Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии - |
|
Членов комиссии: |
|
при участии сторон:
1. Органа, уполномоченного на формирование заявки - Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок" (далее - ГКУ РХ "Межведомственный центр организации закупок", Центр закупок):
-, на основании доверенности N 3 от 04.05.2017 г.,
2. Уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган, Мингосзакуп Хакасии):
-, на основании доверенности от 18.07.2017 N 7,
3. Государственного заказчика - Министерства экономического развития Республики Хакасия:
-, на основании доверенности от 29.11.2017 г. N 21/17;
2. Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Канцелярия и товары для офиса "Политес" (далее - ООО "Канцелярия и товары для офиса "Политес"):
-, на основании доверенности от 30.11.2017 г., б/н,
рассмотрев жалобу N 225/КС ООО "Канцелярия и товары для офиса "Политес" на действия уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, ГКУ РХ "Межведомственного центра организации закупок", государственного заказчика - Министерства экономического развития Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку канцелярских товаров (закупка N 0380200000117004873) и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, уполномоченного органа, Центра закупок, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 23.11.2017 года входящий N 8806 поступила жалоба ООО "Канцелярия и товары для офиса "Политес" на действия уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, ГКУ РХ "Межведомственного центра организации закупок", государственного заказчика - Министерства экономического развития Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку канцелярских товаров (закупка N 0380200000117004873).
Заявитель считает, что ответ на запрос разъяснений аукционной документации опубликован на официальном сайте ЕИС в сфере закупок с нарушением Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Податель жалобы направил запрос разъяснений документации 17.11.2017 г. Заказчиком разъяснения опубликованы на официальном сайте ЕИС в сфере закупок 20.11.2017 г.
Заявитель просит приостановить процедуру закупки и обязать уполномоченный орган провести процедуру закупки в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя устно поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В адрес Хакасского УФАС России от уполномоченного органа, Центра закупок, заказчика, поступили запрашиваемые ранее документы с письменными пояснениями от уполномоченного органа, в которых указано следующее.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Запрос на разъяснение положений документации направлен участником 17.11.2017 г.
Уполномоченным органом разъяснения опубликованы на официальном сайте ЕИС в сфере закупок 20.11.2017 г., то есть в первый рабочий день, следующий за нерабочим днем.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа поддержал устно доводы, изложенные в письменных пояснениях, и просил признать жалобу необоснованной.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители Центра закупок, заказчика устно поддержали доводы, изложенные представителем уполномоченного органа.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у заказчика, уполномоченного органа, Центра закупок документы и информация представлены на рассмотрение жалобы N 225/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов, в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.11.2015 N 579 "Об утверждении Положения о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Хакасия" утвержден Порядок взаимодействия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с Государственным казенным учреждением Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок", заказчиками (далее - Порядок).
Согласно пунктов 2.1.1 - 2.1.6 Порядка, заказчик:
2.1.1. Осуществляет закупки в соответствии с информацией, включенной в план-график закупок.
2.1.2. Направляет заявки (за исключением случаев осуществления заказчиком закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на размещение закупки в Министерство не позднее чем за 20 рабочих дней до даты закупки, указанной в плане-графике закупок.
2.1.3. Подает заявку на размещение закупки по форме, утвержденной Министерством, в электронном виде с использованием средств программного обеспечения "Автоматизированная информационная система "Государственный Заказ Республики Хакасия", заверенную электронной подписью уполномоченного представителя заказчика.
2.1.5. По решению Министерства направляет в комиссию специалистов, обладающих специальными знаниями, для включения в состав комиссии по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей при проведении закупок.
2.1.6. Несет ответственность за нарушение настоящего Порядка, в том числе за формирование заявки не в соответствии с информацией, содержащейся в плане-графике закупок.
Согласно пунктов 2.2.1 - 2.2.7 Порядка, Мингосзакуп Хакасии:
2.2.1. В течение двух рабочих дней со дня поступления направляет на рассмотрение в Учреждение заявки на размещение закупки (далее - заявка), поступившие от заказчиков.
2.2.2. На основании заявок, утвержденных Учреждением, формирует, утверждает и размещает в единой информационной системе конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация).
Утверждает документацию, за исключением утвержденных сведений, содержащихся в документах, представленных Учреждением в заявке на размещение закупки.
2.2.4. В случае наличия замечаний по форме заявки, по срокам, установленным в плане-графике закупок для размещения извещения, с учетом сроков, указанных в пункте 2.2.2 настоящего Порядка, отклоняет ее и возвращает заявку в Учреждение.
Сведения, утвержденные Учреждением в заявке на размещение закупки, являются исчерпывающими и изменению и дополнению Министерством не подлежат, но могут быть изменены Учреждением, Заказчиком.
2.2.5. Формирует на основании предложений Учреждения состав конкурсной, аукционной, котировочной комиссии или комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений (далее - комиссия). Оформляет приказом Министерства решение о создании комиссии и назначении ее председателя.
2.2.6. Устанавливает требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке исходя из сведений, утвержденных Учреждением в заявке на размещение закупки.
2.2.7. Осуществляет иные полномочия, установленные Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок, за исключением полномочий, реализуемых Учреждением, заказчиками.
Согласно пунктов 2.3.1 - 2.3.10 Порядка, Учреждение - Центр закупок:
2.3.1. В течение 10 рабочих дней рассматривает заявки, поступившие от Министерства.
2.3.2. Проверяет описание объекта закупки, включенное в заявку, определение начальной максимальной цены контракта, заявки на соответствие требованиям законодательства о контрактной системе, в том числе на соответствие информации, включенной в план-график закупок.
2.3.3. Утверждает описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также проект контракта и иные сведения и документы, входящие в состав заявки, в целях включения сведений из заявки в неизменном виде в документацию о закупке как часть документации, утвержденную непосредственно Учреждением.
2.3.4. В срок, указанный в пункте 2.3.1 настоящего Порядка, возвращает в Министерство утвержденные заявки либо отклоняет заявки заказчика, не соответствующие положениям Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок, с указанием причин отклонения и возвращает их заказчику.
2.3.6. В порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок, представляет в Министерство разъяснения положений документации.
2.3.7. В случае принятия заказчиком, Учреждением решения о необходимости внесения изменений в извещение о проведении конкурса (аукциона), запроса котировок или внесения изменений в конкурсную документацию (документацию об аукционе), запрос котировок или об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в течение дня, следующего после принятия такого решения, Учреждение уведомляет Министерство о принятом заказчиком решении.
Уведомление подается в письменной или электронной форме.
2.3.8. В течение пяти рабочих дней с момента отклонения Министерством заявки обязано совместно с заказчиком устранить замечания, выявленные в заявке, и представить в Министерство доработанную заявку.
Нарушение Учреждением или заказчиком срока, установленного в настоящем пункте, является основанием для удаления заявки из Автоматизированной информационной системы "Государственный заказ Республики Хакасия".
2.3.9. Направляет не менее двух специалистов в состав комиссии, которые присутствуют на заседаниях комиссии, подписывают протоколы заседаний комиссии.
2.3.10. Осуществляет иные полномочия, не противоречащие Федеральному закону о контрактной системе в сфере закупок, в пределах полномочий, определенных Уставом и настоящим Порядком.
Пунктом 3 Порядка также установлено, что Министерство, Учреждение и Заказчики несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за действия (бездействие), приведшие к нарушению норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с разграничением функций, предусмотренных настоящим Положением, в том числе в части утверждения документации о закупках.
10.11.2017 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦ) о проведении электронного аукциона на поставку канцелярских товаров (закупка N 0380200000117004873).
Начальная (максимальная) цена контракта 133 884, 00 рублей.
Заказчиком электронного аукциона является Министерство экономического развития Республики Хакасия.
Документация об электронном аукционе N ЭА/17-005034 от 10.11.2017 утверждена Министром по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, и. о. Руководителя ГКУ РХ "Центр закупок" (в соответствии с п.2.3.3 Порядка взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства от 10.11.2015 N 579).
Дата и время окончания подачи заявок - 21.11.2017 08:00 (пункт 26 Информационной карты документации об аукционе).
В пункте 32 Информационной карты документации об аукционе указан Порядок предоставления разъяснений документации об электронном аукционе:
"Любой участник электронного аукциона вправе направить на адрес электронной площадки не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации. В течение двух дней с даты поступления запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Дата начала предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе 10.11.2017
Дата окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе 20.11.2017".
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Запросы на разъяснения положений аукционной документации направлены ООО "Канцелярия и товары для офиса "Политес" 17.11.2017 г., что не оспаривалось присутствующими на рассмотрении жалобы сторонами.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса размещены на официальном сайте ЕИС в сфере закупок уполномоченным органом 20.11.2017 г., то есть в установленный Законом о контрактной системе в сфере закупок в срок, с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, комиссия антимонопольного органа признает довод заявителя несостоятельным, а жалобу - необоснованной.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 225/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки N 0380200000117004873 установлены следующие нарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По позиции 2 технического задании аукционной документации указано следующее:
N |
Наименование товара |
Ед.изм. |
Количество товара |
Характеристики товара |
2 |
Скоросшиватели (папки) из бумаги или картона |
шт. |
10 |
Для бумаг формата А4, пружинный механизм скоросшивателя. Обложка из пластика толщиной не менее 0,7 мм. Ширина корешка не менее 17 мм. Наличие внутреннего кармана. |
Согласно разъяснений положений аукционной документации от 20.11.2017, по позиции 2 "Скоросшиватели (папки) из бумаги или картона", заказчик подразумевал скоросшиватели из пластика с пружинным механизмом скоросшивателя.
В связи с тем, что указанное разъяснение размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок 20.11.2017 в 21:58, а срок окончания подачи заявок 21.11.2017 в 08:00, у участников закупки отсутствовала возможность внести изменения в свои заявки, в результате чего участники закупки с порядковыми номерами заявок N 3, N 4, N 5 указали по позиции 2 "Скоросшиватели (папки) из картона" с пружинным механизмом и обложкой из пластика, а участник закупки N 2 указал "Скоросшиватели (папки) из бумаги или картона" с пружинным механизмом и обложкой из пластика.
На основании вышеизложенного, исходя из информации, указанной по позиции 2 технического задания аукционной документации (закупка N 0380200000117004873), не представляется возможным определить какие скоросшиватели из бумаги или картона, или из пластика необходимы заказчику.
Вместе с тем, непонятно также, каким образом заказчик будет осуществлять приемку товара, тогда как в техническом задании и в заявках участников закупки содержатся противоречивые характеристики скоросшивателей, что говорит о изначально необъективном описании объекта закупки и является со стороны Центра закупок и заказчика нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, комиссией антимонопольного органа принято решение направить информацию в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта (закупка N 0380200000117004873) в Министерство финансов Республики Хакасия, в виду следующего.
17.11.2017 г. поступил запрос об уточнении характеристик по позиции 23 технического задания аукционной документации, в части несоответствия белизны бумаги "не менее 164% CIE" классу В.
20.11.2017 г. заказчиком даны разъяснения, о том, что "при формировании закупки изучался рынок, были изучены коммерческие предложения, в связи с чем, были изложены данные требования к закупке".
Однако, в коммерческих предложениях (на которые ссылается заказчик) указана белизна бумаги офисной 153% CIE.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией антимонопольного органа установлено, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика, ввиду необъективного описания объекта закупки, и, как следствие, указание участниками закупки в своих заявках противоречивой информации по предлагаемому к поставке товару (по позиции 2 технического задания аукционной документации), в связи с чем, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 33, части 4 части 65, части 15 статьи 99, статьи 106, части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 225/КС ООО "Канцелярия и товары для офиса "Политес" на действия уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, ГКУ РХ "Межведомственного центра организации закупок", государственного заказчика - Министерства экономического развития Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку канцелярских товаров (закупка N 0380200000117004873) необоснованной.
2. Признать ГКУ РХ "Межведомственного центра организации закупок" и государственного заказчика - Министерство экономического развития Республики Хакасия нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Уполномоченному органу - Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, ГКУ РХ "Межведомственного центра организации закупок", государственному заказчику - Министерству экономического развития Республики Хакасия, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендр" выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Направить информацию в Министерство финансов Республики Хакасия для рассмотрения вопроса о наличии нарушений при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (закупка N 0380200000117004873).
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 30 ноября 2017 г. N 225/кс
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2017