Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии:
<__>
Членов Комиссии:
<__>
в присутствии:
<__> - представителя заказчика Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой, действующего на основании доверенности;
<__> - представителя заказчика Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой, действующего на основании доверенности;
<__> - представителя заказчика Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой, действующей на основании доверенности;
в отсутствии представителей надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы заявителя ООО "ЭТЛ";
рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО "ЭТЛ" на действия заказчика Брянского филиала ФГКУ Росгранстрой при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание комплекса услуг по содержанию имущества автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Курской области - для нужд Брянского филиала ФГКУ Росгранстрой за N 0327100002317000050 (далее - электронного аукциона), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила следующее.
В адрес Брянского УФАС России 28.11.2017 года поступила жалоба участника закупки ООО "ЭТЛ" на действия заказчика Брянского филиала ФГКУ Росгранстрой при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание комплекса услуг по содержанию имущества автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Курской области - для нужд Брянского филиала ФГКУ Росгранстрой за N 0327100002317000050. Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
16.11.2017 года в 12 часов 10 минут по московскому времени в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация об аукционе в электронной форме на оказание комплекса услуг по содержанию имущества автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Курской области - для нужд Брянского филиала ФГКУ Росгранстрой за N 0327100002317000050.
Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона на момент рассмотрения жалобы не заключен.
До рассмотрения жалобы по существу от заказчика Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой в адрес Брянского УФАС России поступили возражения (вх. N 9328 от 30.11.2017 г.), в соответствии с которыми заказчик считает доводы поступившей жалобы необоснованными.
Заявитель ООО "ЭТЛ" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой, сформировавшего документацию об электронном аукционе за N 0327100002317000050 с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:
- в состав перечня необходимых услуг, заказчиком включены работы и услуги технологически и функционально не связанные между собой, такие как: обеспечение пожарной безопасности, утилизация опасных отходов (люминесцентных ламп, содержащих ртуть), а также поверка технологического оборудования;
- заказчиком неправомерно установлен размер обеспечения заявок на участие в проводимом электронном аукционе, который составляет пять процентов (5%) от начальной (максимально) цены контракта;
- из содержания документации об электронном аукционе не представляется возможным определить объем работ, подлежащих выполнению по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;
- в документации об электронном аукционе отсутствуют конкретные показатели товаров, которые используются исполнителем по контракту при оказании услуг;
- заказчиком не установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой <__> с доводами заявителя не согласился и пояснил, что решение заказчика об объединении в один объект закупки данного комплекса услуг обосновано потребностью заказчика, поскольку здание автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации представляет собой обособленный отдаленный от населенных пунктов объект, созданный для работы государственных органов, допуск к которому ограничен, и требующий одновременного комплексного обслуживания. Вышеуказанные услуги неразрывно связаны с услугами по содержанию имущества зданий, их оказание предусматривается на основании договоров субподряда, заключаемых исполнителем в ходе исполнения контракта с организациями, обладающими специальным разрешением.
Заслушав представителей заказчика, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, поскольку включенные в объект закупки услуги (обслуживание пожарной сигнализации, утилизация опасных отходов, поверка технологического оборудования), неразрывно связанны с услугами по техническому облуживанию, и имеют общее целевое назначение - обслуживание имущества здания. Следовательно, объединение их в рамках одной закупки не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Так, согласно извещению о проведении электронного аукциона за N 0327100002317000050 объектом закупки является оказание комплекса услуг по содержанию имущества автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, который включает в себя обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения, утилизация ламп накаливания, поверка автомобильных весов.
В рамках рассмотрения жалобы представители заказчика пояснили, что услуги, которые необходимо оказать в ходе исполнения контракта установлены в соответствии с потребностью заказчика, функционально и технологически связаны между собой, направлены на достижение цели закупки.
Довод заявителя о том, что на указанные виды услуг необходимо специальное разрешение (лицензия, аттестат об аккредитации) не нашел подтверждения комиссией Брянского УФАС России, поскольку оказание вышеуказанных услуг возможно в рамках заключения договора субподряда на стадии исполнения государственного контракта. Документация об электронном аукционе за N 0327100002317000050 содержит указание на возможность привлечения субподрядных организаций (п. 1 общих требований части IV документации об электронном аукционе, а также приложения N 1 к проекту контракта).
Кроме того, заявителем не представлено доказательств неправомерности объединения в один объект закупки вышеуказанных услуг.
2. Заказчиком Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены положения ч. 14 ст. 44 Закона о контрактной системе, согласно которым размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта, поскольку заказчиком установлен размер обеспечения заявки на участие в проводимом электронном аукционе в полном соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
При обозрении документации об электронном аукционе на оказание комплекса услуг по содержанию имущества автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Курской области - для нужд Брянского филиала ФГКУ Росгранстрой за N 0327100002317000050 установлено, что начальная максимальная цена контракта составляет более трех миллионов рублей, а именно: 16 994 622,22 (шестнадцать миллионов девятьсот девяносто четыре тысячи шестьсот двадцать два рубля двадцать две копейки) и как следствие, в соответствии с положениями ч. 14 ст. 44 Закона о контрактной системе, заказчиком правомерно установлен в п. 7 документации об электронном аукционе размер обеспечения заявки на участие в проводимом электронном аукционе в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта.
3. Заказчиком Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которым при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, поскольку единые требования к участникам проводимого электронного аукциона установлены заказчиком в полном соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона за N0327100002317000050 объектом закупки является комплекс услуг по содержанию имущества автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. На оказание данного вида услуг наличие у исполнителя какого-либо специального разрешения (лицензирование, аккредитация) в соответствии с требованиями законодательства РФ не требуется.
В соответствии с частью IV документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки" установлено, что в комплекс услуг по техническому обслуживанию имущества входят услуги, в частности, оказание услуг по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности, которые в соответствии законодательством Российской Федерации могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующим разрешением (например, лицензией).
Учитывая, что данные услуги являются сопутствующими, с целью недопущения ограничения количества участников закупки заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования о наличии специального разрешения (лицензии, аттестата об аккредитации).
При этом заказчиком Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой в п. 3 общих требований части IV документации об электронном аукционе предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций по отдельным видам услуг в рамках исполнения контракта.
4. Заказчиком Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку заказчиком Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой в документации об электронном аукционе за N 0327100002317000050 не установлены конкретные показатели используемых при оказании услуг материалов.
Согласно п. 1.1 проекта государственного контракта установлено, что исполнитель обязуется оказать комплекс услуг по содержанию имущества автомобильных пунктов пропуска с использованием материалов исполнителя.
Так, в Приложении N 1 к государственному контракту "Описание объекта закупки на оказание комплекса услуг по содержанию имущества автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Курской области - для нужд Брянского филиала ФГКУ Росгранстрой" установлено, что при оказании вышеназванного комплекса услуг предполагается использование следующих материалов, в частности:
- "замена вышедших из строя ртутьсодержащих ламп - по мере накопления";
- "замена селикогеля - по мере необходимости";
- "дозаправка мотопомпы ГСМ - в течение суток после каждого включения в работу мотопомпы" и т.д., однако, заказчиком не установлены конкретные показатели используемых при оказании услуг материалов, а также их количество, и как следствие не представляется возможным в полной мере определить объем работ, подлежащих выполнению по содержанию имущества автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Курской области, а также не позволяет потенциальным участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта.
Довод заявителя о том, что использование при описании объекта закупки словосочетаний "по мере необходимости", "по мере выхода из строя", "по мере обнаружения" не позволяет определить объем подлежащих выполнению работ не нашел подтверждения Комиссией Брянского УФАС России, поскольку данные словосочетания использованы заказчиком не в целях определения объема предоставляемых услуг, а в целях описания видов услуг, а также сопутствующих им работ.
5. По итогам проведения внеплановой проверки установлено, что заказчиком Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, поскольку в проекте контракта на оказание комплекса услуг по содержанию имущества автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Курской области - для нужд Брянского филиала ФГКУ Росгранстрой за N 0327100002317000050 отсутствует информация о сроках приемки и сроках оформления результатов приемки.
Согласно п. 4.2 проекта контракта "прием государственным заказчиком оказанных исполнителем услуг производится по факту их оказания. Акты оказанных услуг и ведомости оказанных объемов оформляются ежемесячно и подписываются уполномоченными лицами обеих сторон _", однако информация о том, в какой срок будет осуществлена заказчиком ежемесячная приемка выполненных работ и в какой срок будут оформлены вышеуказанные акты в проекте контракта заказчиком не отражена.
Вышеуказанное нарушение влечет за собой невозможность определения сроков оплаты заказчиком оказанных услуг по контракту, поскольку течение тридцатидневного срока на оплату, предусмотренного п. 2.4 проекта контракта, начинается с момента подписания актов приемки оказанных услуг по контракту.
6. Заказчиком Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой нарушены положения ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), а также положения п. 9 Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 106" (далее - Постановления Правительства РФ 1042), поскольку проект контракта на оказание комплекса услуг по содержанию имущества автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Брянской области - для нужд Брянского филиала ФГКУ Росгранстрой не содержит условие о размерах штрафов за неисполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Кроме того, в проекте контракта не отражены условия об общих суммах начисленной неустойки в отношении поставщика и заказчика, предусмотренные п.п. 11, 12 Постановления Правительства 1042.
7. Заказчиком Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой нарушены положения ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом, поскольку заказчиком в части IV документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки" установлено требование к исполнителю о наличии резервного запаса материальных ресурсов за счет собственных средств для устранения внештатных ситуаций на каждом пункте пропуска.
Дополнительные требования к исполнителю (в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта) в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе вправе устанавливать только Правительство Российской Федерации к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Во исполнение ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям". Однако, оказание услуг по комплексному обслуживанию имущества в данное Постановление Правительства РФ не включены.
Выявленные в действиях заказчика Брянский филиал ФГКУ "Росгранстрой" нарушения требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭТЛ" на действия заказчика Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание комплекса услуг по содержанию имущества автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Курской области - для нужд Брянского филиала ФГКУ Росгранстрой за N 0327100002317000050 частично обоснованной, в части отсутствия в документации о проведении электронного аукциона конкретных показателей материалов, используемых при оказании услуг.
2. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой нарушения требований ч.ч. 2, 3 ст. 33, ч.ч. 5, 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 9, 11, 12 Постановления Правительства от 30.08.2017 г. N 1042.
3. Выдать заказчику Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой, оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании заказчиком вышеназванного электронного аукциона.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 5 декабря 2017 г. N 230
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2017