Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 декабря 2017 годаг.Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С., с участием:
от заказчика - ГП ЯО "Северный Водоканал" (далее - заказчик), представителя по доверенностиЗацепина С.А.,
от заявителя - ООО "Центр поставок профит" (далее также - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от электронной площадки - АО "ЭТС", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Центр поставок профит" на действия заказчика -ГП ЯО "Северный Водоканал", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку сульфата алюминия (извещение N0571300000517000074) (далее - аукцион), и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечениягосударственныхи муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г.N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Центр поставок профит" на действия заказчика - ГП ЯО "Северный Водоканал", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку сульфата алюминия (извещение N0571300000517000074).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что заказчиком при описании объекта закупки в аукционной документации установлены значения показателей товара, являющегося предметом закупки, которые могут стать известны потенциальным участникам закупки только при проведении испытаний, для проведения которых последним необходимо либо самим обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этоготовара.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представительзаказчика согласился с доводами жалобы, письменные пояснения по существу жалобы не представил, в случае признания жалобы обоснованной просит выдать предписание об аннулировании определения поставщика.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
ГП ЯО "Северный Водоканал" 08.11.2017 в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение N0571300000517000074 о проведенииаукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку сульфата алюминия вместе с аукционной документацией.
Начальная (максимальная цена) контракта 63 878 000 (шестьдесят три миллиона восемьсот семьдесят восемь тысяч) рублей 00 копеек.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом данным пунктом закона о контрактной системе предусмотрен закрытый перечень требований и указаний, которые не должны включаться в документацию. Это требования и указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места нахождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что первая часть заявки при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;При этом законодательство о контрактной системе не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
В пункте 7 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Конкретные показатели заполняются в соответствии с требованиями раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает четко характеристики предлагаемого к поставке товара. При этом в столбце "значение показателя" не допускается использование слов: "не менее", "не более", "не ниже".
Вразделе2"Описание объекта закупки" документации об электронном аукционесодержится наименование товара и требования, предъявляемые к его качеству.Требования к химическим показателям товара, являющегося предметом закупки, представлены в виде таблицы. Из содержания данной таблицы следует, что заказчиком определены наименования химических показателей товара, требуемого к поставке, а также значения (величины) показателей.
Проанализировав (выборочно) указанные в таблице характеристики товара, являющегося предметом закупки, путем сопоставления показателей и их значений, Комиссия установила следующее.
Так, например, заказчиком установлено требование к массовой доле железа в пересчёте на оксид железа (III) (Fe2O3) не более 0,02%.
Обратившись к пунктам 4.7.3, 4.7.4 раздела 4 "Методы анализа" "ГОСТ 12966-85. Межгосударственный стандарт. Алюминия сульфат технический очищенный. Технические условия", Комиссия установила, что массовую долю железа в пересчёте на оксид железа определяют следующим способом.
5 см3 раствора, полученного по п. 4.5.2, помещают в мерную колбу вместимостью 100 см3, добавляют 1 см3 раствора серной кислоты концентрации 1 моль/дм3, 4 см3 раствора гидрохлорида гидроксиламина, 4 см3 раствора уксуснокислого натрия, 4 см3 раствора o-фенантролина или 2,2'-дипиридила и доводят до метки водой. После добавления каждого реактива содержимое колбы перемешивают. Одновременно проводят контрольный опыт в тех же условиях, с тем же количеством реактивов, но без анализируемого раствора. Оптическую плотность анализируемого раствора измеряют на фотоэлектрическом колориметре по отношению к раствору сравнения так же, как указано в п. 4.7.2.
Массу железа в анализируемом растворе в миллиграммах находят по градуировочному графику.
Массовую долю железа в пересчете на оксид железа (III) в процентах вычисляют по формуле
,
где - масса железа, найденная по градуировочному графику, мг;
1,4297 - коэффициент пересчета железа на оксид железа (III);
m - масса навески анализируемого продукта, г.
Заказчиком также установлено требование к массовой доле нерастворимого остатка не более 0,1%.
Обратившись к пунктам 4.6.2, 4.6.3 раздела 4 "Методы анализа" "ГОСТ 12966-85. Межгосударственный стандарт. Алюминия сульфат технический очищенный. Технические условия", Комиссия установила, что значение данного показателя определяется следующим способом.
2,5 г сульфата алюминия взвешивают (результат взвешивания записывают с точностью до четвертого десятичного знака), помещают в стакан вместимостью 250 см3 и приливают 100 см3 воды, нагретой до 60 - 70 °C. После перемешивания раствора нерастворимый остаток отфильтровывают и промывают его водой, нагретой до 60 - 70 °C, до отсутствия сульфат-иона в промывных водах (проба с хлоридом бария). Фильтр с осадком высушивают, сжигают и прокаливают до постоянной массы в муфельной печи при температуре 950 - 1000 °C.
Массовую долю нерастворимого в воде остатка в процентах вычисляют по формуле
,
где m - масса навески анализируемого продукта, г;
- масса прокаленного остатка, г.
Иными словами, заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации указаны значения показателей требуемого к поставке товара, которые становятся известными только после проведения соответствующих испытаний определенной партии товара.
Однако заказчик не представил доказательств, свидетельствующих о необходимости установления требований к химическим показателям сульфата алюминия, не обосновалсвою потребность в соответствующих характеристиках названного товара и их влияние на нормальноефункционирование предприятия.
Таким образом, учитывая, что положениями законодательства о контрактной системе не предусмотрена обязанность участников закупки при формировании заявки иметь в наличии товар и принимая во внимание приведенные выше выдержки из аукционной документации и "ГОСТ 12966-85. Межгосударственный стандарт. Алюминия сульфат технический очищенный. Технические условия", Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки (ряд требований к химическим показателям требуемого к поставке товара (примеры таких требований приведены выше) сформировано заказчиком необъективным образом, поскольку в документации об электронном аукционе содержатся указания на значения показателей товара, которые становятся известными только после проведения соответствующих испытаний определенной партии товара, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, Комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14
решила:
1. Признать жалобу ООО "Центр поставок профит" на действия заказчика -ГП ЯО "Северный Водоканал" (ИНН 7610012391, ОГРН 1027601106268) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку сульфата алюминия (извещение N0571300000517000074)обоснованной.
2. Признать заказчика -ГП ЯО "Северный Водоканал"нарушившимпункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - ГП ЯО "Северный Водоканал", обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
Т.А.Смирнова
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 ноября 2017 г. N 05-02/350ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2017