Резолютивная часть решения оглашена 01.12.2017
В полном объеме решение изготовлено 05.12.2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Профит плюс", в присутствии:
- представителя Администрации Коркинского городского поселения Тофан Н.Б, действующего на основании доверенности от 01.12.2017;
- представителя Администрации Коркинского городского поселения Галямова В.Х., действующего на основании распоряжения N 55-к от 06.05.2017,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила 27.11.2017 ООО "Профит плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по газоснабжению жилых домов поселка Дубровка-Челябинская, железнодорожная станция. (извещение N 0169300043117000051) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 10.11.2017 Администрация Коркинского городского поселения объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 146 650 рублей 00 копеек.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 27.11.2017 в 23:59.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Профит плюс" контракт не заключен.
В жалобе ООО "Профит плюс" указано, что заказчиком неправомерно установлены требования к сроку проведения электронного аукциона, к сроку предоставления разъяснений документации о закупке. Кроме того, заказчиком предусмотрено неправомерное условие о декларировании участником закупки в составе второй части заявки соответствия пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В документации о закупке отсутствует описание объекта закупки, тогда как сметная документация не содержит требований к минимальным и максимальным показателям товара. В проекте контракта не указан срок оплаты последнего этапа работ.
Заказчик возражал против доводов жалобы и представил письменные пояснения, которые поддержал на заседании Комиссии. Кроме того, на заседании Комиссии заказчик пояснил, что сроки проведения аукциона и предоставления разъяснений документации о закупке сокращены ввиду необходимости своевременного выполнения работ.
Требования к составу второй части заявки по пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены ввиде предоставления декларации, что не ограничивает участников закупки. Сроки конечного этапа оплаты составляют 30 дней, согласно пункту 5.2 проекта контракта.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, окончанием срока, по истечении которого назначается проведение аукциона, является истечение двухдневного срока.
Как следует из извещения о проведении закупки датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников является - 30.11.2017.
С учетом того, что второй день срока приходится на 02.12.2017 (суббота, выходной день), то окончанием срока является следующий рабочий день - 04.12.2017, следовательно, днем проведения аукциона является - 05.12.2017.
Таким образом, заказчиком установлен день проведения аукциона - 01.12.2017 в нарушение части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки устанавливается требование о предоставлении декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, что исключает обязанность участника закупки декларировать свой статус как организации, не относящейся к офшорной компании в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 17 информационной карты установлено требование к составу второй части заявки о предоставлении документов и информации по пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 17 информационной карты установлено требование к составу второй части заявки о декларировании участником закупки факта отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков.
3. Как следует из пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе указано, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении и пункте 21 информационной карты документации о закупке указано, что окончание срока подачи заявок - 27.11.2017 в 23:59.
С учетом части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе сроком окончания направления участником закупки запроса о разъяснении документации о закупке является 23.11.2017.
Так, окончание двухдневного срока, предусмотренного для предоставления заказчиком ответа на запрос о разъяснении документации о закупке, приходится на 27.11.2017, тогда как из пункта 32 информационной карты документации о закупке следует, что дата окончания срока предоставления заказчиком разъяснений участнику закупки - 23.11.2017.
Таким образом, дата окончания срока предоставления заказчиком ответа на запрос о разъяснении документации о закупке, указанная в документации о закупке, не соответствует пункту 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как следует из пункта 8 технического задания документации о закупке описание объекта закупки определено в соответствии со сводным сметным расчетом, техническим заданием и проектной документацией.
Порядок составления сметной документации определяется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N15/1.
Область применения указанной методики связана с определением порядка составления сметной документации и определения сметной стоимости строительства, выполнения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, формированию договорных цен на строительную продукцию и проведению расчетов за выполненные работы.
В соответствии с пунктом 3.16 Методики локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.
Сметы, представленные в составе документации об аукционе, содержат сведения о перечне и объеме работ, о предполагаемых материалах, которые будут задействованы в ходе выполнения работ и иную информацию, необходимую для расчета стоимости строительных работ, включающих прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, а именно:
- материальные (затраты на материалы, изделия, конструкции, транспортные средства и т.д.);
- технические (затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов);
- трудовые (затраты на средства на оплаты труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов).
Таким образом, в локальной смете отражены как объем и виды работ, подлежащие выполнению, так и перечень и характеристики применяемых материалов, что свидетельствует о наличии в документации об аукционе описания объекта закупки, отражающего потребность заказчика, что не противоречит пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Так, например, в локальной смете 02-01-01 указаны, в том числе максимальные и минимальные значения показателей товаров, а именно:
- труба напорная из полиэтилена PE 100 для газопроводов ПЭ100 SDR11, размером 110х10,0 мм (ГОСТ Р 50838-95) (поз. 40);
- задвижки клиновые с выдвижным шпинделем фланцевые для воды и пара давлением 1 МПа (10 кгс/см2): 30с41нж диаметром 100 мм (поз. 30);
- бетон тяжелый, крупность заполнителя: более 40 мм, класс В7,5 (М100) (поз. 95);
- провода силовые для электрических установок на напряжение до 450 В с медной жилой марки: ПВ1, сечением 3 мм2 (поз. 108);
- сталь листовая углеродистая обыкновенного качества марки ВСт3пс5 толщиной: 4-6 мм (поз. 119).
Таким образом, в сметной документации указаны как максимальные значения показателей материалов, а также значения показателей, которые не могут изменяться, что соответствует требованиям части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
При этом, частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Как следует из пункта 2.5 проекта контракта оплата выполненных работ производится поэтапно по мере выполнения работ, после предоставления документов, подтверждающих факт их выполнения (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) в течение 30 (тридцати) дней, путем перечисления денежных средств на счет Подрядчика. Окончательный расчет производится после приемки законченного строительством объекта (КС-11), приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (форма приложения Б СНиП 42-01-2002).
Таким образом, срок окончательного расчета законченного строительством объекта газораспределительной системы, как заключительного этапа оплаты, в проекте контракта не определен, что противоречит частям 13, 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Профит плюс" на действия заказчика в части указания срока проведения аукциона, требований к составу второй части заявки, срока предоставления разъяснений, а также срока оплаты выполненных работ с нарушением законодательства о контрактной системе - обоснованными, в части описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе - необоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 68, пунктов 2,11 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66, части 4 статьи 65, частейт 13, 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии В.С. Галлямов
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 декабря 2017 г. N 863-ж/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2017