Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу Насыровой С.Ш. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Юг Спорт" при проведении электронного аукциона: "Поставка агротехнического оборудования для ухода за газоном футбольного поля" (извещение N 0318100072217000218) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Заказчиком неверно установлен срок начала предоставления разъяснений. В аукционной документации установлены требования о предоставлении счет-фактуры по окончанию выполненных работ, противоречащие действующему законодательству. Заказчиком установлены требования к товарам материалам, используемым при выполнении работ, нарушающие ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, письменные пояснения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБУ "Юг Спорт" проводился электронный аукцион: "Поставка агротехнического оборудования для ухода за газоном футбольного поля" (извещение N 0318100072217000218).
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 306 692,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Извещение электронного аукциона (извещение N 0318100072217000218) "Поставка агротехнического оборудования для ухода за газоном футбольного поля" размещено 07.11.2017 г.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В Информационной карте Заказчиком установлено:
21 |
Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации |
Дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе 08.11.2017 года. Дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе 21.11.2017 года. |
Согласно ст.191 Гражданского кодекса РФ начало срока, определённого периодом времени начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Таким образом, установленная в аукционной документации дата начала предоставления разъяснений положений документации не противоречит Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчиком в п.2.1., Примечании к п.2.1, и п.3.3. Проекта Контракта Раздела III Аукционной документации указано следующее:
"п.2.1. Цена контракта составляет _______ (_______) рублей ____ копеек, в том числе НДС (___%) _____ (_______) рублей ____ копеек.
___________________________________
при условии наличия у Исполнителя обязанности по уплате НДС в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. В случае если Исполнитель в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации не облагается налогом на добавленную стоимость в настоящем пункте указывается: НДС не предусмотрен.
п.3.3 Поставляемый товар должен сопровождаться товарно-сопроводительной документацией: товарной/товарно-транспортной накладной, счетом, счетом-фактурой, документами, подтверждающими качество товара".
Согласно п.2 ст.346.11 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ установлено, что применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В силу п.2 ст.169 НК счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи.
Для принятия в целях налогообложения прибыли сумм расходов по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) наличие счетов-фактур является необязательным при условии подтверждения факта осуществления указанных расходов первичными документами (платежными документами, актами приемки-передачи, товарными накладными, заключенными договорами и др.) и осуществления данных расходов для целей получения дохода.
Согласно приказа Минфина России от 17.11.2016 г. N 213н "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета предоставляют в орган Федерального казначейства по месту их обслуживания, соответствующие документы подтверждающие возникновение денежного обязательства: акт приемки-передачи и счет-фактура.
В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" счет-фактура без НДС, заполняется по тем же правилам, которые установлены для оформления счетов-фактур, содержащих НДС. На основании пункта 2 раздела 2 приложения N1 к постановлению N 1137 в графах основной таблицы, предназначенной для указания ставки налога и его суммы, рассчитанной по ставке, в счете-фактуре, составляемой без НДС, делается запись "без НДС".
Таким образом, условия Проекта контракта, в которых установлено, что поставляемый товар должен сопровождаться счетом, счетом-фактурой не противоречат требованиям действующего законодательства.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Инструкции Заказчиком установлено: "Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, а использованы иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (используемого товара), выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, то это обусловлено: отличием требований Заказчика от таких показателей, необходимостью четкого разделения показателей на показатели, не подлежащие конкретизации и показатели, имеющие минимальные и/или максимальные значения; более конкретными требованиями Заказчика по сравнению с требованиями, приведенными в нормативно-технической документации, а также отсутствием технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации регулирующих производство товара (используемого товара) либо какую-либо его характеристику или вариант исполнения. Соответственно в указанных случаях участнику закупки необходимо ориентироваться на требования, установленные заказчиком.
В Разделе IV. Техническое задание (Спецификация), заказчиком установлены требования к объекту закупки. В Таблице раздела IV, помимо раздела: "Наименование товара, входящего в объект закупки", предусмотрен раздел "Требования, установленные в отношении закупаемого товара (параметры, в соответствии с которыми будет установлено соответствие)", в котором предусмотрены подразделы "Наименование показателя, единица измерения показателя" (столбец 10) и "Описание значения" (столбец 11).
В п.1 указанной Таблицы содержатся характеристики товара - "Барабанная Косилка". В столбцах 10-11 Таблицы указаны наименования и единицы измерения показателей Барабанной Косилки, в том числе Количество лезвий - не менее восьми.
Данные показатели указаны Заказчиком в соответствии с требованиями действующих стандартов и технических норм.
Так, в соответствии с п.1.6. ГОСТ 25751-83 "Инструменты режущие. Термины и определения общих понятий", лезвие инструмента (лезвие) - это клинообразный элемент режущего инструмента для проникновения в материал обработки и отделения слоя материала. Лезвийный инструмент - это режущий инструмент с заданным числом лезвий (п. 2.1. ГОСТ 25751-83).
Термины и определения, приведенные в указанном стандарте, являются обязательными для применения, в том числе и в документации всех видов.
Значение "Количество лезвий" означает число лезвий, которое должно быть у Барабанной косилки, входящей в объект закупки, при этом, в "Описании значения" указан соответствующий числовой показатель этого значения - не менее восьми.
При этом действующим стандартом не установлено требование по определению количества лезвий (клинообразных элементов) в штуках, парах или десятках.
Аналогичным образом определены значения: "Количество колес - четыре" в п.8 таблицы (Самоходная трехсекционная косилка), "Направляющие - не менее 33..." в п. 15 таблицы (Грабли обрезиненные), "Откидные стенки - четыре" в п. 16 таблицы (Пробкователь).
В описании показателей товара указан вес в килограммах. Автор жалобы, указывает, что "вес" и "масса" это понятия, которые имеют разные значения в современной науке. Вместе с тем, строгое разграничение понятий веса и массы принято в основном в физике, а во многих областях, в том числе в технических регламентах и стандартах, правилах, слово "вес" используется, когда фактически речь идёт о "массе".
В Приложение N 2 к Правилам ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329, при заполнении статистической формы учета перемещения товаров, вес и масса также применяются как равнозначные понятия, выраженные в кг.: "в графе 16 "Вес нетто товара (кг)" указывается в килограммах масса нетто перемещаемого товара...".
Из пояснений Заказчика следует, что при составлении Описания объекта закупки Заказчиком изучался рынок агротехнического оборудования для ухода за газоном футбольного поля, в том числе посредством сети Интернет. Изучались различные предложения (для соблюдения принципов конкуренции) по характеристикам оборудования.
Производители агротехнического оборудования для ухода за газоном футбольного поля используют термины как "вес", так и "масса" в связке с кг, т.к. производители требуемых заказчику товаров зачастую словами "масса" и "вес" обозначают одно и то же - тяжесть предмета (скриншоты страниц сайтов официальных сайтов представителей на российском рынке компаний-производителей оборудования для садов, парков, ухода за газонами прилагаются).
Учитывая, что по всем указанным Заявителям позициям установлена единица измерения "килограмм", характеристика однозначно трактуются как масса, то есть характеристика самого тела, мера его инертности, измеряемая в килограммах.
Доказательства невозможности предоставить товар, с указанной характеристикой, Заявитель не представил. Запросы о разъяснении положений аукционной документации к Заказчику не поступали.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Насыровой С.Ш. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318100072217000218).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 ноября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017