Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Захарова О.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления; Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителя:
заказчика - Областного автономного учреждения социального обслуживания "Маловишерский психоневрологический интернат "Оксочи" - ___.(доверенность б/н от 08.11.2017);
подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "ЭталонСтрой" - __. (доверенность N 4 от 29.11.2017) и __.. (доверенность N 5 от 29.11.2017);
участник закупки (победитель аукциона) Общество с ограниченной ответственностью "Крон" надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил;
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "ЭталонСтрой" (160000, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 62А, оф. 30; далее - ООО "ЭталонСтрой") на действия аукционной комиссии заказчика - Областного автономного учреждения социального обслуживания "Маловишерский психоневрологический интернат "Оксочи" (174283, Новгородская обл., Маловишерский р-н, дер. Подгорное; далее - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение N 1050200000217000004 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 18.10.2017,
УСТАНОВИЛА:
24.11.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) - ООО "ЭталонСтрой" на действия аукционной комиссии заказчика - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение N 1050200000217000004 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.10.2017 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
В соответствии с Протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 15.11.2017 (далее - Протокол) вторая часть заявки ООО "ЭталонСтрой" признана несоответствующей требованиям документации об аукционе и законодательства о контрактной системе по причине отсутствия документов (или копии документов), подтверждающих соответствие участника такого аукциона дополнительным требованиям, установленным в пункте 9.5 документации об аукционе в электронной форме, а именно: копии ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
ООО "ЭталонСтрой" не согласно с данным решением аукционной комиссии.
Податель Жалобы считает, что предоставил надлежащие документы в качестве подтверждения своего опыта, так как разрешение на ввод в эксплуатацию жилого 48 квартирного дома, расположенного по адресу: Вологодская область, Вологодский район, п. Майский, не требуется.
Согласно подпункту 3 пункта 10.3 Документации об аукционе в электронной форме (далее - Документация) и Постановлению Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию предоставляется в составе заявки за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства не выдается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
ООО "ЭталонСтрой" не являлся застройщиком либо техническим заказчиком жилого 48-квартирного дома, расположенного по адресу: Вологодская область, Вологодский район, п. Майский, а был подрядчиком по договору подряда N17/2014 от 15.12.2014 на выполнение общестроительных работ по строительству жилого 48-квартирного дома.
Поскольку разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в соответствии с частью 2 статьи 55 ГрК РФ выдается только застройщику, то участник закупки не мог и не должен был предоставлять в составе своей заявки разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Так же ООО "ЭталонСтрой" считает, что вывод аукционной комиссии заказчика, о том работы выполненные по контракту N 0330300208316000014-0673981-02 от 26.09.2016 не относятся к той же группе работ, на выполнение которых проводится рассматриваемых аукцион, не имеет правового значения, поскольку ООО "ЭталонСтрой" представило договор подряда N 17/2014 от 15.12.2014 на сумму 21 278 228 рублей 91 копейка с приложениями, и тем самым полностью подтвердило наличие необходимого опыта.
На рассмотрении представители подателя Жалобы - ООО "ЭталонСтрой" поддержали ее доводы в полном объеме.
Заказчик - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 7151 от 29.11.2017 Новгородского УФАС России).
Заказчиком - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" к участникам рассматриваемой закупки предъявлены дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ.
Документами, подтверждающими опыт участника закупки, являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Участником закупки были предоставлены 2 контракта:
1. Контракт N 0330300208316000014-0673981-02 от 26.09.2016 на выполнение ремонтных работ в здании начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Харовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Василия Прокатова". Документацией об аукционе предусмотрено, что работы, выполненные по контракту, должны относится к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Из представленного контракта не усматривается предусмотренное соответствие.
2. Договор подряда N 17/2014 от 15 декабря 2014 года на выполнение общестроительных работ по строительству жилого 48-квартирного дома. К исполненному контракту приложены Акт о приемке выполненных работ (КС-2) от 30.08.2015 N 1, Справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) от 30.08.2015 N 1, информация об отсутствии требования о наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Стоимость договора (выполненных работ) составляет 21 278 228 руб. 91 коп. Документацией об аукционе предусмотрено, что копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не представляется в случае, когда это разрешение не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации. Представленное участником закупки обоснование не представления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусмотрено действующим градостроительным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, участник закупки не подтвердил наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
В связи с изложенным аукционная комиссия приняла решение о несоответствии второй части заявки ООО "ЭталонСтрой" положениям документации.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В течение октября - декабря 2017 года государственным заказчиком - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля.
Документация об электронном аукционе утверждена директором ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" Шерайзиным Г.В. 16.10.2017 (далее - Документация).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчиком - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки - выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля.
Согласно пункту 3.1.1 документации об электронном аукционе работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, включены в код 41.2 ОКПД.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении.
Согласно пункту 1 Постановления к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению при выполнении работ строительных, включенных в код 41.2 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> (примечание) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Кроме того, согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
В Приложении N 1 к Постановлению содержится примечание (<*>) к пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению, согласно которому требование о наличии опыта выполнения соответствующих работ должно трактоваться как требование о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4.1 документации об аукционе начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 28 585 490 рублей.
Во исполнение вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и требований Постановления в пункте 9.5 документации об аукционе заказчиком - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" установлены дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки о наличии опыта исполнения соответствующих работ, а в подпункте 3 пункта 10.3 документации об аукционе - требование к участникам о представлении в составе вторых частей заявок документов, подтверждающих их соответствие данному дополнительному требованию.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно Протоколу аукционная комиссия заказчика - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" признала вторую часть заявки ООО "ЭталонСтрой", не соответствующими требованиям документации об аукционе по причине непредставления документов, подтверждающих в соответствии с Постановлением опыт участника закупки.
ООО "ЭталонСтрой" в составе второй части заявки на участие в аукционе представило документы, подтверждающие опыт выполнения работ в частности контракт N 0330300208316000014-0673981-02 от 26.09.2016 на выполнение ремонтных работ в здании начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Харовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Василия Прокатова" (далее - МБОУ "Харовская СОШ имени В.Панктратова).
Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Контракт N 0330300208316000014-0673981-02 от 26.09.2016 не предусматривает наличие у подрядчика выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Контракт N 0330300208316000014-0673981-02 от 26.09.2016 заключен между ООО "ЭталонСтрой" и МБОУ "Харовская СОШ имени В.Панктратова" по результатам проведения электронного аукциона (извещение N 0330300208316000014). Ознакомившись с документацией указанного аукциона, комиссия Новгородского УФАС России пришла к выводу, что предметом данного аукциона являлся текущий ремонт, а не капитальный, в силу того, что в документации об аукционе в электронной форме отсутствует требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства выданного, саморегулируемой организацией.
Таким образом, контрактом N 0330300208316000014-0673981-02 от 26.09.2016 участник закупки не подтвердил наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
В подтверждении наличия опыта исполнения контрактов ООО "ЭталонСтрой" также приложило договор подряда N 17/2014 от 15 декабря 2014 года на выполнение общестроительных работ по строительству жилого 48-квартирного дома. К исполненному контракту приложены Акт о приемке выполненных работ (КС-2) от 30.08.2015 N 1, Справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) от 30.08.2015 N 1, информация об отсутствии требования о наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Действующим законодательством предусмотрены исключительные случаи, когда получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или подготовка проектной документации не требуется. Исходя из смысла статьи 55 ГрК РФ, не требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в случае строительства объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство.
Согласно пункту 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Строительство жилого 48-квартирного дома не относится ни к одному из перечисленных случаев, а, следовательно, требует и разрешения на строительство, и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Тот факт, что ООО "ЭталонСтрой" являлся подрядчиком, а не застройщиком не освобождает его от предоставления в составе своей заявки копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, ООО "ЭталонСтрой" должно было приложить к договору подряда N 17/2014 от 15 декабря 2014 копию разрешения на ввод объекта (жилого 48-квартирного дома) в эксплуатацию. Не приложив вышеуказанный документ, участник закупки не исполнил требования документации об электронном аукционе и действующего законодательства.
Учитывая изложенное, решение аукционной комиссии заказчика - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" о признании заявки ООО "ЭталонСтрой" несоответствующей требованиям документации об аукционе и законодательства о контрактной системе является правомерным, а Жалоба является необоснованной.
Руководствуясь статьями 64, 66, 69, Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ЭталонСтрой" (160000, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 62А, оф. 30) на действия заказчика - Областного автономного учреждения социального обслуживания "Маловишерский психоневрологический интернат "Оксочи" (174283, Новгородская обл., Маловишерский р-н, дер. Подгорное; далее - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству пожарного депо V (пятого) типа на 2 автомобиля, извещение N 1050200000217000004 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 18.10.2017, необоснованной
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии О.А. Захарова
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 1 декабря 2017 г. N 6934/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2017