Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Кульчицкого С.Ю. (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Краснодарский государственный институт культуры" при проведении электронного аукциона: "Поставка компьютерной техники" (извещение N0318100024517000020) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: Заказчиком по поставке товара установлены требования по обеспечению гарантийного обслуживания к производителю товара.
Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, письменные пояснения.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ ВО "Краснодарский государственный институт культуры" проводился электронный аукцион: "Поставка компьютерной техники" (извещение N0318100024517000020).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 339 833,15 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Часть II "Техническое задание", где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).
Заказчиком установлено требование по поз.1 и 4:
Реакция производителя (представителя производителя) на инцидент (обращение заказчика) не позднее, чем на следующий рабочий день после обращения |
Ремонт (обслуживание) в рамках гарантийного срока на месте эксплуатации (установки) оборудования |
Доставка силами и за счет средств производителя (представителя производителя) в/из ремонта при не возможности его выполнения на месте эксплуатации (установки) |
Возможность проверки состояния гарантии (срока действия гарантии) на системный блок, включая все внутренние комплектующие, по серийному номеру в том числе на Web-сайте производителя |
В соответствии с ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Статьей 470 Гражданского кодекса РФ установлена гарантия качества.
1. Товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
2. В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
3. Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
Положения статьей 470, 477 Гражданского кодекса РФ содержат обязанность поставщика предоставить покупателю товар, который будет пригоден для использования в течение разумного срока с момента передачи, но в пределах двух лет, если иное не установлено законом или договором.
Предметом данного аукциона является "Поставка компьютерной техники" (извещение N0318100024517000020).
Таким образом, из положений Гражданского кодекса РФ следует, что ответственность производителя заключается в передаче товара покупателю (поставщику) и проведению работ по ремонту (обслуживанию) в рамках гарантийного срока на месте эксплуатации (установки) оборудования, а также возможность проверки состояния гарантии (срока действия гарантии) на системный блок, включая все внутренние комплектующие, по серийному номеру в том числе на Web-сайте производителя
Вместе с тем, проект контракт может содержать условие о дополнительной ответственности поставщика за качество на определенный контрактом срок. Порядок гарантийного обслуживания законодательно не определен и может устанавливаться в договоре.
Таким образом, Заказчик нарушает нормы законодательства, в том числе положения Закона о контрактной системе, устанавливая в аукционной документации требование "Реакция производителя (представителя производителя) на инцидент (обращение заказчика) не позднее, чем на следующий рабочий день после обращения".
Законодатель не устанавливает требований к месту проведения ремонта или обслуживания товара в гарантийный срок, в связи с чем установление Заказчиком в документации о закупке требования о ремонте (обслуживании) оборудования в месте нахождения Заказчика не противоречит требования Гражданского кодекса РФ и Закону о контрактной системе.
При невозможности выполнений ремонта в месте эксплуатации (установки) товара возможна его доставка к месту ремонта и обратно.
В Проекте контракта установлено: "3.1.4. В случае наступления гарантийного случая, в результате которого возникает необходимость транспортировки товара к месту ремонта и обратно, Поставщик вывозит товар и доставляет его обратно Заказчику, за свой счёт и своими силами".
Из пояснений Заказчика следует, что требование "Возможность проверки состояния гарантии (срока действия гарантии) на системный блок, включая все внутренние комплектующие, по серийному номеру в том числе на Web-сайте производителя" относится к гарантийным обязательствам по отношению к товару, а не производителю товара и не противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
В разъяснении документации о закупке также пояснил, что указанное требование необходимо Заказчику для оперативной проверки гарантии оборудования.
Документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кульчицкого С.Ю. обоснованной в части нарушения положений п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВО "Краснодарский государственный институт культуры" нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ ВО "Краснодарский государственный институт культуры" выдать предписание о устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 1165
по делу N ЭА-3966/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
04 декабря 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 04.12.2017 года по делу N ЭА-3966/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Кульчицкого С.Ю. на действия ФГБОУ ВО "Краснодарский государственный институт культуры" при проведении электронного аукциона: "Поставка компьютерной техники" (извещение N0318100024517000020) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ФГБОУ ВО "Краснодарский государственный институт культуры" устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-3966/2017 от 04.12.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона N0318100024517000020. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4.Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-и рабочих дней со дня его получения.
5. В срок до 22.12.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 декабря 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2017