Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика, организатора торгов в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа N 6,
-заявителя в лице ООО СПК "Интекс",
- в отсутствие уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
- в отсутствие заказчиков в лице МБОУ СОШ N1, МБОУ-СОШ N 57, МБОУ - СОШ N 25, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО СПК "Интекс" (620017, г. Екатеринбург, ул. Фронтовых бригад, 27) о нарушении заказчиком, организатором торгов в лице МБОУ СОШ N 6 (620034, Екатеринбург, ул. Бебеля, 122б), заказчиками в лице МБОУ СОШ N1 (620034, г. Екатеринбург, ул. Бебеля, 122б), МБОУ-СОШ N 57 (620102, , г. Екатеринбург, ул. Белореченская, 25), МБОУ - СОШ N 25 (620036, Екатеринбург, поселок Широкая речка, ул. Феофанова, 10), уполномоченным органом в лице Администрации города Екатеринбурга (620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пр-кт Ленина, 24/А), его комиссией при осуществлении совместной закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания в МБОУ Верх-Исетского района (извещение N 0162300005317000744), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту- Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаООО СПК "Интекс" (вх. N 01-21657 от 29.11.2017 г.) о нарушении заказчиком, организатором торгов в лице МБОУ СОШ N 6, заказчиками в лице МБОУ СОШ N1, МБОУ-СОШ N 57, МБОУ - СОШ N 25, уполномоченным органом в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссией при осуществлении совместной закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания в МБОУ Верх-Исетского района (извещение N 0162300005317000744)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно показатели оценки заявок свидетельствующие об опыте и квалификации участника носят необъективный характер, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, организатора торгов с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
13 ноября 2017 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении совместной закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием N0162300005317000744и конкурсная документация в действующей редакции от 30.11.2017 г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 18 309 851,20 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системепод конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системепри проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 5 ст.53 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) оценка - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.4 Правил оценки в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Правил оценки оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Комиссия отмечает, что согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе, под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. При этом, в соответствии с частью 8 статьи 63 Закона о контрактной системе, победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Вместе с тем, согласно подпункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Приложением N 2 к информационной карте конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, согласно которым по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оцениваются показатели, раскрывающие содержание нестоимостного критерия оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки:
N п/п |
Наименование критерия оценки заявок на участие в конкурсе |
Единица измерения |
Лучшее предложение по критерию (показателю) |
Значимость критериев % |
Максимальное значение показателя в баллах |
1. |
Цена контракта |
рубль |
Минимальное значение |
60 |
Х |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы. Связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
Х |
Х |
40 |
Х |
2.1. |
Количество одновременно обслуживаемых учреждений в системе АИС питания образовательных учреждений (соглашения между образовательным учреждением и исполнителем). |
Образовательные учреждения |
Максимальное значение |
Х |
50 |
2.2. |
Продолжительность работы в системе АИС-питания по количеству лет (соглашения между образовательным учреждением и исполнителем). |
Количество лет |
Максимальное значение |
Х |
50 |
|
Итого: |
Х |
Х |
100 |
100 |
Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. Значимость критериев определяется в процентах: - значимость критерия "Цена контракта" - 60%; - значимость критерия "Квалификация участников закупки на оказание услуги" - 40%; Оценка заявок по критерию "Цена контракта " Максимальное количество баллов получает участник, предоставивший минимальную цену по критерию. Оценка заявок по стоимостным критериям оценки. Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта" (ЦБi), определяется по формуле (в случае если Цmin>0): ЦБi = Цmin / Цi * 100, где: ЦБi - количество баллов; Цi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; Оценка заявок по не стоимостным критериям оценки. Оценка заявок по критерию 2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы. Связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Содержание указанного критерия включает в себя следующие показатели: 2.1. Количество одновременно обслуживаемых учреждений в системе АИС питания образовательных учреждений - При отсутствии документов, подтверждающих оказание данной услуги, присваивается количество баллов (0). - От 0 до 11 образовательных учреждений присваивается количество баллов (0). - От 12 и более образовательных учреждений присваивается количество баллов (100) 2.2. Продолжительность работы в системе АИС-питания по количеству лет - При отсутствии документов, подтверждающих оказание данной услуги, присваивается количество баллов (0). - От 0 до 5 количество лет присваивается количество баллов (0). - От 6 и более количество лет присваивается количество баллов (100) |
Таким образом, заказчиком установлено, что баллы по показателю "Количество одновременно обслуживаемых учреждений в системе АИС-питания" присваиваются только участникам обслуживающим одновременно 12 и более учреждений в системе АИС-питания, вместе с тем, Комиссией установлено, что совместные торги проводятся для нужд четырех образовательных учреждений, таким образом, Комиссия приходит к выводу, что данный показатель определяющий количество одновременно обслуживаемых учреждений в системе АИС-питания не учитывает особенности закупаемых услуг в части количества обслуживаемых учреждений.
Также, заказчиком установлено, что баллы по показателю "Продолжительность работы в системе АИС-питания по количеству лет" присваиваются только участникам, работающим в системе АИС-питания 6 и более лет, вместе с тем, Комиссией установлено, что система АИС-питания начала свою работу с 2013 г., таким образом, указанная система функционирует в течение пяти лет, ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что заказчиком установлен необъективный порядок оценки данного показателя.
Исходя из порядка оценки, установленного в конкурсной документации показателями опыта, квалификации участника по успешному оказанию услуг по организации питания в МБОУ являются количество одновременно обслуживаемых учреждений в системе АИС-питания, продолжительность работы в системе АИС-питания по количеству лет, при этомданные показатели не раскрывают содержание нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", указанные показатели не позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта и не учитывают особенности оценки закупаемых услуг, что нарушает п. 10 Правил, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуООО СПК "Интекс"признать обоснованной.
2. В действиях заказчиков в лице МБОУ СОШ N1, МБОУ-СОШ N 57, МБОУ - СОШ N 25нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. В действияхуполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурганарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. В действиях заказчика, организатора торгов в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа N 6 выявлено нарушение ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
5. Заказчику в лице заказчику, организатору торгов в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа N 6, уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга, его аукционной комиссиивыдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 1845-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 04.12.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
на основании своего решения N 1845-З от 04.12.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, организатору торгов в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа N 6, уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссии в срок до 25.12.2017 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении конкурса с ограниченным участием N 0162300005317000744, путем отмены составленных протоколов, внесения изменений документацию об электронном аукционе в части установленных решением N 1845-З от 04.12.2017 г. нарушений и продления срока для подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение п. 1 настоящего предписания.
3. Заказчику, организатору торгов в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа N 6, уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга в срок до 08.01.2018 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 декабря 2017 г. N 1845-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2017