Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана": Ю.О. Тютина,
ООО "РосФарМ": Л.В. Истоминой,
рассмотрев жалобу ООО "РосФарМ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских расходных материалов для стерилизации для нужд ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана" (Закупка N 0373200215517000347) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/61001/17 от 28.11.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление в аукционной документации неправомерных требований к товарам.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, в технической части аукционной документации установлены избыточные требования к поставляемым товарам, конкретные значения по которым не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, в частности, такие показатели как: "рН водного экстракта 6,0-8,0; пропускная способность по воздуху (по Bendtsen) не менее 460 мл/мин; прочность на разрыв (в сухом виде) не менее 90Н/15 мм; содержание хлоридов менее 0,029%; содержание сульфатов менее 0,018%. Отсутствие флуоресцентов", "pH 6,0-8,0. Хлоридов менее 0,017%. Сульфатов менее 0,013%. Предел прочности на разрыв в сухом состоянии МD не менее 6,0 kN/m, предел прочности на разрыв в сухом состоянии СD не менее 3,2 kN/m. Сопротивление продавливанию в сухом состоянии более 320 kРа, продавливанию во влажном состоянии более 130 kРа. Пропускная способность не менее 680 мл/мин. Размер пор менее 20 мкм", "пропускная способность по воздуху не менее 600 мл/мин; величина микропор не более 10 микрон, отсутствие флуоресцентов", "рН водного экстракта должен быть 6,5; пропускная способность по воздуху (по Bendtsen) должна быть не менее 1300 мл/мин; прочность на разрыв в продольном направлении должна быть не менее 2,50 kN/m; прочность на разрыв в поперечном направлении должна быть не менее 1,30 kN/m; растяжимость в продольном направлении должна быть не менее 11%; растяжимость в поперечном направлении должна быть не менее 4,5 %; микропоры должны быть не более 25 микрон; содержание хлоридов должно быть не более 0,035%; содержание сульфатов должно быть не более 0,06%".
Кроме того, Заявитель указывает, что данные характеристики не влияют на эксплуатацию, а также не отражены ни в одном документе, сопровождающем поставку товара (Инструкция, Регистрационное удостоверение, сертификат или декларация соответствия или отказное письмо), также они не указаны на упаковках. При этом, закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился, что указанные характеристики товаров не указываются производителями ни в регистрационных удостоверениях, ни в инструкциях по применению, ни в каких-либо иных документах, находящихся в открытом доступе и доступных для ознакомления.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Также Заявитель обжалует установление в аукционной документации к стерилизационным рулонам (п.п. 9 - 22) следующего требования: "Срок хранения стерильности упакованных изделий не менее 24 мес".
Согласно доводам жалобы, установление такого требования к сроку сохранения стерильности, не целесообразно, ввиду того, что ни одно медицинское учреждение не обладает таким количеством инструментов для стерилизации, которое можно было бы хранить в данных стерилизационных рулонах в течении 24 месяцев без использования. Кроме того, установление требования к такому большому сроку хранения стерильности упакованных изделий не подкреплено объективной потребностью Заказчика и ограничивает количество участников закупки, готовых предложить указанные стерилизационные рулоны, соответствующие требованиями аукционной документации, но имеющие меньший срок хранения стерильности упакованных изделий.
Кроме того, в соответствии с методическими указаниями по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения NМУ-287-113, утвержденными руководителем Департамента госсанэпиднадзора Минздрава России 30.12.1998, срок сохранения стерильности изделий, простерилизованных в пергаменте, бумаге мешочной, стерилизационной коробке составляет 20 суток. Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком установлен завышенный срок хранения стерильности упакованных изделий.
Комиссией Управления установлено, что установленному Заказчику требованию к сроку хранения стерильности упакованных изделий соответствует как минимум три производителя стерилизационных рулонов, а именно: Клинипак, Бозон и Винар.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать потребность в установлении срок хранения стерильности упакованных изделий в стерилизационных рулонах не менее 24 мес.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушены положения п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель обжалует установление Заказчиком требований к товарам по п. 2 "Материал упаковочный для стерилизации и хранения изделий медицинского назначения: Пакет бумажный со складкой 160х70х384 мм", п. 3 "Материал упаковочный для стерилизации и хранения изделий медицинского назначения: Пакет бумажный со складкой 250х100х384 мм", п. 4 "Материал упаковочный для стерилизации и хранения изделий медицинского назначения: Пакет бумажный со складкой 380х125х594 мм", совокупности которых соответствуют товары единственного производителя SterliCLIN, и требований к товарам по п. 9 "Рулоны для медицинской паровой, газовой стерилизации рулоны со складкой (бумага/пленка) 75х30мм/100-м", п. 11 "Рулоны для медицинской паровой, газовой стерилизации рулоны со складкой (бумага/пленка) 150х60мм/100-м", п. 12 "Рулоны для медицинской паровой, газовой стерилизации рулоны со складкой (бумага/пленка) 210х65мм/100-м", совокупности которых соответсвуют товары единственного производителя КЛИНИПАК, тогда как требованиямй к иным товарам, требуемых к поставке, отвечают товары неограниченного круга производителей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования к поставляемым товарам, в частности:
- п. 2 "Материал упаковочный для стерилизации и хранения изделий медицинского назначения: Пакет бумажный со складкой 160х70х384 мм" Допустимые отклонения по размерам пакетов 5 мм.
- п. 3 "Материал упаковочный для стерилизации и хранения изделий медицинского назначения: Пакет бумажный со складкой 250х100х384 мм" Допустимые отклонения по размерам пакетов 5 мм.
- п. 4 "Материал упаковочный для стерилизации и хранения изделий медицинского назначения: Пакет бумажный со складкой 380х125х594 мм" Допустимые отклонения по размерам пакетов 5 мм.
- п. 9 "Рулоны для медицинской паровой, газовой стерилизации рулоны со складкой (бумага/пленка) 75х30мм/100-м" Допустимые отклонения по ширине рулонов 5 мм.
- п. 11 "Рулоны для медицинской паровой, газовой стерилизации рулоны со складкой (бумага/пленка) 150х60мм/100-м" Допустимые отклонения по ширине рулонов 5 мм.
- п. 12 "Рулоны для медицинской паровой, газовой стерилизации рулоны со складкой (бумага/пленка) 210х65мм/100-м" Допустимые отклонения по ширине рулонов 5 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчик пояснил, что требованиям к товару по п. 3 "Материал упаковочный для стерилизации и хранения изделий медицинского назначения: Пакет бумажный со складкой 250х100х384 мм" соответствуют также товары производителей DGM (Пакет бумажный со складкой 250 мм х 100 мм х 380 мм) и Стерит (Пакет бумажный со складкой: 250х100х380 мм). Однако, в отношении других товар, обжалуемых Заявителем, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что установленным требованиям, в частности требованию к размерам, соответствуют товары нескольких производителей.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в требованиях к товарам по п.п. 9, 11, 12 допущена техническая ошибка в параметре "Допустимые отклонения по ширине рулонов _5 мм", в то время, как потребности Заказчика удовлетворяет допустимое отклонение по размеру складки _5 мм.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы в части установления неправомерных требований к товарам по п.п. 2, 4, 9, 11, 12 и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении требований об одновременной поставке в рамках одного лота товаров единственного производителя и иных товаров, совокупности требований к которым отвечают товары различных производителей.
4. Заявитель также обжалует неправомерное установление Заказчиком требования к остаточному сроку годности в процентах.
В соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара устанавливаются Заказчиком при необходимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно ч. 8 ст. 38 Закона об охране здоровья граждан, в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
В процессе регистрации медицинского изделия доказываются его качество, эффективность и безопасность. Следовательно, факт государственной регистрации медицинского изделия означает его соответствие требованиям качества, эффективности и безопасности в период срока его годности.
Таким образом, участники закупки, предлагающие к поставке медицинские изделия одного товарного рынка (либо одно медицинское изделие), но имеющие различные сроки годности или различные остаточные сроки годности, в случае установления Заказчиком требований к срокам годности, выраженных в процентах, поставлены в неравные условия.
Так, например, участником 1 предложено медицинское изделие со сроком годности 3 года, участником 2 - 2 года, заказчиком приобретается медицинское изделие сроком на 1 год, при этом установлен остаточный срок годности в процентах - 70%, следовательно для удовлетворения требований заказчика, участнику 1 необходимо поставить медицинское изделие с остаточным сроком годности 2,1 года, а участнику 2 - 1,4 года. При этом остаточный срок годности медицинских изделий двух участников покрывает период нужд потребления товара заказчиком. Таким образом, участник 1 вынужден поставлять товар со сроком годности относительно срока годности товара участника 2, превышающий в 1,5 раза. Либо участником 1 и участником 2 предложено одно и то же медицинское изделие со сроком годности 2 года, но участник 1 может поставить медицинское изделие с остаточным сроком годности 70%, а участник 2 - 60%, при этом фактически остаточный срок годности медицинских изделий составляет 1,4 года и 1,2 года соответственно, что удовлетворяет период потребления заказчиком медицинского изделия - 1 год. Между тем, участник 2 при требовании к остаточному сроку годности, выраженному в процентах, не сможет принять участие в закупке.
Таким образом, требование Заказчика об остаточном сроке годности медицинского изделия, выраженные в процентах, влечет за собой установление неравных условий для производителей медицинских изделий, ограничение конкуренции и сокращение количества участников закупок, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, указание Заказчиком обоснованного срока годности, определенного конкретным периодом (в днях, месяцах, годах), в течение которого медицинские изделия должны сохранять свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению, не является обременением для Заказчика, а значительно снижает риски ограничения количества участников закупки, и как следствие, конкуренции.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "РосФарМ" на действия ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам; установления требований к товарам по п.п. 2, 4, 9, 11, 12, совокупности которых соответствуют товары единственного производителя; установления требования к остаточному сроку годности товаров в процентах.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии Д.А. Орехов
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 ноября 2017 г. N 2-57-15097/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2017