гайки высокопрочные тип 2" установлено требование: "Относительное сужение болтов";
- В п. 7 "Резина техническая тип 1" и п. 10 "Резина техническая тип 2" установлено требование: "Степень твердости";
- В п. 12 "Трубы стальные водогазопроводные" установлено требование: "Толщина цинкового покрытия".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не содержатся в описании товара при их покупке. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Так например, Заказчиком в п. 3 "Болты и гайки высокопрочные тип 1" установлено требование: "Относительное удлинение болтов", в п. 4 "Болты и гайки высокопрочные тип 2" установлено требование: "Относительное сужение болтов", при этом, согласно ГОСТ Р 52643-2006 "Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия" относительное удлинение и относительное сужение определяются после разрыва для обработанного испытательного образца, что указывает на необходимость проведения испытаний конкретной партии товара после его производства. В п. 12 "Трубы стальные водогазопроводные" Заказчиком установлено требование: "Толщина цинкового покрытия", при этом, значение толщины покрытия, согласно доводам Заявителя, становится известным после проведения необходимых измерений, что также свидетельствует о необходимости проведения испытаний.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что значение толщины покрытия труб не указывается в условном обозначении согласно ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих, что степень твердости технической резины невозможно определить не имея товара в наличии и без проведения испытаний конкретной партии товара после его производства.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что в соответствии с ГОСТ 7338-90 "Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия" значение степени твердости резины технической указывается в условном обозначении товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы в части установления избыточных требований к товарам п. 3 "Болты и гайки высокопрочные тип 1", п. 4 "Болты и гайки высокопрочные тип 2", п. 12 "Трубы стальные водогазопроводные" и нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Болявин Д.В. на действия ФГБУ "РДКБ" Минздрава России обоснованной в части установления требований, вводящих участников закупки в заблуждение, а также установления избыточных требований к товарам п. 3 "Болты и гайки высокопрочные тип 1", п. 4 "Болты и гайки высокопрочные тип 2", п. 12 "Трубы стальные водогазопроводные".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1, 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены комиссии Д.А. Орехов
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 ноября 2017 г. N 2-57-15101/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2017