Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Пышминского городского округа -
- в отсутствии заявителя в лице ИП Черняка Г. Е., уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ИП Черняка Георгия Евгеньевича (658370, Алтайский край, Шипуновский район, с. Белоглазово, ул. Школьная 55-2) о нарушении заказчиком в лице Администрация Пышминского городского округа (623550, Свердловская обл., Пышминский район, р.п. Пышма, ул.1 Мая, д. 2) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, производительностью 2100 м.куб./сутки в р.п. Пышма Свердловской области (извещение N 0162300028417000074) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Черняка Георгия Евгеньевича (вх. N 01-21324 от 24.11.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Пышминского городского округа, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, производительностью 2100 м.куб./сутки в р.п. Пышма Свердловской области (извещение N 0162300028417000074) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал на нарушение Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, а именно - по поз. 1,4,23 Технического задания аукционной документации установлены показатели товара, противоречащие соответствующим ГОСТам. Просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
08 ноября 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0162300028417000074 и аукционная документация на строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, производительностью 2100 м.куб./сутки в р.п. Пышма Свердловской области, в действующей редакции от 10.11.2017 NИИ3.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 192 230 740 ,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать единым требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Требования к участникам закупки, соответствующие ст. 31 Закона о контрактной системе установлены в п. 14 информационной карты аукционной документации, в том числе: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих деятельность области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, что должно быть подтверждено наличием действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации, выданной по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" и в которой должны содержаться сведения:
а) о наличии у члена саморегулируемой организации права выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров;
б) о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
При этом, совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать (с учетом цены контракта, заключаемого по результатам настоящего аукциона или конкурса) предельный размер обязательств, исходя из которого участник закупки внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Данное требование не распространяется:
на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юр. лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
При этом согласно ч. 1 ст.105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. В соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" установлена обязанность членов СРО вносить сведения о своем членстве в СРО в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Согласно Государственному реестру саморегулируемых организаций (http://sro.gosnadzor.ru/), Единому реестру членов СРО (http://reestr.nostroy.ru/reestr) сведения о наличии СРО у заявителя с правом заключать договора по организации работ с учетом начальной (максимальной) цены контракта на момент окончания срока подачи заявок (192 230 740 ,00 рублей) отсутствуют.
Указанное обстоятельство исключают участие заявителя в данном электронном аукционе, ввиду чего положения документации не могут нарушить права и законные интересы заявителя ИП Черняка Г.Е.
При проведении внеплановой проверки Комиссией УФАС Свердловской области установлено следующее:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Заказчиком в Таблице N1 Документации об аукционе в электронной форме установлены функциональные, технические и качественные характеристики товаров, используемых при выполнении работ, в том числе по поз. 1,4,23:
1 |
Арматурная сталь Тип 1 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" Дата введения 1983-07-01. |
Кривизна стержней |
должна не превышать 0,6 |
% |
Марка стали |
35ГС или 25Г2С |
|
||
Поверхность профиля |
на поверхности профиля, включая поверхность ребер и выступов, не должно быть раскатанных трещин, трещин напряжения, рванин, прокатных плен и закатов. |
|
||
Временное сопротивление разрыву |
не менее 60 |
|
||
Номинальный диаметр стержня |
12;10 |
|
||
Предельные отклонения по массе стержня в диапазоне |
-6,0*_+5,0* |
% |
||
Плотность стали |
[7,85] |
|
||
Изготовление стержней |
мерной длины; немерной длины |
|
||
Класс |
[А-III (А400)] |
|
||
Размер d |
8,7_9,7 |
мм |
||
Площадь поперечного сечения |
не менее 0,785 не более 1,131 |
|
||
Длина стержня |
до 12 |
м |
||
Номинальная высота поперечных выступов стержня |
0,5_1,75 |
мм |
||
Размер |
не менее 11,3 не более 13,5 |
|
||
Высота продольных ребер стержня |
не более 1,25 не менее 1,0 |
мм |
||
Предельные отклонения по длине |
не менее +35 не более +70 |
мм |
||
Точность порезки |
обычная или повышенная |
|
||
Масса стержня |
не менее 0,617 |
кг |
||
Предел текучести |
не менее 390 |
|
||
Повреждения стержня |
Допускаются мелкие повреждения ребер и выступов, в количестве не более трех на 1 м длины, а также незначительная ржавчина, отдельные раскатанные загрязнения, отпечатки, наплывы, следы раскатанных пузырей, рябизна и чешуйчатость в пределах допускаемых отклонений по размерам. |
|
||
Размер b |
не менее 1,0 |
мм |
||
Размер r |
1,5*_1,9* |
мм |
||
Номер стержня |
10;12 |
|
||
4 |
Бетон тяжелый. Тип 1 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия". ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия".ГОСТ 25192-2012 "Бетоны. Классификация и общие технические требования".
|
В качестве мелкого заполнителя |
природный песок |
|
Полные остатки на ситах крупного заполнителя с диаметром контрольного отверстия D |
До 10 |
% по массе |
||
Группа щебня |
2 или 3 или 4 |
|
||
Марка шлакопортландцемента |
300;400;500 |
|
||
По удобоукладываемости: |
жесткие (Ж), подвижные (П), растекающиеся (Р) |
|
||
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы |
10_35 |
% по массе |
||
Истинная плотность зерен мелкого заполнителя не более |
2,8 |
|
||
Полные остатки на ситах крупного заполнителя с диаметром контрольного отверстия 0,5(d+D) |
От 30 до 60 |
% по массе |
||
В качестве вяжущего: |
Портландцемент, шлакопортландцемент |
|
||
Группа природного песка |
Крупный\средний\мелкий |
|
||
В качестве крупного заполнителя |
Щебень или гравий |
|
||
Фракция |
св. 10 до 20 мм |
|
||
Марка по морозостойкости |
F50;F100;F150;F200;F250 |
|
||
Содержание зерен крупностью св. 10 мм |
Не более 0,5 |
% по массе |
||
Осадка конуса в диапазоне |
1-15 |
см |
||
По водонепроницаемости |
W2;W4;W6;W8 |
|
||
Полные остатки на ситах крупного заполнителя с диаметром контрольного отверстия d |
От 90 до 100 |
% по массе |
||
Модуль крупности мелкого заполнителя |
1,5_3,0 |
|
||
Жесткость |
5-30 |
с |
||
23 |
Швеллеры ГОСТ 8240-97. "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент (с Изменением N 1)" ГОСТ 19281-2014 "Прокат повышенной прочности. Общие технические условия"
|
Длина швеллера |
Мерная\немерная |
|
Предельное отклонение по ширине |
до 2,0 |
мм |
||
Уклон внутренних граней полок в интервале |
4_10 |
% |
||
Толщина стенки |
до 4,5 |
мм |
||
Предельные отклонения по длине швеллеров |
Не более 100 |
мм |
||
Временное сопротивление |
Не менее 430 |
|
||
Предельное отклонение по толщине полки |
Не более -0,5 |
мм |
||
Класс прочности |
265 или 295\325 или 345 |
|
||
Ширина полки |
Не более 46 |
мм |
||
Длина |
2_12 |
м |
||
Свойства |
Швеллеры должны быть обрезаны. Косина реза не должна выводить длину швеллеров за предельные отклонения по длине. |
|
||
Серия |
С параллельными гранями полок или с уклоном внутренних граней полок или экономичные с параллельными гранями полок |
|
||
Предел текучести |
До 345 |
|
||
Толщина полки |
До 7,6 |
мм |
||
Кривизна швеллера в горизонтальных и вертикальных плоскостях |
Не более 0,2 |
% длины |
||
Высота |
Не менее 100 |
мм |
||
Марка стали |
09Г2С |
|
||
Предельное отклонение по высоте |
Не более 2,0 |
мм |
||
Обозначение серии |
У;П или Э |
|
||
Площадь поперечного сечения |
10,79_10,90 |
|
||
Масса швеллера |
Более 8,58 |
кг |
По поз. 1 "Арматурная сталь" Заказчиком установлены следующие значения показателей товара: "Изготовление стержней мерной длины; немерной длины; Длина стержня до 12 м; Масса стержня не менее 0,617 кг; Номер стержня 10;12".
Согласно ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" арматурная сталь с номером профиля 10 имеет теоретическую массу 1 м профиля 0,617 кг; арматурная сталь с номером профиля 12 имеет теоретическую массу 1 м профиля 0,888 кг., согласно таблице:
Исходя из п. 1.13. ГОСТ 5781-82, стержни изготовляют длиной от 6 до 12 м. Стержни мерной длины с немерными отрезками изготовляют длиной не менее 2 м.
Следовательно, арматурная сталь с номером профиля 10 не может иметь массу стержня менее 1,234 кг (0,617 кг * 2 метра); арматурная сталь с номером профиля 12 не может иметь массу стержня менее 1,776 (0,888 кг * 2 метра).
Следовательно, требование Заказчика к массе стержня "не менее 0,617 кг" является заведомо заниженным, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать сведения, противоречащие ГОСТ 5781-82 и нарушает положения пп.1-2 ч.1, ч.2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
По поз. 4 "Бетон тяжелый. Тип 1" Заказчиком установлены следующие значения показателей товара: "Марка по водонепроницаемости W2 или W4;W6;W8\W10\W12. По водонепроницаемости Низкой водонепроницаемости; средней водонепроницаемости; высокой водонепроницаемости".
Согласно п. 2.12 ГОСТ 25192-2012 "Бетоны. Классификация и общие технические требования" бетон низкой водонепроницаемости имеет марку по водонепроницаемости "менее W4"; бетон средней водонепроницаемости имеет марку по водонепроницаемости "от W4 до W12"; бетон высокой водонепроницаемости имеет марку по водонепроницаемости "более W12".
Требованию Заказчика к марке бетона по водонепроницаемости "W2 или W4;W6;W8\W10\W12" удовлетворяют только бетоны средней и низкой водонепроницаемости. Бетон высокой водонепроницаемости не удовлетворяет требованию Заказчика к марке бетона по водонепроницаемости "W2 или W4;W6;W8\W10\W12" и не может быть указан в первой части заявки участником закупки. Следовательно, требование Заказчика к водонепроницаемость бетона "Низкой водонепроницаемости; средней водонепроницаемости; высокой водонепроницаемости", вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в первой части заявки сведения, противоречащие ГОСТ 25192-2012.
Таким образом, по поз. 4 "Бетон тяжелый. Тип 1" Заказчиком установлены значения показателей "Марка по водонепроницаемости W2 или W4;W6;W8\W10\W12; По водонепроницаемости Низкой водонепроницаемости; средней водонепроницаемости; высокой водонепроницаемости" в нарушение пп.1-2 ч.1, ч.2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
По поз. 23 "Швеллеры" Заказчиком установлены следующие значения показателей товара: "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент". Толщина полки до 7,6 мм. Высота Не менее 100 мм. Обозначение серии У;П или Э. Площадь поперечного сечения 10,79_10,90 мм2".
Согласно ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент" швеллеры серии У или П с высотой h "не менее 100 мм", толщиной полки t "до 7,6 мм" имеют площадью поперечного сечения F "10,9 см2", а именно (Таблица 1, Таблица 2 ГОСТ 8240-97):
Согласно ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент" швеллеры серии Э с высотой h "не менее 100 мм", толщиной полки t "до 7,6 мм" имеют площадью поперечного сечения F "10,79 см2" (таблица 3 ГОСТ 8240-97):
Заказчиком установлено требование к площади поперечного сечения швеллеров серии У или П, или Э с высотой h "не менее 100 мм" и толщиной полки t "до 7,6 мм": "10,79_10,90 мм2", которое противоречит ГОСТ 8240-97.
Таким образом, по поз. 23 "Швеллеры" Заказчиком установлено значение показателя "Площадь поперечного сечения 10,79_10,90 мм2" в нарушение пп.1-2 ч.1, ч.2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как установленное значение показателя вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет определить потребность заказчика и допускает возможность указания значения показателя участником, соответствующего аукционной документации, но противоречащей ГОСТ 8240-97.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Черняка Г.Е. признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Пышминского городского округа выявлено нарушение пп.1-2 ч.1, ч.2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации Пышминского городского округа, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение аукционной документации на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N 0162300028417000074, объяснением по факту выявленного нарушения ____________ 2018 г. в __-__.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 ноября 2017 г. N 1814-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017