Резолютивная часть решения оглашена 29.11.2017
В полном объеме решение изготовлено 04.12.2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России жалобы гражданина, в присутствии:
- представителя Администрации Троицкого муниципального района Саватеевой О.В., действующего на основании доверенности N 39 от 28.11.2017,
- представителя Администрации Кособродского сельского поселения Троицкого муниципального района Рожновой Е.А., действующего на основании доверенности N 157 от 28.11.2017,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 22.11.2017 поступила жалоба гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку металлических резервуаров для обустройства искусственных пожарных водоемов (извещение N 0169300008517000141) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 15.11.2017 Администрация Троицкого муниципального района объявила о проведении аукциона.
Заказчиком выступила Администрация Кособродского сельского поселения Троицкого муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 400 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 23.11.2017 в 08:00.
На момент рассмотрения жалобы гражданина контракт не заключен.
В жалобе указано, что заказчиком неправомерно сформировано описание объекта закупки в части требований к рабочему давлению резервуара, форме и размерам резервуара, а также в техническом задании не указан тип резервуара.
Кроме того, в документации о закупке не определены конкретные показатели товара, которые необходимо указать в первой части заявки участника закупки.
В документации о закупке не определено место поставки товара, не размещен акт приема-передачи товара, а также неправомерно определены условия согласования цвета и дизайна товара на стадии исполнения контракта.
Заказчиком неправомерно произведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта, без учета стоимости новой продукции.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и пояснили следующее.
В документации о закупке необходимо конкретизировать все характеристики товара, указанные в техническом задании документации о закупке, требования к типу резервуара, размеры и форма днища резервуара однозначно определены в документации о закупке. Кроме того, терминология, указанная в техническом задании соответствует ГОСТу Р 52630-2012.
Кроме того, представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что место поставки товара определено границами населенных пунктов, в которых будут размещаться искусственные водоемы. Акт приема-передачи товара является документом, который будет согласовываться на стадии приемки товара.
Начальная (максимальная) цена контракта сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного орана, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации о закупке должны использоваться при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 ГОСТа Р 52630-2012 "Сосуды и аппараты стальные сварные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 52630-2012) настоящий стандарт распространяется на стальные сварные сосуды и аппараты (далее - сосуды), работающие под давлением не более 21 МПа, вакуумом с остаточным давлением не ниже 665 Па (5 мм рт.ст.) или без давления (под налив) и при температуре стенки не ниже минус 70 °С, предназначенные для применения в технологических установках химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, нефтяной, газовой и других отраслях промышленности.
Согласно пункту 4.1.7 ГОСТа Р 52630-2012 в зависимости от расчетного давления, температуры стенки и характера рабочей среды сосуды подразделяют на группы. Группу сосуда определяет разработчик, но не ниже, чем указано в таблице 1.
В таблице 1 указано, что расчетное давление в зависимости от группы сосудов может быть - "под налив и от 0 до 0,05 МПа.
Таким образом, общепринятым термином расчетного давления стальных сварных сосудов и аппаратов является "под налив".
В разделе 6 технического задания документации о закупке установлены технические характеристики подземного металлического пожарного резервуара, в том числе "рабочее давление, Мпа" - "налив", что противоречит терминологии, предусмотренной государственным стандартом. Кроме того, в техническом задании не предусмотрен возможный диапазон расчетного давления от 0 до 0,05 Мпа, указанный в ГОСТе Р 52630-2012.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации о закупке используется терминология и показатели оборудования, отличные от установленных в государственном стандарте. При этом, в документации о закупке отсутствует обоснование необходимости использования показателей и терминологии, не соответствующих ГОСТу Р 52630-2012.
Доводы жалобы, согласно которым в документации о закупке не указан тип резервуара, а также указаны противоречивые сведения о конической форме и размерах резервуара, являются несостоятельными.
Так, согласно, разделу 5 технического задания резервуар должен быть стальным подземным объемом не менее 50 м3, в разделе 6 технического задания также установлено, что подземные металлические пожарные резервуары приобретаются в количестве 2 штук, то есть тип резервуара однозначно определен в техническом задании.
Кроме того, в техническом задании разграничены понятия формы днища резервуара - коническая, а также размеры самого резервуара: ширина резервуара: не менее 2510 - не более 3010 мм, высота резервуара: не менее 2600 - не более 3500 мм. При этом, заявителем не представлено обоснование несоответствия формы днища резервуара размерам самого резервуара, что не позволяет сделать вывод об обоснованности доводов жалобы в указанной части.
Доводы жалобы, согласно которым на металлические пожарные резервуары не распространяется ГОСТ 17032-2010 "Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Технические условия" необоснованный, так как в силу пункта 1 указанного государственного стандарта нормативный документ применяется для резервуаров для хранения технической воды и неагрессивных продуктов с плотностью до 1300 кг/м.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Указанные требования Закона о контрактной системе продиктованы необходимостью указания в документации о закупке максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
При этом, правовая цель в части наличия в документации о закупке инструкции по заполнению заявки заключается в разъяснении и уточнении требований к содержанию заявки, которые должны соответствовать описанию объекта закупки.
Согласно пункту 16 информационной карты документации о закупке первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным разделом II "Техническое задание" документации электронного аукциона, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 17 информационной карты содержится инструкция по заполнению первой части заявки, в том числе порядок указания конкретных показателей приобретаемого товара.
Вместе с тем, в техническом задании документации о закупке присутствует раздел 6, поименованный как "параметры и технические характеристики приобретаемого товара: подземные металлические пожарные резервуары". В разделе 6 приведена таблица с техническими характеристиками резервуара.
Однако в разделе 5 технического задания "описание изделия" указано следующее: резервуар горизонтальный стальной подземный объемом не менее 50 м3. Днище коническое. Однокамерный. Должен быть герметичным во всех соединительных стыках. Температуры хранимых продуктов: максимальная - не выше плюс 90 °С, минимальная - не ниже минус 65 °С. Одна горловина - диаметр не менее 600 - не более 800 мм.
Следует отметить, что Приложением N 1 к проекту контракта является техническое задание, в котором указаны характеристики пожарного резервуара с показателями, сопровождающимися словами "не менее, не более", что также не позволяет сделать вывод о необходимости конкретизации указанных показателей в составе первой части заявки.
Таким образом, из требований, инструкции по заполнению первой части заявки и описания объекта закупки не следует, в каких разделах технического задания содержатся характеристики товара, требующие конкретизации в составе первой части заявки участника закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Таким образом, документация об аукционе должна содержать единообразные и непротиворечивые условия исполнения контракта,
В пункте 6 информационной карты, пункте 2.6 проекта контракта указано место поставки товара: Челябинская область, Троицкий район, п. Каменка, п. Репино.
При этом, на заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что поскольку искусственный пожарный водоем еще не обустроен и границы земельного участка, на котором будет установлен резервуар, не определены, то указать более точное место поставки резервуара не представляется возможным.
Таким образом, с учетом обстоятельств дела указанные в проекте контракта места поставки товара до населенных пунктов, в которых будут установлены резервуары, определены, что соответствует пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно разделу 5 технического задания качество поставляемого товара должно подтверждаться, одновременно с поставкой товара, предоставлением надлежащим образом оформленными сопроводительными документами, подтверждающими качество и безопасность товара: сертификатами и/или декларациями о соответствии, и/или иными документами в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 3.1 проекта контракта товар должен соответствовать требованиям, установленным обязательными правилами, стандартами, сертификатами, нормативной, технической и иной документацией для данного вида товара, техническому заданию.
Согласно пункту 1 статьи 1 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" (далее - ТР ТС 010/2011) технический регламент распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемое в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза.
В статье 2 ТР ТС 010/2011 оборудование - это применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему.
В приложении N 3 ТР ТС 010/2011 содержится два перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме сертификации и в форме декларирования соответствия.
Однако в документации об аукционе не указана конкретная форма подтверждения соответствия (сертификат соответствия или декларация соответствия) на металлический пожарный резервуар, в том числе не раскрыты какие другие документы могут быть представлены поставщиком в соответствии с действующим законодательством, что не обеспечивает принцип объективности при описании объекта закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6.3 проекта контракта поставщик передает заказчику товар, товарно-сопроводительные документы (счет-фактуру (счет), накладные), акт приема-передачи товара, подписанный поставщиком в двух экземплярах, иные документы, подтверждающие качество товара, оформленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия указанных документов, заказчик вправе отказаться от приемки Товара.
В пункте 14.6 проекта контракта неотъемлемыми частями контракта являются: приложение N 1 спецификация поставляемых товаров, приложение N 2 техническое задание; приложение N3 форма акта приема-передачи товара.
Таким образом, в нарушение пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в документации о закупке отсутствует форма акта приема-передачи товара, являющаяся неотъемлемой частью проекта контракта.
Согласно пункту 7.4.3 проекта контракта поставщик обязан согласовать с заказчиком дизайн и цвет товара.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в документации о закупке, в том числе в проекте контракта, не определены возможные варианты цветовой гаммы и дизайна приобретаемого резервуара, а также порядок и сроки согласования сторонами дизайна и цвета товара, что не позволяет определить требования заказчика к характеристикам товара и условиям исполнения контракта.
4. Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.
Частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи
В составе аукционной документации размещено Приложение N 1, в котором содержится обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием примененного метода - сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и ценовых предложений хозяйствующих субъектов.
При этом, антимонопольный орган сообщает, что вопросы, связанные с правильностью расчета начальной (максимальной) цены контракта и анализом экономической конъюнктуры рынка, не регламентируются законодательством о контрактной системе и не входят в компетенцию антимонопольного органа при осуществлении процедуры рассмотрения жалобы (проведения внеплановой проверки) в рамках полномочий, предусмотренных частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе.
При этом согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы гражданина на действия заказчика в части описания объекта закупки и установления требований к составу первой части заявки с нарушением требований законодательства о контрактной системе - обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 64, пунктов 1,2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 ноября 2017 г. N 853-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017