Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ЖКХИБ СВАО": Смирнова А.Н., Матвеевой Л.С., Русакова А.С.,
ИП Кетов Е.Г.: Кетова Е.Г.
рассмотрев жалобы ИП Кетов Е.Г. (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ЖКХИБ СВАО" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по содержанию катков с искусственным льдом (Закупки NN 0373200017517001246, 0373200017517001247, 0373200017517001250, 0373200017517001252, 0373200017517001254, 0373200017517001258) (далее - Аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует положения аукционных документаций, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/61034/17 от 28.11.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, а именно краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
1. Согласно доводам жалоб, Заказчиком в требованиях к материалам установлены излишние требования, такие как:
- В п. "Пиломатериалы хвойных пород (доски)" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Предельные отклонения от номинальных размеров по ширине _3.0 мм", "Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине _2.0 мм",
- В п. "Сталь тонколистовая оцинкованная" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Класс толщины покрытия должен быть 1", "Толщина покрытия должна быть от 18 до 40 мкм", "Марка стали должно быть 08пс, 08кп; 08пс", "Категория качества должно быть первой категории качества", "Назначение для холодной штамповки или для холодного профилирования", "Марка цинка должна быть Ц0 или Ц1 По равномерности толщины цинкового покрытия сталь должна быть НР или УР", "Толщина проката должна быть 0.5 мм", "Способность к вытяжке должна быть ВГ или Н или Г",
- В п. "Трубы стальные водогазопроводные (неоцинкованные)" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Верхнее предельное отклонение наружного диаметра должно не превышать +0.8 %", "Нижнее предельное отклонение наружного диаметра должно быть не менее -1 %", "Предельное отклонение толщины стенки должно быть не менее -15 %",
- В п. "Сталь тонколистовая оцинкованная" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Марка цинка должна быть Ц0 или Ц1 Способность к вытяжке должна быть ВГ; Н; не нормируется", "Толщина покрытия должна быть от 15 до 60 мкм", "Категория качества должно быть высшей категории качества", "Марка стали должно быть 08кп или 08пс", "Поверхность оцинкованной стали должна быть чистой со сплошным дифференцированным покрытием", "Толщина проката должна быть 0.5 мм", "По равномерности толщины цинкового покрытия сталь должна быть НР или УР", "Назначение для холодной штамповки; для холодного профилирования",
- В п. "Трубы медные" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Состояние материала твердое или полутвердое", "Материал медь марки М1р или М1ф",
- В п. "Уголки стальные горячекатаные равнополочные" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Радиус внутреннего закругления, закругления полок должен быть не более 4.5 мм", "Предельные отклонения по ширине полки уголка _1.0 мм", "Ширина полки должна быть 20, 32 мм", "Расстояние от центра тяжести до наружной грани полки должно быть не более 0.94 см", "Площадь поперечного сечения должно быть до 2.44 см2", "Масса 1-м уголка не должно быть менее 0.89 кг", "Предельное отклонение по длине уголков не должно превышать +50 мм", "Кривизна уголка должна быть до 0.4 % длины", "Точность прокатки должна быть обычная; высокая", "Предельные отклонения по толщине полки должны быть не менее -0.4 но не более +0.3 мм", "Отклонение от прямого угла при вершине не должно быть более 35 минут", "Толщина полки должна быть 3 или 4 мм",
- В п. "Прокладки резиновые пористые уплотняющие" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Группа плотности должна быть 500; 600", "Тип должен быть ПРП-40; ПРП-60", "Категория качества прокладок должна быть первая; высшая", "Сечение должно быть круглое", "Поверхность прокладки должна быть без трещин и разрывов", "Допускается налет выцветающих ингредиентов и продуктов их взаимодействия, налет талька, отпечатки от транспортерной ленты и лотка, волнистость и неровность поверхности", "Диаметр сечения должен быть от 30* до 40* мм", "Длина прокладки должна быть не менее 3000 мм", "Температура эксплуатации должна быть -60*_+70* °С", "Назначение должно быть для уплотнения стыков сборных элементов ограждающих конструкций зданий", "Средняя плотность прокладок должна быть не более 600 кг/м3",
- В п. "Лента изоляционная хлопчатобумажная" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Марка должна быть ШОЛ, ПОЛ", "Требования не установлены", "Предельное отклонение по ширине _2.0 мм", "Толщина должна быть не менее 0.25 но не более 0.40 мм", "Тип должна быть односторонняя", "Предельное отклонение по длине _2.0, не нормируется", "Внешний вид должно быть равномерное (без пропусков) покрытие поверхности ткани резиновой смесью", "Ширина должна быть не более 25.0 но более 15.0 мм",
- В п. "Ткани стеклянные конструкционные" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Пороки на 100 м длины допускаются до 7 баллов", "Отклонение по ширине должно быть от -1 до +2 %",
- В п. "Прокат сортовой стальной горячекатаный полосовой" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Точность прокатки по ширине должна быть повышенная или обычная", "Точность прокатки по толщине должна быть повышенная или обычная", "Прокат по требованию к серповидности должно быть обычное; повышенное", "Предельное отклонение по ширине проката должно быть не менее -1.0 но не более +0.5 мм", "Группа по притуплению углов должна быть БУ, ВУ", "Длина проката должна быть от 2 до 6* м", "Толщина полосы должна быть от 5* до 10 мм", "Прокат по назначению должен быть общего назначения", "Предельное отклонение по толщине проката должно быть не более +0.3 мм", "Ширина полосы должна быть не менее 30 но не более 40 мм"
- В п. "Лента изоляционная ПВХ" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Предельное отклонение по толщине _0.05 мм", "Внешний вид ленты лента не должна иметь отверстий, пузырей, складок, трещин и посторонних включений, пропусков клеевого слоя и надрывов на кромках", "Сорт должен быть первый и высший", "Цвет ленты должна быть белая; голубая, синяя", "Описание должна быть поливинилхлоридная электроизоляционная лента с липким слоем", "Толщина должна быть 0.20 мм", "Предельное отклонение по ширине _3 мм", "Ширина должна быть 15; 30 мм", "Липкость должна быть не менее 40 с", "Назначение должна быть для изоляции проводов и кабелей при ремонте и сращивании электрокабелей с неметаллическими оболочками, работающих в статическом состоянии при температуре минус 50*... плюс 70* °С,
- В п. "Веревка пеньковая техническая" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Номинальная линейная плотность веревки должно не быть менее 80.0 ктекс", "Размеры веревки: Отклонение по линейной плотности веревки _3.0 %", "Отклонения по линейной плотности каболки _10 %", "Отклонения по числу витков всех прядей веревки на длине 1 м _5 %", "Размеры веревки: размер окружности должен быть 35; 40; 45; 50 мм", "Число каболок в веревке должно быть не менее 24",
- В п. "Резина техническая прессованная" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Марка должна быть ТМКЩ; АМС; МБС", "Степень твердости", "должна быть мягкая; средняя; повышенная", "Класс должно быть 2", "Предельное отклонение толщины пластин _0.90 Мм", "Тип должен быть 1; 2", "Вид должен быть Ф", "Поверхность пластин должна быть без трещин и механических повреждений",
- В п. "Проволока порошковая для дуговой сварки" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Тип в соответствии с величиной предела текучести металла шва от 49* до 59*", "Временное сопротивление разрыву от 550* до 800 Мпа", "Компоненты, наполняющие порошковую проволоку равномерно, без пропусков, распределяются по всей длине проволоки", "Поверхность проволоки без вмятин, надрывов, без следов коррозии".
Согласно доводам жалобы достоверное значение показателей по вышеуказанным товарам возможно установить только после проведения испытаний определенной партии товара после ее производства. Конкретные и достоверные значения параметров по вышеуказанным товарам не предоставляется возможным определить на момент заполнения заявки на участие в аукционе, что может ограничивать количество участников закупки.
При этом, по п. п. "Проволока порошковая для дуговой сварки" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Тип в соответствии с величиной предела текучести металла шва от 49* до 59*", "Временное сопротивление разрыву от 550* до 800 Мпа", "Компоненты, наполняющие порошковую проволоку равномерно, без пропусков, распределяются по всей длине проволоки", "Поверхность проволоки без вмятин, надрывов, без следов коррозии", согласно п.4 ГОСТ 26271-84 "Проволока порошковая для дуговой сварки углеродистых и низколегированных сталей. Общие технические условия" Качество поверхности проволоки проверяют визуально без применения увеличительных приборов. Равномерность распределения компонентов, наполняющих порошковую проволоку по ее длине, оценивают по соответствию показателей потребительских свойств металла шва и наплавленного металла требованиям, изложенным в нормативно-технической документации на конкретные марки проволок. Допускается контроль пропусков шихты в проволоке по всей длине производить неразрушающим методом специализированными приборами, изготовленными по нормативно-технической документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом, а также возможность определения установленных характеристик на момент подачи заявки на участие в данном аукционе без приобретения товаров для проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также Заказчиком в аукционной документации установлены требования к товарам, таким как:
- В п. "Краски масляные" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Краски масляные должны быть готовые к применению для наружных и для внутренних работ", "Марка должна быть МА-15", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку марка МА-15 это краски готовые к применению для наружных и для внутренних работ, таким образом Заказчик дублирует требования к товарам,
- В п. "Портландцемент" Заказчиком установлены требования к характеристикам, такие как: "Вид цемента должен быть портландцемент без добавок, портландцемент с добавками", "Условное обозначение цемента должен быть ПЦ-Д5, ПЦ-Д0", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно государственного стандарта ПЦ - это обозначение портландцемента, при этом индекс Д0 - добавки отсутствуют, д,5 - добавки присутствуют, таким образом Заказчик дублирует требования к товарам.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые отсутствуют в расчете начальных (максимальных) цен контрактов (далее НМЦК), а именно: аукционной документации установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как: "Ацетон технический", "Кислород технический", что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки, поскольку требование к данным товарам является излишним.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что товар, используемый при выполнении работ "Ацетон технический", "Кислород технический", учтены при расчете НМЦК, а также в ресурсной ведомости содержится указание на данный товар, используемый при выполнении работ, что позволяет определить количество используемого товара.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалоб Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные требования к товарам являются неправомерными, а также факт ограничения количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалоб не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ списком без указания какой ГОСТ, какому товару соответствует, что не позволяет участнику закупки корректно заполнить заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации Заказчика, а также может повлечет за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям конкретных ГОСТ, что также позволяет определить соответствие конкретного товарам определенному нормативному документу.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ИП Кетов Е.Г. на действия ГКУ "Дирекция ЖКХИБ СВАО" обоснованными в части установления неправомерных, излишних требований используемым при выполнении работ товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе
3. Выдать государственному Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: И.С. Максимов
З.У. Несиев
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 доб. 186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 декабря 2017 г. N 2-57-15151/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2017