Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой" (далее также - ООО "ТехноСтрой", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Актив-Тендер" (далее также - ООО "Актив-Тендер", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "Ленский район" РС(Я), уполномоченный орган): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от заказчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа п. Пеледуй" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - МБОУ "СОШ п. Пеледуй" МО "Ленский район" РС(Я), заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Элма" (далее также - ООО "Элма"): Васильев Г.В. (генеральный директор);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Сахастройсервис" (далее также - ООО "Сахастройсервис": Устинов И.О. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "ТехноСтрой", ООО "Актив-Тендер" на действия заказчика МБОУ "СОШ п. Пеледуй" МО "Ленский район" РС(Я), уполномоченного органа Администрации МО "Ленский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на работы кровельные прочие, не включенные в другие группировки (извещение N 0116300005617000200), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "ТехноСтрой", ООО "Актив-Тендер".
Из текста жалобы ООО "ТехноСтрой" следует, что:
1) За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф. В соответствии с новым п. 4.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, он составляет 5% стоимости указанных работ. Однако аукционная документация не предусматривает ответственность;
2) заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
Из текста жалобы ООО "Актив-Тендер" следует, что:
1) установлены требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства;
2) в разделе "Требования к материалам", заказчик не привязал указанные размеры к определенным параметрам, чем вводит участника в заблуждение, ограничивая конкуренцию. В разделе "Требования к материалам" заказчик установил требование к материалу, которого не существует в природе.
Из письменного пояснения уполномоченного органа следует, что доводы жалобы ООО "ТехноСтрой" считают необоснованными, предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа п. Пеледуй" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия), следовательно закупка не попадает под действие Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
Согласно пункту 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 27 статьи 34 Закона о контрактной системе срок возврата определяется заказчиком так как ему удобно, а информация о нем должна быть в обязательном порядке включена в проект контракта, являющийся необъемлемой частью аукционной/конкурсной документации, а в дальнейшем и в сам контракт.
Считают доводы заявителя ООО "Актив-Тендер" обоснованными.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с пунктом 1 жалобы ООО "ТехноСтрой" согласны.
Согласно пункту 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 27 статьи 34 Закона о контрактной системе срок возврата определяется заказчиком так как ему удобно, а информация о нем должна быть в обязательном порядке включена в проект контракта, являющийся необъемлемой частью аукционной/конкурсной документации, а в дальнейшем и в сам контракт.
По жалобе ООО "Актив-Тендер" поясняют следующее.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена. В соответствии с проектно-сметной документацией, выполненной ООО "Томск ЭСЦ" N 019-17-СМ, N 019-17-АС, заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Позиция "Скобы": толщина не менее 8 мм, высота не менее 80 мм, высота не менее 300 мм, ГОСТ 4028-63, допущена техническая опечатка. Правильно читать в следующей редакции: толщина не менее 8 мм, высота не менее 80 мм, длина не менее 300 мм.
Позиция "Арматура А диаметр 12 мм ГОСТ 5781-82 = 250 мм пропущено единицы измерения.
Пункты с ГОСТ 14098-80* указаны в соответствии с проектно-сметной документацией, выполненной ООО "Томск ЭСЦ" N 019-17-АС.
Позиция Т-образный костыль толщина не менее 5 мм, ширина не менее 120 мм, длиной не менее 440 мм, ширина полосы не 40 мм гост 380-71* - пропущено значение не менее.
Позиция Крюк высота не менее 100 мм, длина не менее 300 мм, толщина пластины не 5 мм, ширина пластины не менее 40 мм, гост 380-71* - пропущено значение не менее.
Позиция Трос (канат стальной) диаметр 8 гост 3062-80 - пропущена единица измерения (мм).
Позиция Переходной мостик ПМ-395*1250 ГОСТ 25772-83 - пропущена единица измерения (мм). Правильно будет в следующей редакции: Переходной мостик ПМ-395*1240 ГОСТ 25772-83 длина 1250 мм, ширина 395 мм.
Позиция Уголок равнополочный толщина стенки не менее 4 мм, ширина не менее 45 Гост 850993 - пропущена единица измерения (мм), ГОСТ 850993 указан в соответствии с проектно-сметной документацией, выполненной ООО "Томск ЭСЦ" N 019-17-СМ, N 019-17-АС.
Позиция Лист из оцинкованной кровельной стали, толщиной не менее 0,77 мм ГОСТ 14981-80* размером шириной не менее 60 мм, толщиной не менее 5 мм, высота не менее 900 мм - техническая опечатка толщиной не менее 0,77 мм.
Ветрогон опорный высота не менее 32 мм, толщина не менее 0,6 мм - допущена техническая опечатка - правильно нужно было написать "Вентпрогон".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 06.09.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) 24.10.2017 года внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 11 464 526,00 руб.;
5) на участие в закупке подано 8 заявок от участников закупки;
6) к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
7) дата проведения электронного аукциона 23.11.2017 года;
8) в ходе проведения электронного аукциона подано предложение о цене контракта от 7 участников закупки;
9) вторые части заявок всех участников закупки, подавших предложение о цене контракта, признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "ТехноСтрой" необоснованной на основании следующего.
Довод заявителя в части того, что аукционная документация не предусматривает ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, признан необоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Согласно подпункту "в" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 года N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее также - Постановление N 570) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 7, и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрена ответственность в виде неустоек (штрафов, пеней), при этом размер указанных неустоек (штрафов, пеней) должен быть определен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 года N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее также - Правила).
Согласно пункту 7 Правил за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Между тем, как следует из письменных пояснений уполномоченного органа, предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа п. Пеледуй" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 1.1. проекта контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту кровли здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа п.Пеледуй" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия), (далее - Объект), в полном объеме согласно проектно-сметной документации и Техническому заданию (Приложение N 1 к муниципальному Контракту).
Следовательно, предметом данной закупки не является строительство либо реконструкция объектов капитального строительства, таким образом, положения Постановления N 570 и пункта 7 Правил не распространяются на данную закупку, у заказчика/уполномоченного органа отсутствует обязанность включать условие об ответственности за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод заявителя в части установления разных сроков действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Также согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Как следует из положений указанной нормы, требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта установлено для обеспечения исполнения контракта только в виде банковской гарантии.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 7.5 проекта контракта установлено следующее: "Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращается Заказчиком, в течение 10 (Десяти) банковских дней после окончания срока действия контракта".
Согласно пункту 7.6.1 проекта контракта Срок действия безотзывной банковской гарантии, выданной банком в качестве обеспечения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также Гражданский кодекс РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе контрактом в контексте норм этого федерального закона именуется гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в определенных этим федеральным законом случаях.
Следовательно, при определении условий контракта его стороны основываются на положениях ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Одним из основополагающих в гражданском законодательстве является принцип свободы договора, исходя из которого, в силу части 1 статьи 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе, а также гражданского законодательства не содержат ограничений в установлении заказчиком срока возврата денежных средств, вносимых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, а также не связывает этот срок со сроком действия банковской гарантии, представляющей собой иной способ обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, установление срока действия банковской гарантии, отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю), внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, требованиям Закона о контрактной системе не противоречит.
Довод жалобы заявителя признан необоснованным.
Комиссия считает жалобу ООО "Актив-Тендер" обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя в части установления требований к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
В приложении N 1 "Техническое задание" к муниципальному контракту аукционной документации установлено, в том числе следующее:
Стропильная система
|
Антисептик-антипирен для древесины - Агрегатное состояние: жидкость с оттенком плотностью: не менее 1,15 г/см3 или порошок (белого цвета или белого цвета с включением черных гранул). - Расход жидкого состава для достижения первой группы огнезащитной эффективности: не более 450 г/м2. - Расход порошка для достижения первой группы огнезащитной эффективности: не более 130 г/м2. - Состав должен не терять своего качества при температуре: -5С. - Пропитка должна придавать древесине цвет, отличающийся от ее натурального цвета (с учетом цвета предыдущей обработки - "красно-коричневого"). - Должен быть совместимым с используемым антисептиком (в случае отдельной обработки) или быть в общем составе (в случае комплексного состава завода изготовителя). Требования к функциональным и качественным характеристикам состава антисептика (товара) - Должен предотвращать развитие грибка и плесени на древесине. - Должен полностью впитываться и не образовывать пленку. Должен быть совместимым с используемым антипиреном (в случае отдельной обработки) или быть в общем составе (в случае комплексного состава завода изготовителя) |
Кг. |
2043 |
Вентиляционные каналы
|
Изоспан "или эквивалент" параметры эквивалентности: Плотность не менее 70 г/м2; |
М2 |
74,5 |
В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, действия заказчика/уполномоченного органа, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушили чьи-либо права и интересы.
Довод заявителя в части установления необъективного описания объекта закупки признан обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении N 1 "Техническое задание" к муниципальному контракту аукционной документации установлено, в том числе следующее:
Подстропильная система
|
Арматура А-III диаметр 12-ГОСТ 5781-82 L=250 |
Кг. |
7,48 |
Элементы кровли
|
Трос (канат стальной) диаметр 8 гост 3062-80 |
м |
95 |
|
Переходной мостик ПМ -395*1250 ГОСТ 25772-83 |
Шт |
4 |
Вентиляционные каналы
|
Уголок равнополочный толщина стенки не менее 4 мм, ширина не менее 45 Гост 850993 |
кг |
420,5 |
Из письменных пояснений заказчика следует, что по позиции "Арматура А диаметр 12 мм ГОСТ 5781-82 = 250 мм пропущены единицы измерения, позиция Трос (канат стальной) диаметр 8 гост 3062-80 - пропущена единица измерения (мм), позиция Переходной мостик ПМ-395*1250 ГОСТ 25772-83 - пропущена единица измерения (мм), позиция Уголок равнополочный толщина стенки не менее 4 мм, ширина не менее 45 Гост 850993 - пропущена единица измерения (мм).
Таким образом, в отношении вышеуказанных показателей отсутствует указание на единицу измерения.
В приложении N 1 "Техническое задание" к муниципальному контракту аукционной документации установлено, в том числе следующее:
Подстропильная система
|
Скобы: толщина не менее 8 мм, высота не менее 80 мм, высота не менее 300 мм ГОСТ4028-63 |
Шт. |
68 |
Кровля.
|
Т -образный костыль толщина не менее 5 мм ширина не менее 120 мм, длиной не менее 440 мм, ширина полосы не 40 мм гост 380-71* |
Шт. |
660 |
|
Крюк высота не менее 100 мм, длина не менее 300 мм, толщина пластины не 5 мм, ширина пластины не менее 40 мм. гост 380-71 |
Шт |
825 |
Вентиляционные каналы
|
Лист из Оцинкованной кровельной стали, толщиной не менее 0,77 мм ГОСТ 14981-80* размером шириной не менее 60 мм, толщиной не менее 5 мм, высота не менее 900 мм; |
кг |
169,6 |
Из письменных пояснений заказчика следует, что позиция "Скобы": толщина не менее 8 мм, высота не менее 80 мм, высота не менее 300 мм, ГОСТ 4028-63, допущена техническая опечатка, правильно читать в следующей редакции: толщина не менее 8 мм, высота не менее 80 мм, длина не менее 300 мм. Позиция Т-образный костыль толщина не менее 5 мм, ширина не менее 120 мм, длиной не менее 440 мм, ширина полосы не 40 мм гост 380-71* - пропущено значение не менее. Позиция Крюк высота не менее 100 мм, длина не менее 300 мм, толщина пластины не 5 мм, ширина пластины не менее 40 мм, гост 380-71* - пропущено значение не менее. Позиция Лист из оцинкованной кровельной стали, толщиной не менее 0,77 мм ГОСТ 14981-80* размером шириной не менее 60 мм, толщиной не менее 5 мм, высота не менее 900 мм - техническая опечатка толщиной не менее 0,77 мм.
Между тем, имеются разночтения в части допустимого диапазона значений показателей "Высота", "Толщина", а также отсутствует указание на слово "не менее".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В приложении N 1 "Техническое задание" к муниципальному контракту аукционной документации установлено, в том числе следующее:
Кровля. | |||
|
Оцинкованная сталь, толщиной не менее 0,55 мм ГОСТ 14098-80* |
кг |
1966,2 |
|
Оцинкованная сталь, толщиной не менее 0,55 мм ГОСТ 14098-80* (Настенный желоб) |
кг |
1767,32 |
|
Оцинкованная сталь, толщиной не менее 0,55 мм ГОСТ 14098-80* ширина полки не менее 300 мм (Конек) |
кг |
723,2 |
|
Оцинкованная сталь, толщиной не менее 0,55 мм ГОСТ 14098-80* (Карнизный свес) |
кг |
980,84 |
|
Оцинкованная сталь, толщиной не менее 0,55 мм ГОСТ 14098-80* (фартуки СО, кровля на ВХ до конька) |
кг |
638,67 |
Вентиляционные каналы
|
Уголок равнополочный толщина стенки не менее 4 мм, ширина не менее 45 Гост 850993 |
кг |
420,5 |
Между тем, на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru сведения о ГОСТ 14098-80* и Гост 850993 отсутствуют. Следовательно, в данном случае указаны несуществующие государственные стандарты.
В приложении N 1 "Техническое задание" к муниципальному контракту аукционной документации установлено, в том числе следующее:
Кровля.
|
Вентрогон опорный высота не менее 32-м, толщина не менее 0,6 мм. |
П.м. |
30 |
Из письменного пояснения заказчика следует, что относительно применяемого товара/материала "Ветрогон опорный высота не менее 32 мм, толщина не менее 0,6 мм" допущена техническая опечатка, правильно нужно было написать "Вентпрогон".
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушены пункты 1, 2 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушили чьи-либо права и интересы. В частности, в ходе рассмотрения дела генеральный директор ООО "Элма" пояснил, что в первой части заявки участника закупки ООО "Элма" (победителя электронного аукциона по итогам подведения итогов электронного аукциона) на участие в электронном аукционе допущена грамматическая ошибка (указано "Вентрогон"), при этом имелся в виду применяемый товар/материал с наименованием "Вентпрогон".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТехноСтрой" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Актив-Тендер" обоснованной.
3. Признать заказчика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа п. Пеледуй" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)/уполномоченный орган Администрацию муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) нарушившими пункты 1, 2 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты осуществления закупки, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
К.А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 ноября 2017 г. N 06-1285/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2017