Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
при участии представителей:
*
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (443099, Самарская область, г. Самара, ул. Куйбышева, 79, 64) о нарушении заказчиком в лицеАдминистрациимуниципального образования рабочий поселок Атиг(623075, Свердловская Область, Атиг Рабочий поселок, Заводская Улица, дом 8) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта "Распределительные газопроводы для газоснабжения частных жилых домов кооператива "Атигский" в п. Атиг, Н.Сергинского р-на, Свердловской обл. (1 очередь строительства) (извещение N 0162300058617000009)Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Перспектива" (вх. N 01-21664 от 29.11.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации муниципального образования рабочий поселок Атиг, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта "Распределительные газопроводы для газоснабжения частных жилых домов кооператива "Атигский" в п. Атиг, Н.Сергинского р-на, Свердловской обл. (1 очередь строительства) (извещение N 0162300058617000009) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявительООО "Перспектива" указал, что положения аукционной документациинарушают требования Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просилпризнать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
16 ноября 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0162300058617000009 и аукционная документация на строительство объекта "Распределительные газопроводы для газоснабжения частных жилых домов кооператива "Атигский" в п. Атиг, Н.Сергинского р-на, Свердловской обл. (1 очередь строительства), в действующей редакции от 16.11.2017 NИИ2.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 18 391 350,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать единым требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Требования к участникам закупки, соответствующие ст. 31 Закона о контрактной системе установлены в п. 13.1 Части I "Общая часть" аукционной документации, в том числе:участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
При этом согласно ч. 1 ст.105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. В соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" установлена обязанность членов СРО вносить сведения о своем членстве в СРО в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Согласно Государственному реестру саморегулируемых организаций (http://sro.gosnadzor.ru/), Единому реестру членов СРО (http://reestr.nostroy.ru/reestr)сведения о наличии СРОу заявителя с правом заключать договора по организации работ с учетом начальной (максимальной) цены контракта на момент окончания срока подачи заявок (18 391 350,00 рублей) отсутствуют.
Указанные обстоятельства исключают участие заявителя в данном электронном аукционе, ввиду чего положения документации не могут нарушить права и законные интересы заявителя ООО "Перспектива".
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определениемсоответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составленииописания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Заказчиком в Части II"Описание объекта закупки"документации об аукционе в электронной форме установлены функциональные, технические и качественные характеристики товаров, используемых при выполнении работ, в том числе по поз. 1,4,22:
По поз. 1 "Труба стальная108" Заказчиком установлены следующие значения показателей товара: Трубы должны соответствовать ГОСТ 10704-91 и ГОСТ 10705-80. В зависимости от показателей качества трубы должны относиться к одной из следующих групп в зависимости от требований проектной документации: Б- с нормированием химического состава или В - с нормированием механических свойств и химического состава. Трубы должны быть выполнены из спокойной или полуспокойной или кипящей стали марок 10 или 20, в зависимости от требований проектной документации.Массовая доля элементов в стали (по ковшевой пробе) в зависимости от марки должна быть: углерода не менее 0,07 не более 0,14.
По поз. 4 "Труба стальная 57" Заказчиком установлены следующие значения показателей товара: Трубы должны соответствовать ГОСТ 10704-91 и ГОСТ 10705-80. В зависимости от показателей качества трубы должны относиться к одной из следующих групп в зависимости от требований проектной документации: Б - с нормированием химического состава или В - с нормированием механических свойств и химического состава. Трубы должны быть выполнены из спокойной или полуспокойной или кипящей стали марок 10 или 20, в зависимости от требований проектной документации. Массовая доля элементов в стали (по ковшевой пробе) в зависимости от марки должна быть: углерода не менее 0,07 не более 0,14.
По поз. 22 "Труба стальная 159" Заказчиком установлены следующие значения показателей товара: Трубы должны соответствовать ГОСТ 10704-91 и ГОСТ 10705-80. В зависимости от показателей качества трубы должны относиться к одной из следующих групп в зависимости от требований проектной документации: Б - с нормированием химического состава или В - с нормированием механических свойств и химического состава. Трубы должны быть выполнены из спокойной или полуспокойной или кипящей стали марок 10 или 20, в зависимости от требований проектной документации. Массовая доля элементов в стали (по ковшевой пробе) в зависимости от марки должна быть: углерода не менее 0,07 не более 0,14.
Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 10705-80 "Трубы стальные электросварные. Технические условия" трубы группы Б и В производятся из спокойной, полуспокойной и кипящей стали марок 10, 20 по ГОСТ 1050.
В соответствии с п. 5.1 ГОСТ 1050-2013 "Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия", у стали марки 20 массовая доля углерода ("С") составляет 0,17-0,24 %.
Следовательно, сталь марки 20, имеющая массовую долю углерода 0,17-0,24 %, не удовлетворяет требованию Заказчика к содержанию углерода "не менее 0,07 не более 0,14" и не может быть указана потенциальным участником закупки в первой части заявки.
Таким образом, по поз. 1 "Труба стальная 108", поз. 4 "Труба стальная
57", поз. 22 "Труба стальная
159" Заказчиком установлено значение показателя "массовая доля углерода" - "не менее 0,07 не более 0,14" в нарушение пп.1-2 ч.1, ч.2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как установленное значение показателя вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет определить потребность заказчика и допускает возможность указания значения показателя участником, соответствующего аукционной документации, но противоречащей ГОСТ 1050-2013.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно извещению N 0162300058617000009о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 391 350,00 рублей.
Пунктом 12.4 Части I "Общая часть" документации об аукционе в электронной форме предусмотрено, что если участником закупки, с которым заключается Контракт, предложена цена Контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в пункте 12.1 Документации об аукционе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о Контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в п. 12.4 Части I "Общая часть" документации об аукционе в электронной форме предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта в нарушение ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
В данных действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Перспектива"признатьнеобоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрациимуниципального образования рабочий поселок Атигвыявлено нарушение пп.1-2 ч. 1, ч.2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрациимуниципального образования рабочий поселок Атиг, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение аукционной документации на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N 0162300058617000009, объяснением по факту выявленного нарушения ____________ 2018 г. в __-__.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 декабря 2017 г. N 1840-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2017