Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г.Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
Департамента информационных технологий города Москвы: В.В. Шарлай, А.В. Бодунова, С.В. Ражковского,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: В.В. Сахно,
ООО "Р.И.М. Портер Новелли": О.Н. Тагировой, А.С. Карташева,
рассмотрев жалобу ООО "Р.И.М. Портер Новелли" (далее-Заявитель) на действия Департамента информационных технологий города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию системы поддержки информирования населения о деятельности в рамках проектов "Открытого правительства" города Москвы (Закупка N0173200001417001024) (далее-конкурс), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика в части установления в конкурсной документации требований в нарушение Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. По мнению Заявителя, данная закупка не подразумевает разработку информационной системы, при этом отсутствие информации о способах, интерфейсах интеграции, описания наборов данных существующих систем-источников данных для визуализации, создает условия ограничивающие конкуренцию.
Согласно извещению о проведении конкурса предметом закупки является выполнение работ по созданию системы поддержки информирования населения о деятельности в рамках проектов "Открытого правительства" города Москвы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил: в соответствии с пунктами 3.1, 4.1, 4.2.2, 4.3 опубликованного в составе документации по проведению открытого конкурса технического задания исполнителем должны быть реализованы подсистемы, с учетом всех требований, приведенных в пункте "требования к структуре и функционированию системы". В пункте 4.2.3 технического задания приведены расширенные требования к функциям модулей, необходимых к разработке в в рамках выполнения работ, пунктом 4.1.1.1 установлено, что в составе системы должны быть реализованы подсистемы, представленные в таблице 4; функциональные модули, назначение и основные характеристики назначение которых приведены в таблице 3, также пункт 5.1 предусматривает разработку первой очереди системы. В техническом задании в явном виде перечисляются все модули, подсистемы, назначение разрабатываемой системы (п.4.1.1.1 - Перечень разрабатываемых модулей" Таблицы 1 и 2; 4.1.1.2 - Требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы; 4.1.1.3 - Требования к взаимосвязям системы с внешними и со смежными системами, обеспечению ее совместимости"). Согласно техническому заданию в рамках исполнения работ по контракту необходимо выполнить работы по разработке функциональных модулей системы, которые производятся в два этапа. Функциональные модули первой очереди Системы: Интерактивный обучающий модуль; Интерактивная инсталляция ЦАФАП; Видеомэппинг; Информационный киоск "Наш город"; Информационный киоск "Краудсорсинг". Функциональные модули второй очереди Системы: Информационная панель; Интерактивный гид; Панель виджетов; Информационная стена-стекло". Заявитель, указывает на пункт 5.1 технического задания, в котором предусматривается этап "Разработка первой очереди Системы" и "Разработка второй очереди Системы", результатом которых, в соответствии с указанным разделом, в том числе, является предоставление дистрибутивов первой и второй очереди системы, которые в соответствии с разделом 4 Технического задания содержат в себе модули и подсистемы, предусмотренные к разработке. Таким образом, в состав работ предусмотрены и запланированы этапы разработки требуемого для функционирования информационной системы программного обеспечения.
Также, по мнению Заявителя, в обосновании начальной (максимальной) цены контракта присутствуют нарушения Закона о контрактной системе, а именно: 41 % от начальной (максимальной) цены контракта предусмотрено на оплату специалистов, которые занимаются разработкой модулей, при этом Техническим заданием данные работы не предусмотрены.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил: Заявителем указано, что 41% от начальной (максимальной) цены контракта предусмотрено на оплату специалистов реализация функционала которых фактически техническим заданием не предусмотрена, а именно: -Инженер программист с функционалом: Разработка модулей, функций и компонентов системы. Внесение изменения в ППО по результатам испытаний. Реализация автоматизированных продуктов; -Тестировщик с функционалом: Формирование требований к проведению тестирования. Описание методов и порядка проведения тестирования. Проведение тестирования модулей, функций и компонентов системы. Формирование результатов тестирования. В отношении указанных специалистов Заявителем утверждается, что техническим заданием не предусмотрена разработка модулей, функций и компонентов системы. Вместе с тем: -в пункте 4.1.1.1 технического задания представлен перечень разрабатываемых модулей, их назначение и основные характеристики, а также перечень компонент (подсистем), которые должны быть реализованы в системе; -в пункте 4.2 технического задания представлены требования к функциям (задачам), выполняемым системой. Таким образом, тезис Заявителя об отсутствии в техническом задании указания на разработку модулей, функций и компонентов системы является безосновательным.
Согласно ч. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 ст. 99 Закона о контрактной системе) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
В конкурсной документации Заказчиком в качестве метода формирования начальной (максимальной) цены контракта применен затратный метод.
Таким образом, конкурсная документация в соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
При этом рассмотрение жалоб участников закупки в части завышения или занижения начальной (максимальной) цены государственного контракта не относятся к компетенции Московского УФАС России.
Кроме того, по мнению Заявителя, из требований конкурсной документации не представляется возможным определить фактический срок выполнения работ по контракту.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил: п.4 раздела II "Информация о проведении закупки" документации по проведению открытого конкурса установлен срок выполнения работ до: 290 дней с даты, следующей за датой заключения контракта (но не ранее чем с 13.11.2017), а условия выполнения работ - в соответствии с проектом контракта и техническим заданием, пунктом 3.3 проекта контракта, приложенного к документации по проведению открытого конкурса, предусмотрено право исполнителя досрочно выполнить работы и сдать государственному заказчику их результат в установленном контрактом порядке. Таким образом, извещением о проведении открытого конкурса и документацией по проведению открытого конкурса установлен максимальный срок выполнения работ в полном объеме. Порядок сдачи-приемки работ установлен статьей 4 проекта контракта и предусматривает последовательную приемку результата работ пользователем и государственным заказчиком. Условие о заблаговременном предоставлении результата работ на утверждение пользователю и затем государственному заказчику соответствует специфике работ по созданию информационных систем, а также нормам действующего законодательства. Так, пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" установлено, что этап разработки документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности проектных решений (в том числе по защите информации) и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию системы, аналогичные положения содержатся и в пункте 10 приложения 1 к ГОСТ 34.601-90. "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы стадии создания": "на этапах 4.2 и 5.2 "Разработка документации на АС и ее части" проводят разработку, оформление, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности принятых проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию АС". Дополнительно пунктом 5.6.1 проекта контракта установлена обязанность пользователя обеспечить согласование отчетных материалов. Таким образом, сведений, содержащихся в документации по проведению открытого конкурса, достаточно для определения максимальных сроков выполнения работ в рамках отдельных этапов, а также для планирования участниками закупки временных и трудовых затрат на создание системы, включающее в себя разработку, оформление, согласование и утверждение документации.
Также, по мнению Заявителя в п.13.3 проекта контракта установлены требования, которые вводят участника закупки в заблуждение, а именно: "В целях организации информационного взаимодействия Государственный заказчик во взаимодействии с Департаментом информационных технологий города Москвы в течение одного рабочего дня с даты заключения Контракта размещает в сети Интернет по адресу www.mos.ru/widgets/citynews функционал, обеспечивающий возможность выбора Исполнителем внешнего вида и размеров информационного блока и содержащий необходимую техническую информацию (HTML-код), позволяющую осуществить размещение информационного блока на сайте Исполнителя". Кроме того, согласно доводам жалобы, в ст.7 проекта контракта отсутствует указание на исполнителя, при этом указано подрядчик, что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку ответственность прописанная в отношении "Подрядчика" не применима к "Исполнителю", так как сторона "Подрядчик" контрактом не определена.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил: указание в пунктах 13.3 и 13.6 проекта контракта Департамента и государственного заказчика, обусловлено унификацией шаблонов государственных контрактов, подлежащих применению всеми заказчиками города Москвы и размещенных в "Библиотеке типовой документации" в Единой автоматизированной информационной системе торгов. В случае когда заказчиком выступает сам Департамент данные пункты, становятся коллизионными. Для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Законом о контрактной системе понятия "поставщик", "подрядчик", "исполнитель" - отождествляются, что соответствует принципам обеспечения конкуренции и единства контрактной системы в сфере закупок.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе участниками закупки подано и допущено две заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не представил однозначных доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также сведений, подтверждающих установление Заказчиком требований, которые ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Р.И.М. Портер Новелли" на действия Департамента информационных технологий города Москвы необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России N МГ/59533/17 от 21.11.2017.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
С.И. Казарин
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 ноября 2017 г. N 2-57-14646/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2017