Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 01 декабря 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "2-М" (далее также - заявитель) - представителей по доверенности Завьялова М.Ф., Воронина Ю.С.;
от заказчика - ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница" (далее также - заказчик) - представителя по доверенности Рылина М.А.;
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган) представителя по доверенности Старостиной М.А.;
от участника закупки - ООО "Витамин" - представителя по доверенности Сивцовой Ю.Н.;
рассмотрев жалобу ООО "2-М" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница" (извещение N 0171200001917001335) (далее - конкурс, конкурсная комиссия) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "2-М" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница" (извещение N 0171200001917001335).
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены тем, что конкурсной комиссией уполномоченного органа участник закупки ООО "Витамин" неправомерно признан соответствующим единым требованиям, поскольку последний продекларировал об отсутствии задолженности по налогам и сборам при наличии таковой, по мнению заявителя.
Также заявитель указывает, что заявка участника закупки ООО "Витамин" должна быть отклонена конкурсной комиссией, поскольку в составе заявки ООО "Витамин" представлены лишь фрагменты необходимых документов, подтверждающих соответствие квалификационным требованиям.
На заседании Комиссии Ярославского УФАС России (28.11.2017) представителями ОО "2-М" были заявлены дополнительные доводы о том, что заявка ООО "Витамин" не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе и конкурсной документации, поскольку:
- в банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта, указан адрес ООО "Витамин" г. Архангельск, пр-т Новгородский, д. 74, оф. 102а, в то время как адрес данной организации г. Архангельск, ул. Поморская, д. 60, кв. 2;
- опись входящих в состав заявки документов оформлена ненадлежащим образом;
- копии документов представлены в составе заявки не в полном объеме;
- участник закупки в составе заявки не представил сведения о том, что не является оффшорной компанией;
- представленные в заявке сведения о квалификации работников являются недостоверными.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились. Представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав стороны и изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 12.10.2017 размещено извещение N 0171200001917001335 о проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница" вместе с конкурсной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Довод жалобы о том, что конкурсной комиссией уполномоченного органа участник закупки ООО "Витамин" неправомерно признан соответствующим единым требованиям, поскольку последний продекларировал об отсутствии задолженности по налогам и сборам при наличии таковой, по мнению заявителя, признан Комиссией необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в числе которых указано отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
В пункте 6.1 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации установлены указанные выше требования к участникам закупки.
Частью 6 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Согласно подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в числе которой документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "д" пункта 16 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации в составе заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием и инструкция по ее заполнению должна быть представлена декларация о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (данные сведения рекомендуется представить по форме, предусмотренной приложением N2 к разделу 1 Информационная карта конкурса с ограниченным участием).
В составе заявки участника конкурса ООО "Витамин" представлена декларация о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи (часть 8 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (часть 3.1 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Следовательно, законодательством о контрактной системе конкурсной комиссии заказчика (уполномоченного органа, специализированной организации) предоставлено право (не обязанность) признавать заявки участников закупки не соответствующими требованиям, установленным документацией о конкурсе, в случае если комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участники закупки представили недостоверную информацию в отношению своего соответствия требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ либо установит недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных участником закупки в соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Следует отметить, что подобным правом конкурсная комиссия (или заказчик) могут воспользоваться на любом этапе проведения конкурса с ограниченным участием (до заключения контракта).
Также согласно части 15 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что конкурсная комиссия уполномоченного органа не проверяла заявку участника закупки ООО "Витамин" на предмет наличия / отсутствия недостоверных сведений относительно соответствия последнего требованиям пункта 5 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 10.11.2017 участник закупки ООО "Витамин" соответствует требованиям, установленным в соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, у конкурсной комиссии уполномоченного органа при имеющихся в ее распоряжении документов и сведений отсутствовали правовые основания для признания участника закупки ООО "Витамин" несоответствующим требованиям данной закупки.
Оценивая довод заявителя о том, что заявка участника закупки ООО "Витамин" должна быть отклонена конкурсной комиссией, поскольку в составе заявки ООО "Витамин" представлены лишь фрагменты необходимых документов, подтверждающих соответствие квалификационным требованиям, Комиссия установила следующее.
Исходя из пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в числе прочего критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В пункте 24 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации содержатся критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием. В данном пункте одним из критериев является "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Значимость критерия 40%". Для оценки заявок по данному критерию в конкурсной документации установлен следующий показатель: квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг (Коэффициент значимости показателя (КЗ) - 1).
В рамках данного показателя оценивается наличие состоящих в трудовых отношениях на постоянной основе с участником закупки специалистов (поваров), имеющих профессиональное образование и (или) квалификацию по специальности (профессии) "повар", а также стаж работы не менее 5 лет по специальности.
В качестве подтверждения по данному показателю (при наличии) участник закупки предоставляет в отношении каждого специалиста (повара):
1) копию трудовой книжки или трудового договора или выписку из трудовой книжки;
2) копию документа о профессиональном образовании и (или) о присвоении квалификации по специальности (профессии) "повар".
Согласно части 6 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
В случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона (пункт 6 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Из содержания заявки ООО "Витамин" следует, что последним в составе заявки представлены документы, подтверждающие его квалификацию на 61 листе.
Таким образом, учитывая, что наличие/отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, в составе заявки не является основанием для признания заявки несоответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, поскольку такие документы учитываются исключительно при начислении конкурсной комиссией уполномоченного органа количества баллов участникам закупки, у конкурсной комиссии уполномоченного органа не возникло обязанности отклонить заявку ООО "Витамин".
Исходя из положений части 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием был размещен в единой информационной системе 17.11.2017.
Дополнительные доводы ООО "2-М", поданные в Ярославское УФАС России на заседании Комиссии 28.11.2017, о том, что заявка ООО "Витамин" не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку:
- в банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта, указан адрес ООО "Витамин" г. Архангельск, пр-т Новгородский, д. 74, оф. 102а, в то время как адрес данной организации г. Архангельск, ул. Поморская, д. 60, кв. 2;
- опись входящих в состав заявки документов оформлена ненадлежащим образом;
- копии документов представлены в составе заявки не в полном объеме;
- участник закупки в составе заявки не представил сведения о том, что не является оффшорной компанией;
- представленные в заявке сведения о квалификации работников являются недостоверными.
Таким образом, поскольку дополнительные доводы жалобы, заявленные ООО "2-М" на заседании Комиссии, представлены после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, соответственно, рассмотрение данных доводов жалобы не проводится в соответствии с частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "2-М" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница" (извещение N 0171200001917001335) необоснованной.
2. Рассмотрение дополнительных доводов жалобы ООО "2-М" относительно неправомерного признания конкурсной комиссией уполномоченного органа заявки участника конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница" (извещение N 0171200001917001335) ООО "Витамин" не проводится в соответствии с частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
_______________ Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
_______________ Лебедева С.Н.
_______________ Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28 ноября 2017 г. N 348Ж-17(14243/05-02)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2017