Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой" (далее также - ООО "ТехноСтрой", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее также -уполномоченный орган, ОА г. Якутска): Неустроев Д.Н. (представитель по доверенности),
от заказчика "Администрация села Табага" Муниципальное казенное учреждение городского округа "город Якутск" (далее также - "Администрация села Табага" МКУ ГО "город Якутск", заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ТехноСтрой" на действия заказчика "Администрация села Табага" МКУ ГО "город Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству линий уличного освещения в 2017 году (извещение N 0116300000117001378), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ТехноСтрой".
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1) установлены требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, по позициям 1 "Светильник светодиодный уличный", 3 "Провод".
2) установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта;
3) допущены разночтения в части указания наименования уполномоченного органа в аукционной документации и на сайте http://zakupki.gov.ru.
Из письменного пояснения уполномоченного органа следует, что требования к материалам, указанные в описании объекта закупки, установлены в соответствии с потребностями заказчика и носят объективный характер, что полностью соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе. Все показатели, по которым необходимо представить сведения в составе первой части заявки, указаны в соответствующих ГОСТах.
Подано на участие в закупке 9 заявок, что подтверждает отсутствие ограничения количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Исполнение контракта может обеспечиваться представлением банковской гарантии или внесением денежных средств, способ обеспечения избирается самостоятельно, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пункт 9.10 проекта контракта относится к обеспечению в случае внесения денежных средств на указанный заказчиком счет без предоставления банковской гарантии.
В единой информационной системе в разделе "Информация об организации, осуществляющей определение поставщика (подрядчика, исполнителя)" указана информация согласно пункту 2 части 1 Информационной карты о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.
Из письменного пояснения заказчика следует, что техническое задание составлено заказчиком в соответствии с п.3 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, а именно характеристики, указанные для провода силового с медными жилами КГ-ХЛ-0,45 кв 2х1,5 мм, соответствуют ГОСТ 15150-69, характеристики провода марки СИП-2 указаны в соответствии с ТУ-16-705.500-2006.
Указанные заказчиком показатели светильников светодиодных используются многими производителями светодиодного оборудования и указываются в паспортах на данное оборудование.
Заказчик просит обратить внимание на тот факт, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (СМП и СОНКО) N 925 от 16.11.2017, размещенном в ЕИС, на участие в данном аукционе подано 9 заявок, 7 из которых признаны соответствующими.
Также обратить внимание на Решение Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года по делу N АКПИ16-1287, в котором установлено, что "..анализ содержания Письма позволяет сделать вывод, что оно носит информационный характер, на что указано в его абзаце первом, содержит результаты обобщения и анализа практики применения ФЗ 44-ФЗ, не формулирует общеобязательных правил поведения".
На основании вышеизложенного заказчик считает, что описание объекта закупки соответствует действующему законодательству.
Права и законные интересы подателя жалобы на действия при проведении рассматриваемого аукциона не могут быть нарушены, если данное юридическое лицо не аккредитовано на электронной площадке, на которой проводится обжалуемый им электронный аукцион.
ООО "ТехноСтрой" не аккредитовано на электронной площадке ООО "РТС-Тендер". Следовательно, ООО "ТехноСтрой" не может подать заявку на участие в аукционе.
П. 9.5 проекта контракта документации о закупке сформирован в соответствии с требованием ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, а именно: срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В силу ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Данное требование установлено в п. 9.10 проекта контракта документации о закупке: "Обеспечение исполнения контракта возвращается Подрядчику при условии надлежащего исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по настоящему Контракту в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Подрядчика".
Таким образом, проект контракта документации о закупке содержит требования, установленные в соответствии с ч. 3 ст. 96 и ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 07.11.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) 08.11.2017 года внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 1 308 826,08 руб.;
5) на участие в закупке подано 9 заявок от участников закупки;
6) к участию в электронном аукционе допущены 7 участников закупки;
7) дата проведения электронного аукциона 20.11.2017 года;
8) в ходе проведения электронного аукциона подано предложение о цене контракта от 3 участников закупки;
9) вторые части заявок участников закупки, подавших предложение о цене контракта, признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя частично обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя в части установления требований к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Материалами дела установлено, что по позициям 1, 3 пункта 3 "Требования к применяемым материалам" части 3 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
N п/п |
Наименование |
Технические характеристики |
|||||||||||||||||||||
1 |
Светильник уличный светодиодный |
Световой поток, Лм.: 11 000 Цветовая температура, К: 3 000 Температура эксплуатации, °С: -60 до +45 Коэффициент пульсаций светового потока: < 1 % Коэффициент мощности cos Световая отдача, Лм/Вт: 125 Средняя наработка на отказ, ч: не менее 100 000 Ресурс в режиме уличного освещения, лет: не менее 20 Средний срок службы, лет: не менее 10 |
|||||||||||||||||||||
3 |
Провод марки СИП-2 |
|
В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушили чьи-либо права и интересы.
Довод заявителя в части установления разных сроков действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Также согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Как следует из положений указанной нормы, требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта установлено для обеспечения исполнения контракта только в виде банковской гарантии.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 9.10 проекта контракта установлено следующее:
"Обеспечение исполнения контракта возвращается Подрядчику при условии надлежащего исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по настоящему Контракту в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Подрядчика. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Подрядчиком в этом письменном требовании, в случае внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта".
Согласно пункту 9.5 проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также Гражданский кодекс РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе контрактом в контексте норм этого федерального закона именуется гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в определенных этим федеральным законом случаях.
Следовательно, при определении условий контракта его стороны основываются на положениях ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Одним из основополагающих в гражданском законодательстве является принцип свободы договора, исходя из которого, в силу части 1 статьи 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе, а также гражданского законодательства не содержат ограничений в установлении заказчиком срока возврата денежных средств, вносимых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, а также не связывает этот срок со сроком действия банковской гарантии, представляющей собой иной способ обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, установление срока действия банковской гарантии, отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю), внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, требованиям Закона о контрактной системе не противоречит.
Довод жалобы заявителя признан необоснованным.
Довод заявителя в части наличия разночтений относительно указания наименования уполномоченного органа в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0116300000117001378 уполномоченным органом является Окружная администрация города Якутска.
Между тем, пунктом 3 "Наименование уполномоченного органа, контактная информация, ответственный специалист уполномоченного органа" части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено, в том числе следующее: "Управление муниципальных закупок Окружной администрации города Якутска".
Следовательно, извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация содержат разночтения относительно наименования уполномоченного органа.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, уполномоченным органом нарушена часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее:
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Из положений пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в техническое задание может быть включено требование о соответствии процессов и методов производства объекта закупки требованиям технических регламентов, стандартов, технических условий. Использование данного требования должно быть направлено на следующие цели:
- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В техническое задание может быть включено условие о том, что производство объекта закупки должно осуществляться согласно процессам и методам, установленным для конкретного вида товара, работы, услуги техническими регламентами, стандартами и техническими условиями. Такое требование позволяет заказчику обезопасить себя от получения некачественной продукции, обеспечивает конкурентоспособность и, следовательно, соответствие закупки целям, предусмотренным частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее также - Закон о стандартизации в Российской Федерации) технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).
Согласно положениям статьи 21 Закона о стандартизации в Российской Федерации стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации. Технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах). Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.
Между тем, по позиции 3 "Провод марки СИП-2" установлено следующее: "Соответствующий ТУ 16-705.500-2006".
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в данном случае заказчиком/уполномоченным органом нарушены часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушили чьи-либо права и интересы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТехноСтрой" частично обоснованной. Доводы в части установления требований к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, и наличия разночтений относительно указания наименования уполномоченного органа в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации признаны обоснованными.
2. Признать заказчика "Администрация села Табага" Муниципальное казенное учреждение городского округа "город Якутск"/уполномоченный орган Окружную администрацию города Якутска нарушившими пункт 1 части 1, часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать уполномоченный орган Окружную администрацию города Якутска нарушившим часть 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты осуществления закупки, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.В. Луковцева
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 ноября 2017 г. N 06-1267/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017