Резолютивная часть решения оглашена 29 ноября 2017 года
В полном объеме решение изготовлено 01 декабря 2017 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Галлямова В.С. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Экватор" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку цефепима (изв. N 0869200000217001744) в присутствии:
- представителей ГБУЗ "ОПЦ" (далее - заказчик) Титовой С.В., Чистякова А.С., действующих на основании доверенностей N 181 от 21.11.2017, N 178 от 02.11.2017;
- представителей ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченный орган) Мишина И.В., Котовой В.И., Пичуговой Т.В., действующих на основании доверенностей N 32 от 05.10.2017, N 42 от 21.11.2017, от 01.07.2017,
в отсутствие представителей ООО "Торговый дом "Экватор" (далее - заявитель, Общество),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 22.11.2017 поступила жалоба ООО "Торговый дом "Экватор" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку цефепима (изв. N 0869200000217001744) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик, уполномоченный орган объявили о проведении аукциона путем опубликования 13.11.2017 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 929 250,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 21.11.2017 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в аукционной документации необоснованно установлено требование к поставке лекарственного препарата в комплекте с растворителем. Указанному требованию будет соответствовать только препарат с торговым наименованием "Цефепим", производимый ОАО "Красфарма" (Россия, РУ N ЛСР-005870/09 от 20.07.2009). Указанное обстоятельство может ограничить количество участников закупки.
Более того, по мнению заявителя, закупаемый заказчиком лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) "Цефепим" не может применяться при беременности и в период грудного вскармливания.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Установление в аукционной документации требования к поставке препарата в комплекте с растворителем (лидокаин, раствор для инъекций 10 мг/мл (ампулы) 3,5 мл N 1) обусловлено потребностью лечебного учреждения в оперативном и эффективном оказании медицинской помощи пациентам, проходящим лечение в ГБУЗ "ОПЦ". Так, цефепим является цефалоспориновым антибиотиком IV поколения. Внутримышечные инъекции указанного препарата очень болезненны. Лидокаин позволяет исключить риск развития болевого синдрома, связанного с инъекцией, что, в свою очередь, значительно улучшает переносимость терапии. Также лидокаин реже вызывает аллергические реакции, действует быстрее и длительнее, не вызывает местного раздражающего действия.
При разведении препарата необходимо использовать 1% (10 мг/мл) раствор лидокаина. Применение лидокаина большей концентрации сопровождается частыми системными побочными реакциями, из которых особенно опасны кардиогенные осложнения (от сосудистого коллапса до остановки сердца). Ошибочное использование медицинским персоналом 2% или 10% лидокаина сопровождается кумуляцией (накоплением) местного анестетика в организме, а также гемодинамическими расстройствами.
Кроме того, участник закупки вправе предложить раствор лидокаина отдельно (не входящий в упаковку с лекарственным средством) с соблюдением характеристик, указанных в техническом задании аукционной документации.
В соответствии с инструкциями по применению лекарственных средств с МНН "Цефепим" препараты не противопоказаны при беременности, в период грудного вскармливания и применяются с осторожностью, под наблюдением врача. Данные условия применения лекарственного препарата полностью реализуются в ГБУЗ "ОПЦ" как специализированном стационаре.
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из содержания статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов РФ, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Наименование и описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к информационной карте документации об аукционе (далее - приложение N1).
В соответствии с приложением N 1 заказчику требуется товар со следующими характеристиками.
N п/п |
Международное непатентованное наименование |
Лекарственная форма, дозировка, количество единиц в упаковке, форма упаковки, условия хранения, назначение |
1 |
Цефепим |
Порошок для приготовления раствора для внутримышечного введения флакон 1 гр в комплекте с растворителем: лидокаин раствор для инъекций 10 мг/мл (ампулы) 3,5 мл N 1 |
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, лекарственный препарат с указанными характерстиками необходим для оперативного и эффективного оказания медицинской помощи пациентам, проходящим лечение в ГБУЗ "ОПЦ". Так, цефепим является цефалоспориновым антибиотиком IV поколения. Внутримышечные инъекции указанного препарата очень болезненны. Лидокаин позволяет исключить риск развития болевого синдрома, связанного с инъекцией, что, в свою очередь, значительно улучшает переносимость терапии. Также лидокаин реже вызывает аллергические реакции, действует быстрее и длительнее, не вызывает местного раздражающего действия.
При разведении препарата необходимо использовать 1% (10 мг/мл) раствор лидокаина. Применение лидокаина большей концентрации сопровождается частыми системными побочными реакциями, из которых особенно опасны кардиогенные осложнения (от сосудистого коллапса до остановки сердца). Ошибочное использование медицинским персоналом 2% или 10% лидокаина сопровождается кумуляцией (накоплением) местного анестетика в организме, а также гемодинамическими расстройствами.
Кроме того, как следует из пояснений представителей заказчика и разъяснений положений аукционной документации от 17.11.2017, участник закупки вправе предложить раствор лидокаина отдельно (не входящий в упаковку с лекарственным средством) с соблюдением характеристик, указанных в техническом задании аукционной документации.
В инструкции по применению лекарственного препарата "Цефепим" (производитель ОАО "Красфарма", Россия, РУ N ЛСР-005870/09 от 20.07.2009), на который ссылается заявитель в жалобе, отсутствует информация о том, что лекарственное средство противопоказано при беременности и в период грудного вскармливания. В соответствии с данной инструкцией препарат применяется при беременности в случае, если предполагаемая польза для матери превышает риск для плода. При применении препарата в период лактации следует прекратить грудное вскармливание.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что требования к закупаемому лекарственному препарату установлены с учетом потребности заказчика. При этом, заявитель на заседание Комиссии не явился, каких-либо документов, свидетельствующих о безосновательном установлении заказчиком требований к товару, не представил.
Относительно довода ООО "Торговый дом "Экватор" об ограничении заказчиком конкуренции антимонопольный орган считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции, предусмотренных статьей 17 Закона о защите конкуренции.
Более того, следует отметить, что по результатам аукциона определены участники, предложившие лекарственные препараты двух различных производителей, а именно "Цефепим" производства ОАО "Красфарма" (Россия) и "Цефепим-Джодас" производства компании "Джодас Экспоим Пвт. Лтд." (Индия). Заявки указанных участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации о закупке. Исходя из содержания протокола проведения аукциона от 27.11.2017 победителем стал участник, предложивший к поставке препарат "Цефепим-Джодас" производства компании "Джодас Экспоим Пвт. Лтд." (Индия).
С учетом изложенного, Комиссии Челябинского УФАС России не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика признаков нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, доводы жалобы ООО "Торговый дом "Экватор" являются необоснованными, ввиду недоказанности.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Торговый дом "Экватор" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку цефепима (изв. N0869200000217001744) необоснованными, ввиду недоказанности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии В.С. Галлямов
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 ноября 2017 г. N 852-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2017