Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 07 декабря 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - временно исполняющего обязанности руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, индивидуального предпринимателя Шангиной Елены Анатольевны (далее также - ИП Шангина Е.А., заявитель), - Шангиной Е.А., представителя по доверенности Шангина А.С.,
от заказчика, муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского" (далее также - МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского", заказчик), - представителя по доверенности Силиной А.М.,
рассмотрев жалобу ИП Шангиной Е.А. на действия заказчика, МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского", при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области (извещение N 0371300146317000035) (далее также - открытый конкурс, конкурс, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ИП Шангиной Е.А. на действия заказчика, МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского", при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области (извещение N 0371300146317000035) (далее - жалоба).
Доводы жалобы заявителя сводятся к следующему:
1) по мнению заявителя, заказчиком в конкурсной документации не указаны критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также не прописан четкий порядок оценки таких заявок, в частности, по показателю "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления регулярных перевозок" нестоимостного критерия оценки заявок. В качестве подтверждения по данному показателю участники закупки предоставляют в составе заявки спецификацию на каждое транспортное средство. Как полагает заявитель, в данном случае фактически установлена зависимость оценки показателя от документально подтвержденных сведений, что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
2) конкурсная документация не содержит определения спецификации, в связи с чем заявителем были направлены заказчику два запроса о предоставлении разъяснений положений документации. В ответах на данные запросы заказчиком указано, что "под спецификацией понимается развернутая информация по комплектации автобуса, в которой указаны все характеристики транспортного средства и характеристики дополнительного оборудования. Форма спецификации определяется поставщиком транспортного средства" (ответ от 23.11.2017 на запрос от 21.11.2017), "_спецификацией на каждое транспортное средство, выданное дилером / сервисом. Предоставление спецификации носит исключительный характер. В то же время, в случае если транспортное средство будет дополнительно обеспечено необходимым оборудованием, то необходимо предоставить гарантийное письмо о взятых на себя обязательствах по установке данного оборудования" (ответ от 23.11.2017 на запрос от 22.11.2017). Данные разъяснения, по мнению заявителя, изменяют суть конкурсной документации, что противоречит положениям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
3) заказчиком в конкурсной документации, по мнению заявителя, необоснованно установлен в качестве одного из показателей нестоимостного критерия оценки заявок показатель "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления регулярных перевозок", поскольку перечисленные заказчиком характеристики транспортных средств, как полагает заявитель, соответствуют конкретной модели транспортного средства, тем самым установлением данного показателя заказчик ограничивает количество потенциальных участников закупки.
На основании вышеизложенного ИП Шангина Е.А. просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком, МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 17.11.2017 (в том числе с изменениями от 01.12.2017) размещено извещение N 0371300146317000035 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области вместе с конкурсной документацией.
В состав закупки входят пять лотов:
1) выполнение работ на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальном маршруте N 1 на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области;
2) выполнение работ на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальном маршруте N 6 на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области;
3) выполнение работ на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальном маршруте N 7 на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области;
4) выполнение работ на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальном маршруте N 8 на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области;
5) выполнение работ на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальном маршруте N 10 на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области.
Начальная (максимальная) цена каждого лота - 15,03 руб.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе (часть 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (часть 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, в том числе характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области.
В пункте 24 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе показатели нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
2.1. Показатель "Количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса". Коэффициент значимости показателя - 0,07;
2.2. Показатель "Опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами". Коэффициент значимости показателя - 0,26;
2.3. Показатель "Экологический класс". Коэффициент значимости показателя - 0,09;
2.4. Показатель "Срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия муниципального контракта об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок". Коэффициент значимости показателя - 0,07;
2.5. Показатель "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления регулярных перевозок". Коэффициент значимости показателя - 0,31;
2.6. Показатель "Сведения о техническом обслуживании транспортных средств". Коэффициент значимости показателя - 0,20.
Из анализа положений конкурсной документации следует, что заказчиком предусмотрены шесть показателей, раскрывающих содержание нестоимостного критерия оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых работ, в том числе показатель "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств_", при оценке по которому анализируется информация о транспортных средствах, оборудованных внешними маршрут указателями (передний, задний и боковой) с отображением информации о маршруте, о транспортных средствах, оборудованных системой пожаротушения моторного отсека, о транспортных средствах, оборудованных системой автоматического открывания служебных дверей, о транспортных средствах, оборудованных системой, обеспечивающей хранение записанных данных системы видеонаблюдения - комплекса антивандальных камер, осуществляющих непрерывную видео фиксацию, о транспортных средствах, оборудованных системой предохранения пассажиров от зажатия дверьми, о транспортных средствах, оборудованных системой беспроводного подключения к Wi-Fi, о транспортных средствах, оборудованных аудиоинформатором пассажиров.
В качестве подтверждения по данному показателю участник конкурса предоставляет в составе заявки спецификацию на каждое транспортное средство.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя).
В соответствии с пунктом 20 Правил оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21-24 настоящих Правил.
Так, согласно пункту 23 Правил в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Из анализа конкурсной документации следует, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе по каждому показателю нестоимостного критерия оценки заявок установлен заказчиком строго в соответствии с приведенным пунктом 23 Правил.
Таким образом, Комиссия полагает, что из положений конкурсной документации представляется возможным определить показатели нестоимостного критерия оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также порядок их оценки (в том числе по показателю "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств_"), и, соответственно, довод заявителя об обратном не нашел своего подтверждения при рассмотрении жалобы.
В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления (пункт 8 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Частями 7, 8 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
В пункте 21 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации заказчиком установлен порядок, а также даты начала и окончания срока предоставления участникам конкурса разъяснений положений конкурсной документации.
Согласно пункту 24 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации в качестве подтверждения по показателю "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления регулярных перевозок" нестоимостного критерия оценки заявок участник конкурса предоставляет в составе заявки спецификацию на каждое транспортное средство.
Заявителем были направлены заказчику два запроса на предоставление разъяснений положений конкурсной документации (от 21.11.2017, от 22.11.2017) относительно включенного в конкурсную документацию показателя "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления регулярных перевозок" нестоимостного критерия оценки заявок, в частности, по вопросу "что понимается под спецификацией, какой формы она должна быть и кто ее выдает?"
В разъяснениях положений конкурсной документации от 23.11.2017 (ответ на запрос от 21.11.2017) заказчиком указано, что "под спецификацией понимается развернутая информация по комплектации автобуса, в которой указаны все характеристики транспортного средства и характеристики дополнительного оборудования. Форма спецификации определяется поставщиком транспортного средства".
В разъяснениях положений конкурсной документации от 23.11.2017 (ответ на запрос от 22.11.2017) указано, что "_спецификацией на каждое транспортное средство, выданное дилером / сервисом. Предоставление спецификации носит исключительный характер. В то же время, в случае если транспортное средство будет дополнительно обеспечено необходимым оборудованием, то необходимо предоставить гарантийное письмо о взятых на себя обязательствах по установке данного оборудования".
Таким образом, проанализировав представленные заказчиком разъяснения положений конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу о том, что такие разъяснения даны заказчиком в нарушение части 8 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; поскольку заказчиком установлено условие о предоставлении участниками закупки в качестве подтверждения по показателю "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств_" в составе заявки на участие в открытом конкурсе спецификации на каждое транспортное средство, оборудованное указанными в документации характеристиками; в то время как своими разъяснениями заказчик фактически изменил суть названного условия, указав на то, что участниками закупки, помимо спецификации, может быть представлено также гарантийное письмо о взятых на себя обязательствах по установке на транспортные средства необходимого оборудования; чего из положений документации не следует.
Согласно части 6 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.
Вместе с тем, установлено, что до рассмотрения настоящей жалобы по существу заказчиком по собственной инициативе в обжалуемой части были внесены изменения в конкурсную документацию, которые были опубликованы в единой информационной системе 01.12.2017.
Так, согласно пункту 24 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации (в редакции от 01.12.2017) в качестве подтверждения по показателю "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления регулярных перевозок" нестоимостного критерия оценки заявок участник закупки представляет в составе заявки спецификацию на каждое транспортное средство, выданную дилером / сервисом или иной документ, подтверждающий установку дополнительного оборудования, выданный сертифицированной организацией по установке и обслуживанию данного оборудования или гарантийное письмо о взятых на себя обязательствах по установке данного оборудования.
В отношении третьего довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Описание объекта закупки должно носить объективный характер (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования к выполняемым работам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации.
Заказчик в конкурсной документации также устанавливает критерии оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Следовательно, заказчик не обязан, но вправе устанавливать показатели, которые раскрывают содержание нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе. То есть иными словами заказчик может по своему усмотрению включить в конкурсную документацию такие показатели нестоимостного критерия оценки заявок, которые отвечают его потребностям и необходимы для определения возможностей потенциальных исполнителей относительно выполнения соответствующих функций в рамках оказания услуг с целью исполнения заключаемого по результатам проведения конкурса контракта (с учетом особенностей закупаемых услуг), а также выбора наилучшего предложения с целью эффективного использования денежных средств заказчика.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Обязательные требования к заявке на участие в конкурсе установлены статьей 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Наличие либо отсутствие у одного из участников в данном случае транспортных средств, обладающих указанными заказчиком теми или иными характеристиками, согласно показателю "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств_" нестоимостного критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не может свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку отсутствие таковых не ведет к отстранению участника от участия в открытом конкурсе.
Вместе с тем, заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить такие требования к объекту закупки (такие показатели (критерии) оценки заявок), которые удовлетворяли бы всех возможных потенциальных участников закупки.
Кроме того, заявителем не доказан факт наличия перечисленных в конкурсной документации характеристик транспортных средств согласно показателю "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств_" у какой-либо конкретной модели транспортного средства.
Таким образом, Комиссия не усматривает в данном случае в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок относительно установления, в числе прочих, показателя "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств_" нестоимостного критерия оценки заявок, и, следовательно, довод заявителя об обратном является необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой закупки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Законодателем определено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (пункт 16 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
Исходя из частей 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
При этом пунктом 19 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ определено понятие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок как документа, подтверждающего право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
Из вышеприведенных норм следует, что в зависимости от вида регулярных перевозок действующим законодательством предусматривается два способа получения юридическими и физическими лицами допуска на маршрут: в отношении регулярных перевозок по регулируемым тарифам - заключение государственных и муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; в отношении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам - выдача на конкурсной (либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ - бесконкурсной) основе свидетельств об осуществлении перевозок по государственному, муниципальному маршруту.
Соответственно, поскольку предметом рассматриваемой закупки является осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории города Переславля-Залесского, в данном случае при проведении закупки заказчик был обязан руководствоваться нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р (далее - Перечень).
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" принят Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее также - Общероссийский классификатор, ОКПД2).
Согласно извещению о проведении открытого конкурса N 0371300146317000035, сформированному аппаратно-программными средствами сайта единой информационной системы, для объекта данной закупки (для каждого лота) указан следующий код по ОКДП2: "49.31.21.110 - Выполнение работ на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам".
Установлено, что вышеназванный Перечень, в числе прочих, включает в себя: "49 - Услуги сухопутного и трубопроводного транспорта (кроме кодов 49.1, 49.31.21.140, 49.5)".
В соответствии с Общероссийским классификатором в группировку 49 входят также следующие виды деятельности:
49 - Услуги сухопутного и трубопроводного транспорта,
49.31 - Услуги по внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам сухопутным транспортом,
49.31.2 - Услуги по внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам сухопутным транспортом прочие,
49.31.21 - Услуги по регулярным внутригородским и пригородным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом,
49.31.21.110 - Услуги по регулярным внутригородским и пригородным перевозкам пассажиров автобусным транспортом.
Таким образом, код рассматриваемой закупки включен в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Следовательно, заказчик, осуществив закупку на право заключения контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области (извещение N 0371300146317000035) путем проведения открытого конкурса, допустил нарушение части 5 статьи 24, части 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Шангиной Елены Анатольевны на действия заказчика, муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского", при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области (извещение N 0371300146317000035) обоснованной в части нарушения заказчиком части 8 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика, муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского", нарушившим часть 5 статьи 24, часть 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, муниципальному казенному учреждению "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского", обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 4 декабря 2017 г. N 05-02/355Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2017