Резолютивная часть объявлена 05.12.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 08.12.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "СИБПРОМНЕФТЕГАЗ" (ИНН 5433958610, ОГРН 1165476146692) от 28.11.2017 N1885-ж на действия Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному коммунальному обслуживанию и текущему ремонту тепловых энергоустановок, наружных и внутренних теплосетей с теплопотребителями опасного производственного объекта системы газораспространения и газопотребления, включая обслуживание инженерных сетей КУ ХМАО-Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" (извещение N0387200005017000092) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, сформировавшего описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
1. Пунктом 4.1 Проекта контракта, разделом 4 Технического задания и разделом 10 Документации об аукционе установлено, что услуги должны быть оказаны в срок с 01.01.2018 г. по 31.05.2018 г. При этом в пункте 10.1 Технического задания указано, что прием-передача объекта производится не позднее 28 декабря 2017 г. (в связи с отдаленностью объекта и длительными выходными). А пунктом 10.3 Технического задания установлено, что до начала исполнения своих обязанностей по государственному контракту Исполнитель за 10 рабочих дней, должен представить Заказчику заверенный список персонала, который будет задействован на объекте.
По общему правилу, которое сформулировано в п. 1 ст. 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. При этом, по смыслу п. 1 ст. 433 ГК РФ, договор считается заключенным с момента его подписания обеими сторонами.
Однако в случае заключения контракта по результатам конкурентных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) существует определенная специфика, в ходе осуществления закупки могут произойти различные незапланированные заказчиком события, которые приведут к откладыванию момента заключения контракта на более поздний срок, нежели это представлялось изначально. Например:
- внесение изменений в извещение о проведении закупки в документацию о закупке с последующим продлением срока подачи заявок;
- приостановление закупки в части заключения контракта до рассмотрения по существу жалобы на действия (бездействие) заказчика контрольным органом в сфере закупок;
- уклонение победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта с последующим направлением проекта контракта участнику закупки, сделавшему лучшее предложение об условиях исполнения контракта после победителя.
Устанавливая конкретный срок оказания услуг по предмету закупки, Заказчик, в нарушение требований ч. 9 ст. 70 Закона о контрактной системе, допускает возможность фактического заключения контракта до истечения десятидневного срока с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Согласно п. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Из содержания п. 2 ст. 425 ГК РФ следует, что наличие в договоре названного условия не влияет на определение момента, с которого договор считается заключенным, а равно не изменяет срока его действия. Однако по смыслу указанной нормы распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно только в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения. Вместе с тем ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ определяет исполнение контракта как комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ.
При осуществлении закупок в рамках Закона N 44-ФЗ между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком не могут существовать никакие отношения до завершения процедуры осуществления закупки. Созданное заказчиком в рассматриваемом случае положение вещей противоречит целям законодательства о контрактной системе, основанным на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
Доводы о недопустимости использования в контракте возможности распространения действия контракта на отношения сторон, возникшие до его заключения, неоднократно высказывались также и Минэкономразвития России (письма от 22.01.2015 N Д28и-103, от 03.08.2015 N Д28и-2286).
Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо в установленных Законом N 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.
Очевидно, что применение положений п. 2 ст. 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, в связи с тем что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают положения п. 2,3 ст. 3, статьи 6, ч. 9 ст. 70 Закона N 44-ФЗ.
2. Пунктом 10.5 Документации об аукционе установлено требование к исполнителю: наличие Свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Пунктом 10.21 установлено, что Исполнитель должен являться членом СРО, что подтверждается выпиской из реестра членов СРО.
При этом федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ внесены следующие поправки в Градостроительный кодекс, которые вступили в силу с 1 июля 2017 года:
- допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, с 1 июля 2017 г. не действуют, поэтому требовать их наличия от участников закупок нельзя. В отношении субподрядчиков законодатель сделал уточнение: им допуски не нужны уже с 18 июня 2017 г.;
- членами СРО должны быть участники закупок проектно-изыскательских работ, кроме унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юр. лиц с гос. участием, но только по видам контрактов, описанных в ч.2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГК РФ;
- участники закупок работ по строительству, реконструкции, капремонту также должны состоять в СРО, кроме унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юр.лиц с гос. участием, а также подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн руб.;
- субподрядчики состоять в СРО не обязаны (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГК РФ);
Принимая во внимание вышеизложенное, а также тот факт, что предметом заключаемого контракта являются не строительные и проектно-изыскательские работы, а обслуживание и ремонт инженерных коммуникаций, требование заказчика о наличии допуска СРО необоснованно и явно направлено на ограничение количества участников закупки, что недопустимо согласно ст. 8 Закона N44-ФЗ.
3. Пунктом 10.5 Документации об аукционе установлено требование к исполнителю: наличие лицензии по эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности.
При этом необходимо отметить, что работы, для выполнения которых Заказчик требует предоставление лицензии (техническое обслуживание и текущий ремонт участка газопровода низкого давления), не являются самостоятельным объектом закупки, а входят в перечень 16 наименований других работ по контракту, не относящихся к лицензируемым видам деятельности.
При этом заказчиком установлен запрет на привлечение субподрядчиков (последний абзац раздела 7 Технического задания).
Установление Заказчиком требования о предоставлении лицензии на работы, не являющиеся самостоятельным объектом закупки, и одновременно с этим установление запрета привлечения субподрядной организации, имеющей такую лицензию, направлено на ограничение конкуренции, в частности на необоснованное ограничение числа участников закупки, что недопустимо согласно ст. 8 Закона N44-ФЗ.
4. Согласно п. 7.5 Технического задания одним из видов услуг по контракту является вывоз твердых, жидких бытовых отходов.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
При этом заказчиком установлен запрет на привлечение субподрядчиков (последний абзац раздела 7 Технического задания).
Очевидно, что данное обстоятельство направлено на ограничение конкуренции, в частности на необоснованное ограничение числа участников закупки, что недопустимо согласно ст. 8 Закона N44-ФЗ.
5. Пунктом 10.13 Технического задания установлено следующее требование к исполнителю: работы осуществляются штатными работниками, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы в аналогичных учреждениях не менее пяти лет (предоставлять список к заявке на аукцион).
При этом частью 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлен запрет на включение в документацию о закупке требований к участнику закупки о квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы.
Данное требование является дополнительным и согласно ч. 2 ст. 31 Закона N44-ФЗ, может быть установлено Правительством РФ при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. К участнику открытого аукциона в электронной форме могут быть установлены только единые требования согласно ч.1 ст. 31 Закона N44-ФЗ.
Требование заказчика о предоставлении подтверждения 5-летнего опыта работы в аналогичных учреждения в составе заявки, направлено на ограничение конкуренции путем уменьшения числа участников.
Разделом 11 Технического задания заказчиком, в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, установлены требования к квалификации работников исполнителя, в частности:
11.1. Мастер - инженерно-технический работник, имеющий электротехническое образование, 5 группу допуска по электробезопасности (до и выше 1000 В), аттестован в области: "Общие требования промышленной безопасности", "Объекты газораспределения и газопотребления", "Тепловые энергоустановки и тепловые сети", должен быть обучен на курсах охраны труда и пожарной безопасности, а так же имеющий удостоверение о прохождении пожарно-технического минимума.
11.2. Слесарь по ремонту котельного оборудования с допуском к газоопасным работам, с правом выполнения работ на тепловых энергоустановках, имеющий первичное образование по специальности слесарь ремонтник с правом выполнения газоопасных работ выданное организацией имеющую лицензию на преподавательские работы. Имеющий удостоверение о проверке знаний требований охраны труда и пожарной безопасности, а так же прохождении пожарно-технического минимума.
11.3. Оператор котельной, имеющий удостоверение оператора котельных установок, удостоверение о проверке знаний правил и инструкций по безопасности труда, удостоверение о прохождении пожарно-технического минимума.
Данное требование является дополнительным и согласно ч. 2 ст. 31 Закона N44-ФЗ, может быть установлено Правительством РФ при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. К участнику открытого аукциона в электронной форме могут быть установлены только единые требования согласно ч.1 ст. 31 Закона N44-ФЗ.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному коммунальному обслуживанию и текущему ремонту тепловых энергоустановок, наружных и внутренних теплосетей с теплопотребителями опасного производственного объекта системы газораспространения и газопотребления, включая обслуживание инженерных сетей КУ ХМАО-Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" (извещение N0387200005017000092) размещены на официальном сайте единой информационной системы 16.11.2017.
В пункте 10.1 Технического задания указано, что прием-передача объекта производится не позднее 28 декабря 2017 г. (в связи с отдаленностью объекта и длительными выходными). А пунктом 10.3 Технического задания установлено, что до начала исполнения своих обязанностей по государственному контракту Исполнитель за 10 рабочих дней, должен представить Заказчику заверенный список персонала, который будет задействован на объекте.
По мнению Заявителя, устанавливая конкретный срок оказания услуг по предмету закупки, Заказчик, в нарушение требований ч. 9 ст. 70 Закона о контрактной системе, допускает возможность фактического заключения контракта до истечения десятидневного срока с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В соответствии с частью 5 статьи 69 Закона о контрактной системе Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
Частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Извещением N0387200005017000092 установлена дата проведения электронного аукциона - 11.12.2017, следовательно, максимальный срок размещения протокола подведения итогов 14.12.2017, контракт может быть подписан сторонами 25.12.2017, то есть до 28.12.2017.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
2. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (в редакции, действующей до 01.07.2017) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В редакции ГрК РФ, действующей с 01.07.2017, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, ГрК РФ до 01.07.2017 предусматривал наличие у юридического лица, выполняющего работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, наличие свидетельства СРО, после 01.07.2017 ГрК РФ юридическое лицо имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такое юридическое лицо является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Следовательно, при размещении после 01.07.2017 конкурентной процедуры на строительство, реконструкцию капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда установление требования о наличии у участника выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которой Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Изучив документацию, Комиссия Управления установила, что пунктом 10.5 технического задания установлено требование о наличии у обслуживающей организации свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пунктом 10.21 установлено требование о том, что Исполнитель должен являться членом СРО, что будет подтверждаться выпиской из реестра членов СРО.
Комиссия Управления отмечает, что предметом закупки является оказание услуг по комплексному коммунальному обслуживанию и текущему ремонту тепловых энергоустановок, наружных и внутренних теплосетей с теплопотребителями опасного производственного объекта системы газораспространения и газопотребления, включая обслуживание инженерных сетей КУ ХМАО-Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр", выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, техническим заданием не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В доводах жалобы Заявитель указал, что установление Заказчиком требования о предоставлении лицензии на работы, не являющихся самостоятельным объектом закупки, и одновременно с этим установление запрета привлечения субподрядной организации, имеющей такую лицензию, направлено на ограничение конкуренции, в частности на необоснованное ограничение числа участников закупки.
В соответствии с положениями части 1 статьи 706 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, Заказчик вправе установить обязанность подрядчика выполнить предусмотренную контрактом работу лично.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а также соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, что свидетельствует о том, что Заказчик должен установить требование о наличии у участника лицензии.
4. В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Из содержания Положения следует, что лицензированию подлежит деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Доводов и подтверждающих документов о том, что при исполнении контракта подлежат сбору и транспортировке отходы I - IV классов опасности, Заявителем не представлено.
Учитывая, что техническое задание и проект контракта также не содержат информации о классах опасности, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе.
5. Как установлено частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также к документам, подтверждающим соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Техническим заданием установлены следующие требования: 10.13. Работы осуществляются штатными работниками, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы в аналогичных учреждения не менее пяти лет (предоставлять список к заявке на аукцион).
Работы по предмету контракта не отнесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 к закупкам отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Техническим заданием установлены следующие требования:
Требование к квалификации работников:
11.1. Мастер - инженерно-технический работник, имеющий электротехническое образование, 5 группу допуска по электробезопасности (до и выше 1000 В), аттестован в области: "Общие требования промышленной безопасности", "Объекты газораспределения и газопотребления", "Тепловые энергоустановки и тепловые сети", должен быть обучен на курсах охраны труда и пожарной безопасности, а так же имеющий удостоверение о прохождении пожарно-технического минимума.
11.2. Слесарь по ремонту котельного оборудования с допуском к газоопасным работам, с правом выполнения работ на тепловых энергоустановках, имеющий первичное образование по специальности слесарь ремонтник с правом выполнения газоопасных работ выданное организацией имеющую лицензию на преподавательские работы. Имеющий удостоверение о проверке знаний требований охраны труда и пожарной безопасности, а так же прохождении пожарно-технического минимума.
11.3. Оператор котельной, имеющий удостоверение оператора котельных установок, удостоверение о проверке знаний правил и инструкций по безопасности труда, удостоверение о прохождении пожарно-технического минимума.
11.4. До начала работы по обслуживанию тепловых энергоустановок, согласно п.2.3.9 ПТЭТЭ технический персонал должен пройти стажировку на рабочем месте.
12.1.5. Исполнитель должен иметь действующий допуск к обслуживанию электрических и тепловых энергоустановок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что требования технического задания являются требованием к квалификации участников закупок и нарушают часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
7. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
7.1. Пунктом 10.5 технического задания установлено требование о наличии у обслуживающей организации лицензии по эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности.
В силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ подлежит лицензированию деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Пунктом 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", установлено, что лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению.
Приложение к вышеуказанному Положению включает в перечень работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пункта 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, понимается объект, который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ, для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором в том числе указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона N 99-ФЗ определено, что в приказе о предоставлении лицензии и в самой лицензии должны быть указаны среди прочего адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии. В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.
Из системного толкования норм Закона N 99-ФЗ и Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N492 следует вывод, что лицензия может быть выдана на эксплуатацию конкретного объекта, требования к которому изложены в подпунктах "а"-"г", "ж", "и", "м" пункта 4, пункте 5 названного Положения, с указанием места нахождения объекта, на котором осуществляется лицензируемый вид деятельности.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановление Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" возлагают обязанность по регистрации опасных производственных объектов на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты. Согласно Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, должна обладать вещным правом на этот объект (являться собственником, владельцем либо пользователем ОПО).
С учетом всех изложенных норм, лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, расположенного по адресу: 28330 Российская Федерация, Тюменская область, ХМАО- Югра, Нефтеюганский район, п. Лемпино, ул. Береговая, 1, может иметь только сам Заказчик.
Таким образом, в аукционной документации Заказчиком установлено заведомо неисполнимое требование к участникам аукциона, не предусмотренное действующим законодательством.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
7.2. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 7.12 технического задания, приложении N1 к техническому заданию указаны товарные знаки без слов "или эквивалент".
7.3. Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено императивное требование об указании в документации электронного аукциона в качестве требования к первой части заявки только одного из подпунктов части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Пунктом 23 части 1 аукционной документации установлены требования к составу первой части заявки аналогичные части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, без учета императивного требования.
На основании вышеизложенного, указание в аукционной документации одновременно нескольких различных требований к содержанию первой части заявки противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
7.4. Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Соответствие требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляемым к участникам закупки декларируется ими при подаче второй части заявки на участие в аукционе ( п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе).
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе определен состав второй части заявки на участие в электронном аукционе, которая в том числе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пунктах 17 и 23 части 1 аукционной документации (требования к второй части заявки) Заказчиком установлено единое требование в недействующей редакции, действовавшей до 09.01.2017: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Требование, предусмотренное пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в аукционной документации отсутствует.
На основании вышеизложенного, не установление заказчиком в документации об аукционе обязательных требований к составу второй части заявки, прямо установленных в Законе о контрактной системе является нарушением требований части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
7.5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а также соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Техническим заданием предусмотрено техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указанные Заказчиком услуги подлежат обязательному лицензированию, следовательно Заказчик был обязан установить требования о наличии в составе второй части заявки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в извещении и требованиях к вторым частям заявок в аукционной документации не установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
7.6. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 5 Приложения 1 к техническому заданию Заказчику требуется PHILIPS лампа HPL-N 400W Е40 (аналог ДРЛ)(OSRAM) (шт.).
Комиссия Управления отмечает, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе показатели эквивалентности в пункте 5 Приложения 1 к техническому заданию не установлены.
7.7. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 7.12 технического задания, приложении N1 к техническому заданию в описании объекта закупки отсутствуют показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
7.8. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ст.8 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Техническим заданием предусмотрены следующие услуги:
- Техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования котельной (газовое хозяйство);
- Текущий ремонт здания котельной;
- Техническое обслуживание, текущий ремонт и поверка (по необходимости и по окончанию сроков) узла учета газа с установкой другого узла той же марки или аналога;
- Техническое обслуживание, текущий ремонт трансформаторной подстанции: подстанция КТПН-6/04 630 кВА;
- Техническое обслуживание и текущий ремонт дизельной станции, при необходимости зарядка или замена аккумуляторов: - дизель-генераторная станция ГСФ-100;
- Техническое обслуживание, текущий ремонт систем электрооборудования приточной и вытяжной вентиляции в зданиях бани и столовой;
- Техническое обслуживание и текущий ремонт автоматической системы водоснабжения и системы управления пожарным водоснабжением учреждения;
- Техническое обслуживание, текущий ремонт и замена не подлежащего ремонту оборудования станции пожаротушения;
- Техническое обслуживание, текущий ремонт и замена не подлежащего ремонту оборудования станции пожаротушения;
- Техническое обслуживание, текущий ремонт и замена электросетей;
- Техническое обслуживание, текущий ремонт электрооборудования с заменой запасных частей.
- Техническое обслуживание и текущий ремонт насосной АРТСКВ СР (2шт);
- Техническое обслуживание и текущий ремонт с заменой частей не подлежащих ремонту, системы и оборудования химической очистки питьевой воды;
- Техническое обслуживание и текущий ремонт участка газопровода высокого давления - 193,6 м., в том числе запорной арматуры - 2 шт;
- Техническое обслуживание и текущий ремонт с заменой частей не подлежащих ремонту, автоматических ворот;
- Вывоз твердых, жидких бытовых отходов.
Перечень услуг включает в себя согласно технического задания лицензируемые виды работ.
Таким образом, услуги указанные в техническом задании по своим техническим и функциональным качествам не подпадают под одну группу услуг, более того, данные услуги различны по специфике, методам исполнения, необходимым трудовым и техническим ресурсам.
По мнению Комиссии Управления, объединив в одну закупку услуги указанные в техническом задании, заказчик нарушил часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СИБПРОМНЕФТЕГАЗ" (ИНН 5433958610, ОГРН 1165476146692) от 28.11.2017 N1885-ж на действия Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному коммунальному обслуживанию и текущему ремонту тепловых энергоустановок, наружных и внутренних теплосетей с теплопотребителями опасного производственного объекта системы газораспространения и газопотребления, включая обслуживание инженерных сетей КУ ХМАО-Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" (извещение N0387200005017000092) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" нарушение часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
6. Признать в действиях Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
7. Признать в действиях Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" нарушение части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
8. Признать в действиях Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
9. Признать в действиях Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
10. Признать в действиях Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
11. Признать в действиях Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" нарушение части 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
12. Выдать Заказчику - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр", аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
13. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
14. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д.12, стр.9 тел.: (495) 7872999/97 доб. 369, Факс: (495) 7872998 e-mail: ko@sberbank-ast.ru Заявитель: ООО "СИБПРОМНЕФТЕГАЗ" 633040, Новосибирская область, Новосибирсий район, пос.озерный, Армейский мкрн, д.14, оф.10 e-mail: sfs.1112016@yandex.ru Заказчик: КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" 628331, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нефтеюганский район, пгт.Пойковский Тел.: (3463) 259769 e-mail: onrc@mail.ru, liliya30lnrz@mail.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 05.12.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 08.12.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
на основании своего решения от 05.12.2017 о рассмотрении жалобы ООО "СИБПРОМНЕФТЕГАЗ" (ИНН 5433958610, ОГРН 1165476146692) от 28.11.2017 N1885-ж на действия Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному коммунальному обслуживанию и текущему ремонту тепловых энергоустановок, наружных и внутренних теплосетей с теплопотребителями опасного производственного объекта системы газораспространения и газопотребления, включая обслуживание инженерных сетей КУ ХМАО-Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" (извещение N0387200005017000092), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр", аукционной комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному коммунальному обслуживанию и текущему ремонту тепловых энергоустановок, наружных и внутренних теплосетей с теплопотребителями опасного производственного объекта системы газораспространения и газопотребления, включая обслуживание инженерных сетей КУ ХМАО-Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" (извещение N0387200005017000092).
2. Аннулировать электронный аукцион, предметом которого является оказание услуг по комплексному коммунальному обслуживанию и текущему ремонту тепловых энергоустановок, наружных и внутренних теплосетей с теплопотребителями опасного производственного объекта системы газораспространения и газопотребления, включая обслуживание инженерных сетей КУ ХМАО-Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" (извещение N0387200005017000092) путем отмены извещения и всей документации.
3. Разместить информацию об отмене протоколов и аннулировании закупки в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
4. В срок до 27.12.2017 исполнить п.1, 2 и п.3 данного предписания.
5. В срок до 28.12.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
6. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
7. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, аукционной комиссией пунктов 1, 2, 3, 4 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 декабря 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2017