Резолютивная часть объявлена 30.11.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 05.12.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий мпециалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Галлямова Ю.В. по доверенности N65 от 29.11.2017.
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (ИНН 6317115266, ОГРН 1166313145327) от 23.11.2017 N1858-ж на действия Заказчика - МУП "ЮГОРСКЭНЕРГОГАЗ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт с заменой стального трубопровода на трубу ПЭ, магистрального водовода I-го подъёма от арт. скважин до ВОС-15000 по ул. Агиришская, 12 в городе Югорске (извещение N0587600004617000084) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, сформировавшего описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
1. В проекте контракта указано:
"В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 03.07.2016 года N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" Подрядчик должен иметь свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, зарегистрированной в установленном законе порядке на территории субъекта Российской Федерации в котором осуществляется деятельность по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ в силу вступили поправки в Градостроительный кодекс РФ и другие нормативные акты, согласно которым с 1 июля не применяется требование о наличии у юридических лиц и ИП свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией.
С указанной даты для выполнения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами работ по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с определенными видами заказчиков (застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор, лицо, получившее разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий), требуется членство в СРО в соответствующей области.
В связи с этим, заказчики должны по-другому устанавливать требование к участникам закупки работ по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а именно заказчики не вправе устанавливать требование о наличии такого свидетельства о допуске выданного СРО у участников закупки.
При этом необходимо уточнять, что член СРО иметь право выполнять работы по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
2) если совокупный размер обязательств по договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Кроме этого членство в СРО не требуется для лиц, перечисленных в ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ. Кроме того, работы по договорам, заключенным с любыми лицами, кроме застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, регионального оператора, могут выполняться лицами, не являющимися членами СРО. При этом выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору, заключенному с любыми лицами без исключений, не требует членства в СРО, если размер обязательств по такому договору не превышает 3 миллионов рублей.
2. Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Такая информация позволяет донести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно объекта закупки, что в свою очередь позволяет участникам закупки сформировать цену своего предложения с учетом объема оказываемых услуг.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части открытости и прозрачности информации, размещаемой на официальном сайте, а также создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Вместе с тем, в извещении о проведении закупки, размещенном Заказчиком в единой информационной системе, информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, отсутствует, что нарушает требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении рассматриваемой закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей. Заказчиком предусмотрено внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта поставщика (подрядчика, исполнителя) в размере 5% от НМЦК.
Вместе с тем, данный размер обеспечения исполнения контракта не превышает десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, что противоречит требованиям части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт с заменой стального трубопровода на трубу ПЭ, магистрального водовода I-го подъёма от арт. скважин до ВОС-15000 по ул. Агиришская, 12 в городе Югорске (извещение N0587600004617000084) размещены на официальном сайте единой информационной системы 08.11.2017.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (в редакции, действующей до 01.07.2017) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В редакции ГрК РФ, действующей с 01.07.2017, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, ГрК РФ до 01.07.2017 предусматривал наличие у юридического лица, выполняющего работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, наличие свидетельства СРО, после 01.07.2017 ГрК РФ юридическое лицо имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такое юридическое лицо является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Следовательно, при размещении после 01.07.2017 конкурентной процедуры на строительство, реконструкцию капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда установление требования о наличии у участника выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которой Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Изучив документацию, Комиссия Управления установила, что пунктом 22 аукционной документации установлено требование о предоставлении участником закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выданную не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок. Выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна соответствовать форме утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 г N58. Требования о наличие выписки из реестра СРО не распространяются на случаи, предусмотренные ч. 2.2. ст. 52. Градостроительного кодекса РФ.
Указанное требование соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.4 проекта контракта Подрядчик должен иметь свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, зарегистрированной в установленном законе порядке на территории субъекта Российской Федерации в котором осуществляется деятельность по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, что вступает в противоречие с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 22 аукционной документации.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
В нарушение пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении N0587600004617000084 информация о сроках поставки товара или завершении работы либо графике оказания услуг не содержится.
3. Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 53 373 263,11 руб.
Пунктом 8.2 проекта контракта установлен размер обеспечения исполнения Контракта - 5 % (пять процентов) от начальной (максимальной) цены Контракта.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктом 2.4 проекта контракта установлено, что оплата по Контракту осуществляется в безналичном порядке путём перечисления Заказчиком денежных средств на расчётный счёт Подрядчика, за фактически выполненные Работы, в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты представления счета, счета-фактуры, исполнительной документации и на основании подписанного Сторонами акта приемки выполненных работ, при отсутствии у Заказчика претензий по объему и качеству выполненных Работ.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" (ИНН 6317115266, ОГРН 1166313145327) от 23.11.2017 N1858-ж на действия Заказчика - МУП "ЮГОРСКЭНЕРГОГАЗ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт с заменой стального трубопровода на трубу ПЭ, магистрального водовода I-го подъёма от арт. скважин до ВОС-15000 по ул. Агиришская, 12 в городе Югорске (извещение N0587600004617000084) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МУП "ЮГОРСКЭНЕРГОГАЗ" нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - МУП "ЮГОРСКЭНЕРГОГАЗ" нарушение пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - МУП "ЮГОРСКЭНЕРГОГАЗ" нарушение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - МУП "ЮГОРСКЭНЕРГОГАЗ" нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. Выдать Заказчику - МУП "ЮГОРСКЭНЕРГОГАЗ", аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
7. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
8. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д.12, стр.9 тел.: (495) 7872999/97 доб. 369, Факс: (495) 7872998 e-mail: ko@sberbank-ast.ru Заявитель: ООО "Перспектива" 443099, г.Самара, ул.Куйбышева, 79, 64 Тел.: (987) 8914800 e-mail: pers-tender@mail.ru Заказчик: МУП "ЮГОРСКЭНЕРГОГАЗ" 628260, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Югорск, ул.Геологов, 15 Тел.: (34675) 24594 e-mail: uegaz@mail.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 30.11.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 05.12.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий мпециалист-эксперт отдела Управления.
на основании своего решения от 30.11.2017 о рассмотрении жалобы ООО "Перспектива" (ИНН 6317115266, ОГРН 1166313145327) от 23.11.2017 N1858-ж на действия Заказчика - МУП "ЮГОРСКЭНЕРГОГАЗ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт с заменой стального трубопровода на трубу ПЭ, магистрального водовода I-го подъёма от арт. скважин до ВОС-15000 по ул. Агиришская, 12 в городе Югорске (извещение N0587600004617000084), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе и законодательства о размещении заказов Заказчику - МУП "ЮГОРСКЭНЕРГОГАЗ", аукционной комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт с заменой стального трубопровода на трубу ПЭ, магистрального водовода I-го подъёма от арт. скважин до ВОС-15000 по ул. Агиришская, 12 в городе Югорске (извещение N0587600004617000084).
2. С учетом принятого решения от 30.11.2017 г. по рассмотрению жалобы ООО "Перспектива" от 23.11.2017 N1858-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт с заменой стального трубопровода на трубу ПЭ, магистрального водовода I-го подъёма от арт. скважин до ВОС-15000 по ул. Агиришская, 12 в городе Югорске (извещение N0587600004617000084) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 21.12.2017 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 22.12.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, аукционной комиссией пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30 ноября 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2017