Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "КрасСтройКомплекс" (далее - Заявитель) на действия ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД РФ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений здания Спальный корпус N2" (извещение N 0318100051717000184) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "КрасСтройКомплекс" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) в описании объекта закупки установлены характеристики товара, определяемые по результатам испытаний (позиция "Раствор"); 2) установлены избыточные требования к товару, не влияющие на результат работ (позиции "Пленка", "Дюбель"); 3) установлено требование к товару, наименование которого не позволяет корректно подготовить предложение по данному товару (позиция 99 "Сортовой стальной горячекатаный"); 4) в описании объекта закупки приведены товарные знаки без включения слов "или эквивалент".
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД РФ" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений здания Спальный корпус N2" (извещение N 0318100051717000184).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 792 127,04 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к значению показателей, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала) |
Наименование показателя |
Требование к значению показателя |
Единица измерения |
4. |
Раствор |
В зависимости от подвижности растворная смесь марки: |
Пк1-Пк4 |
|
Марка раствора по прочности на сжатие в проектном возрасте |
М150_М200 |
|
В данном Разделе аукционной документации предусмотрено, что товары (материалы), требования к которым установлены в таблице, должны соответствовать следующим государственным стандартам_ Позиция под номером четыре должна соответствовать ГОСТ 28013-98.
Согласно п. 3.2 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1)" условное обозначение строительного раствора при заказе должно состоять из сокращенного обозначения с указанием степени готовности (для сухих растворных смесей), назначения, вида применяемого вяжущего, марок по прочности и подвижности, средней плотности (для легких растворов) и обозначения настоящего стандарта.
Пример условного обозначения тяжелого раствора, готового к употреблению, кладочного, на известково-гипсовом вяжущем, марки по прочности М100, по подвижности - Пк2:
Раствор кладочный, известково-гипсовый, М100, Пк2, ГОСТ 28013-98.
В соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ 28013-98 основные свойства затвердевшего раствора:
- прочность на сжатие;
- морозостойкость;
- средняя плотность.
При необходимости могут быть установлены дополнительные показатели по ГОСТ 4.233.
Пунктом 4.3 ГОСТ 28013-98 определено что, в зависимости от подвижности растворные смеси подразделяют в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
|
|
|
|
|
|
Марка по подвижности Пк |
Норма подвижности по погружению конуса, см |
||||
Пк1 |
От |
1 |
до |
4 |
включ. |
Пк2 |
Св. |
4 |
" |
8 |
" |
Пк3 |
" |
8 |
" |
12 |
" |
Пк4 |
" |
12 |
" |
14 |
" |
Согласно п. 4.10 ГОСТ 28013-98 прочность растворов на сжатие в проектном возрасте характеризуют марками: М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200.
Марку по прочности на сжатие назначают и контролируют для всех видов растворов.
Таким образом, требования Заказчика, установленные по позиции "Раствор" к марке в зависимости от подвижности растворной смеси, к марке раствора по прочности на сжатие в проектном возрасте не являются требованиями к показателям товара, значения которых определяются по результатам испытаний.
В Разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к значению показателей, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала) |
Наименование показателя |
Требование к значению показателя |
Единица измерения |
65. |
Пленка |
Описание |
пленка должна быть полиэтиленовая, изготовляемая методом экструзии из полиэтилена высокого давления (низкой плотности) и композиций на его основе, содержащих пигменты (красители), стабилизаторы, скользящие, антистатические и модифицирующие добавки |
|
В данном Разделе аукционной документации предусмотрено, что товары (материалы), требования к которым установлены в таблице, должны соответствовать следующим государственным стандартам_ Позиция под номером шестьдесят пять должна соответствовать ГОСТ 10354-82.
ГОСТ 10354-82 "Пленка полиэтиленовая. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)" распространяется на полиэтиленовую пленку, изготовляемую методом экструзии из полиэтилена высокого давления (низкой плотности) и композиций на его основе, содержащих пигменты (красители), стабилизаторы, скользящие, антистатические и модифицирующие добавки.
Таким образом, установленное Заказчиком требование по позиции 65 "Пленка" по показателю "Описание" соответствует положениям ГОСТ 10354-82.
В Разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к значению показателей, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала) |
Наименование показателя |
Требование к значению показателя |
Единица измерения |
7. |
Дюбели |
Количество блокировочных усов |
не более 6 |
шт |
Материал |
может быть полипропилен, нейлон |
|
||
Исполнение дюбелей |
должно быть с усами |
|
Представителями Заказчика даны пояснения, что в связи с отсутствие государственных стандартов, регламентирующих требования к указанному товару, использовались данные производителей, что подтверждается представленной информацией, содержащей данные характеристики товара различных производителей. Количество блокирующих усов влияет на значения допустимой нагрузки в кН* (сжатая зона бетона С20/25), вырыв/срез.
На основании вышеизложенного, описание объекта закупки по вышеуказанным позициям не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В Разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к значению показателей, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала) |
Наименование показателя |
Требование к значению показателя |
Единица измерения |
99. |
Сортовой стальной горячекатаный |
Сечение |
должно быть круглое |
|
Конструкция сечения |
должна соответствовать указанным на изображении |
|
||
Номинальный диаметр d |
требуется 10 |
мм |
В данном Разделе аукционной документации предусмотрено, что товары (материалы), требования к которым установлены в таблице, должны соответствовать следующим государственным стандартам_ Позиция под номером девяноста девять должна соответствовать ГОСТ 2590-2006.
ГОСТ 2590-2006 "Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент" распространяется на сортовой стальной горячекатаный прокат круглого сечения (далее - прокат) диаметром от 5 до 270 мм включительно, который применяется во всех отраслях промышленности
Таким образом, установленное Заказчиком по позиции 99 наименование товара является некорректным, не соответствует положениям государственного стандарта, что свидетельствует о нарушении п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В свою очередь, в связи с установленным Заказчиком требованием о соответствии товара по позиции 99 ГОСТ 2590-2006, данное наименование товара позволяет корректно подготовить заявку на участие в электронном аукционе.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика по установлению требований к товарам является для него или других участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заявитель указывает, что Заказчиком в техническом задании установлены наименования материалов без привязки "Эквивалент".
Согласно Инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе (Раздел 8 аукционной документации) все наименования производителей, товарные знаки, знаки обслуживания и т.д. следует считать указанными в связке с фразой "или эквивалент".
Кроме того, в Разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации характеристики товаров определены без указания на товарные знаки.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КрасСтройКомплекс" обоснованной в части некорректно установления наименования товара по позиции 99 описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика - ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД РФ" нарушение п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100051717000184).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 декабря 2017 г. N ЭА-3960/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2017