Резолютивная часть объявлена 29.11.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 04.12.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Ибраев С.Б. по доверенности N18 от 12.09.2017:
от Уполномоченного органа - Козырева И.В. по доверенности от 21.03.2017, Пойлова Е.А. по доверенности от 01.01.2017.
рассмотрев жалобу ИП Закорко Е.Ю. (ИНН 552800247408, ОГРНИП 313861929600019) от 22.11.2017 N1845-ж на действия Заказчика - Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей и содержанию административного здания и здания гаража-склада (извещение N0187200001717001396) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, сформировавшего документацию о закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Положения аукционной документации ограничивают доступ Участников к участию в торгах, нарушают законодательство о конкуренции. С целью не допустить других участников к закупке аукционная документация подготовлена с нарушениями законодательства, считает, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, включившего в один лот услуги технически не взаимосвязанные, установившего единые требования к участникам закупки, не соответствующие Закону о контрактной системе, а также сформировавшего описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
1. Согласно установленного перечня выполняемых работ оказываемых услуг Заказчик необоснованно установил и включил в один лот услуги технически не взаимосвязанные, такие как:
Система водоснабжения, отопления, канализации
Система электроснабжения
Система вентиляции и кондиционирования
Слаботочные сети:
-Телефонная сеть
-Ворота гаража
-Шлагбаум
Комплексная уборка здания внутри и снаружи (в т.ч. химчистка, содержание рыб и растений) Вывоз ТБО.
В связи с тем, что Заказчик включил в один лот закупки технически не взаимосвязанные, перечисленные услуги ограничивают конкуренцию и не дают участвовать малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, что нарушает Закон о Защите конкуренции. К примеру: Индивидуальный предприниматель может оказать только услуги по комплексной уборке объекта и прилегающей территории объекта, но не может оказать услуги тепловодоснабжения и водоотведения; текущий ремонт, аварийно-восстановительные работы, планово-предупредительный ремонт здания, систем и оборудования систем электрооборудования и электроосвещения, так как у микро предприятий и индивидуальных предпринимателей нет такого количества сотрудников.
2. Заказчик требует осуществлять вывоз ТБО. Данный вид подлежит лицензированию. Привлечение субподрядчика не предусмотрено аукционной документацией.
Часть работ, указанных в техническом задании должна осуществляться при наличии соответствующей лицензии, вместе с тем оставшаяся часть не подлежит обязательному лицензированию, следовательно, выполнение работ, осуществляются на разных рынках, и регулируются разными нормативными правовыми актами, поскольку являются разными видами деятельности.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, в части неправомерного объединения в один лот работы отличные но функциональности и технологическим характеристикам.
Микро предприятия и индивидуальные предприниматели не могут оказывать одновременно весь выше перечисленный перечень услуг и иметь лицензию.
В связи, с чем считаю, что Заказчику необходимо разделить данную закупку на несколько логов. Так как, включая в один лот, все выше перечисленные услуги ограничивают конкуренцию и не дают участвовать малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, что приводит к растрате бюджетных средств и нарушают Закон о Защите конкуренции.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили Комиссии Управления, что закупка проводится в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, наличие у участника лицензии на осуществление деятельности в отношении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности не требуется, поскольку техническим заданием предусмотрен сбор и вывоз отходов V класса.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с требованиями пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей и содержанию административного здания и здания гаража-склада (извещение N0187200001717001396) размещены на официальном сайте единой информационной системы 20.11.2017.
По доводу Заявителя, о том, что Заказчик необоснованно установил и включил в один лот услуги технически не взаимосвязанные между собой, такие как: Система водоснабжения, отопления, канализации, Система электроснабжения, Система вентиляции и кондиционирования, Слаботочные сети: Телефонная сеть, Ворота гаража и Шлагбаум, Комплексная уборка здания внутри и снаружи (в т.ч. химчистка, содержание рыб и растений), Комиссия Управления отмечает следующее.
Вышеуказанные виды деятельности Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусмотрены, следовательно, не подлежат лицензированию.
В соответствии с положениями части 1 статьи 706 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Проектом контракта обязанность подрядчика выполнить работы лично не предусмотрена.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доказательства невозможности привлечения субподрядчиков по предмету электронного аукциона, невозможности подготовки и подачи заявки на участие в аукционе Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлены.
Учитывая, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе, в части включения в один лот услуг технически не взаимосвязанных между собой, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Из содержания Положения следует, что лицензированию подлежит деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Доводов и подтверждающих документов о том, что при исполнении контракта подлежат сбору и транспортировке отходы I - IV классов опасности, Заявителем не представлено.
Учитывая, что техническое задание и проект контракта также не содержат информации о классах опасности, представителями Заказчика и Уполномоченного органа заявлен сбор и вывоз отходов V класса, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения Закона о контрактной системе.
По доводу Заявителя о том, что привлечение субподрядчика не предусмотрено аукционной документацией Комиссия Управления отмечает, что пунктом 3.4.3 проекта контракта предусмотрено право исполнителя привлекать для оказания услуг соисполнителей.
Дополнительно Комиссия Управления отмечает, что жалоба на действия заказчика подана в Управление в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок согласно Закону N 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства российской федерации.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя, в части наличия в действиях Заказчика признаков нарушения Закона о защите конкуренции не подлежат рассмотрению в рамках Закона о контрактной системе, ввиду отсутствия у Комиссии Управления полномочий.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Закорко Е.Ю. (ИНН 552800247408, ОГРНИП 313861929600019) от 22.11.2017 N1845-ж на действия Заказчика - Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей и содержанию административного здания и здания гаража-склада (извещение N0187200001717001396) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29 ноября 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017