Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 06 декабря 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - временно исполняющего обязанности руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (далее также - ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", заявитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района" (далее также - заказчик), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заказчика,
от уполномоченного органа, администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее также - уполномоченный орган), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя уполномоченного органа,
от оператора электронной площадки, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее также - оператор электронной площадки, оператор), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя оператора,
рассмотрев жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", и уполномоченного органа, администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области (извещение N 0171300012717000145) (далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", и уполномоченного органа, администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области (извещение N 0171300012717000145) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе утверждена заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок ввиду следующего:
1) в проекте муниципального контракта условия об ответственности сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлены заказчиком и уполномоченным органом в соответствии с утратившим законную силу постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом";
2) заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта не установлены условия о размере штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту (размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом";
3) заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта не установлено условие о поэтапной оплате заказчиком выполненных подрядчиком работ в соответствии со статьей 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
4) при описании объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом требования к некоторым значениям показателей ряда товаров, необходимых к использованию при проведении работ, являющихся объектом данной закупки, установлены таким образом, что это приводит, по мнению заявителя, к ограничению количества участников закупки, поскольку их значения становятся известными только после проведения соответствующих испытаний; однако, при условии, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок не обязывает участников при формировании первой части заявки иметь в наличии товар, следовательно, указать подобные значения показателей товаров в виде конкретных значений, как считает заявитель, не представляется возможным.
Таким образом, ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, их которых следует, что заказчик не согласен с доводами жалобы, просит признать ее необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 31.08.2017 (с изменениями от 10.11.2017) размещено извещение N 0171300012717000145 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект муниципального контракта.
Заказчиком выступило муниципальное учреждение "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 325 930,00 руб.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе содержит информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В отношении первого довода Комиссией установлено следующее.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частями 4-8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Данные Правила вступили в законную силу с 09.09.2017.
Действующая редакция документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области утверждена заказчиком 10.11.2017 (извещение о проведении электронного аукциона N 0171300012717000145 размещено уполномоченным органом в единой информационной системе 10.11.2017).
Условия об ответственности сторон определены заказчиком и уполномоченным органом в разделе 8 "Ответственность сторон" проекта муниципального контракта, в том числе:
"8.4. В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств Подрядчик вправе взыскать с Заказчика штраф в размере: _______*
* Размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25 ноября 2013 года:
а) 2,5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
8.6. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле П = (Ц - В) x С (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Подрядчиком обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приёмке результатов выполнения работ; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле С = СЦБ х ДП (где СЦБ - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента K; ДП - количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле K = ДП / ДК x 100 % (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При K, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При K, равном 50-100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При K, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
8.7. За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в размере: _______*
* Размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25 ноября 2013 года.
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
Установлено, что постановление Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", в соответствии с которым заказчиком и уполномоченным огранном в проекте муниципального контракта определены размеры неустоек (пеней, штрафов), утратило законную силу с 09.09.2017.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в проекте муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, утвержденной в редакции от 10.11.2017, обязательное условие об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлено заказчиком и уполномоченным органом не в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, что является нарушением частей 5, 7, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В отношении второго довода Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе).
Электронный аукцион проводится в интересах заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района".
Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства установлены статьей 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Из части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Так, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих видах договоров.
Согласно пунктам 1-2 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Следовательно, в данном случае на отношения по выполнению работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области, являющихся объектом рассматриваемой закупки, распространяются положения ГК РФ о договоре подряда, договоре строительного подряда.
Исходя из пункта 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Из буквального толкования вышеназванных норм законодательства следует, что в случае, если не установлено иное, подрядчик вправе привлекать к исполнению своих обязательств по контракту других лиц (субподрядчиков); при этом в таком случае в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 часть работ, из числа установленных заказчиком в документации возможных видов работ (из числа видов работ, утвержденных постановлением), подрядчик обязан выполнить самостоятельно (не менее 15 процентов цены контракта); за ненадлежащее исполнение подрядчиком данной обязанности предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5 процентов стоимости указанных работ. Соответственно, в документации об электронном аукционе (проекте контракта) должны быть установлены требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 раздела 1 "Предмет контракта" проекта муниципального контракта подрядчик обязуется по заданию заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области (далее - объект), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Подрядчик обязуется самостоятельно без привлечения других лиц выполнить работы по объекту, указанному в п. 1.2 контракта в соответствии с утвержденными техническим заданием (приложение 1) и проектной документацией (приложение 2).
Поскольку из положений проекта муниципального контракта следует, что контрактом предусмотрена обязанность подрядчика выполнить все работы лично (иными словами, привлечение к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков) контрактном запрещено), следовательно, подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по данному муниципальному контракту сто процентов работ.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, по мнению Комиссии, у заказчика и уполномоченного органа не возникло в данном случае обязанности включения в документацию об электронном аукционе перечня возможных видов и объемов работ по строительству объекта капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту, а, следовательно, не возникло и обязанности включения в проект этого контракта мер ответственности в виде штрафа за невыполнение такой обязанности, и, соответственно, довод заявителя об обратном является необоснованным.
В отношении третьего довода Комиссией установлено следующее.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Исходя из части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Одной из обязанностей заказчика согласно пункту 2.1.4 раздела 2 "Обязанности сторон" проекта муниципального контракта является обязанность по оплате выполненных подрядчиком работ на основании подписанных сторонами акта КС-2 и справки КС-3.
В соответствии с пунктом 5.4 раздела 5 "Цена контракта и порядок расчетов" проекта муниципального контракта оплата осуществляется в российских рублях в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 30-ти календарных дней с момента подписания сторонами в 4-х экземплярах акта КС-2, справки КС-3 и предоставления счета и счета-фактуры.
Согласно частям 5-7 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Пунктом 3.3 раздела 3 "Производство работ" проекта муниципального контракта установлено, что подрядчик организует производство работ на объекте в строгом соответствии с календарным планом-графиком, составленном с учетом пункта 1.4 настоящего контракта и согласованным с заказчиком.
Порядок сдачи подрядчиком и приемки заказчиком выполненных подрядчиком работ определен заказчиком и уполномоченным органом в разделе 4 "Порядок сдачи и приемки работ" проекта муниципального контракта.
Следовательно, из анализа условий проекта муниципального контракта в совокупности следует, что тридцатидневный срок оплаты заказчиком выполненных подрядчиком работ, производимой на основании документов, подтверждающих приемку работ заказчиком (в том числе актов КС-2), установлен заказчиком и уполномоченным органом в зависимости от календарного плана-графика выполнения работ, являющегося неотъемлемой частью контракта и утверждаемого сторонами при его заключении.
Таким образом, учитывая, что в настоящее время методика составления графиков оплаты выполненных по контракту работ с учетом графиков выполнения строительно-монтажных работ федеральным органом исполнительной власти не утверждена, и принимая во внимание изложение заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ приведенным выше образом (способом), Комиссия не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, и, соответственно, довод заявителя об обратном является несостоятельным.
В отношении четвертого довода Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Частью 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
На заседании Комиссии установлено, что заказчиком 10.11.2017 внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона N 0171300012717000145 и документацию о рассматриваемом электронном аукционе путем исключения из раздела 2 "Описание объекта закупки" документации пункта 9 "Требования к материалам" в полном объеме, а также исключения из пункта 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации требования о представлении в составе первой части заявки конкретных значений показателей используемых при выполнении работ товаров, в том числе тех, сведения о которых становятся известными только после проведения соответствующих испытаний.
Так, в соответствии с пунктом 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе (от 10.11.2017) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Названные изменения размещены уполномоченным органом 10.11.2017 в единой информационной системе.
Жалоба подана заявителем в Ярославское УФАС России 27.11.2017 (то есть после утверждения заказчиком, а также после размещения уполномоченным органом в единой информационной системе изменений в документацию об электронном аукционе).
Соответственно, с учетом вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что утверждения заявителя о включении заказчиком и уполномоченным органом в описание объекта закупки значений показателей ряда товаров, необходимых к использованию при выполнении работ, являющихся объектом данной закупки, значения некоторых показателей которых становятся известными только после проведения соответствующих испытаний, а также об обязанности участников закупки в составе первых частей заявок на участие в аукционе указать конкретные значения показателей таких товаров не имеет под собой оснований.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", и уполномоченного органа, Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области (извещение N 0171300012717000145) обоснованной в части нарушения заказчиком и уполномоченным органом частей 5, 7, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
2. Признать заказчика, муниципальное учреждение "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", и уполномоченный орган, администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области, нарушившими части 5, 7, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику, муниципальному учреждению "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 1 декабря 2017 г. N 05-02/351Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2017