Резолютивная часть решения объявлена "01" декабря 2017 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "05" декабря 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
- <_>,
- <_>; |
|
- <_> |
- <_>, |
- при участии представителей Заказчика: исполняющей обязанности первого заместителя начальника Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области <_> (удостоверение Ф 2 N 1963); начальника отдела правовой работы и организации государственных закупок Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области <_> (доверенность б/н от 22.11.2017);
- без участия представителей Общества с ограниченной ответственностью "_" (ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия от 01.12.2017 вход. N 02/5-1912),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "_" <_> от 24.11.2017 вход. N 02/5-1854 на действия Единой комиссии государственного заказчика - Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка лекарственных препаратов для граждан, проживающих в ЕАО, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2017 г." (извещение о проведении электронного аукциона N 0178200001317000293 от 01.11.2017), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "_" (далее - "_", Заявитель) на действия Единой комиссии государственного заказчика - Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области (далее- Управление, Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка лекарственных препаратов для граждан, проживающих в ЕАО, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2017 г." (извещение о проведении электронного аукциона N 0178200001317000293 от 01.11.2017).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В жалобе указано, что 01.11.2017 заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для граждан, проживающих в ЕАО, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2017 год (извещение о проведении электронного аукциона N 0178200001317000293).
Пунктом 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Частью 3 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 1289 от 30.11.2015 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289) установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно: содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2885-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, согласно которому, в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год включен лекарственный препарат "Темозоломид", являющийся объектом закупки, в связи с чем, аукционная комиссия обязана была руководствоваться положениями п. 3 ст. 69 Закона о контрактной системе с учетом положений п. 1 Постановления N 1289.
ООО "_" подало заявку с препаратом "Темозоломид", производитель Акционерное общество "Исследовательский Институт Химического Разнообразия" (далее - АО "ИИХР"), Россия.
Заявитель не исключает, что компании, занявшие места ниже 1, также подали заявки на участие в аукционе с препаратом российского происхождения.
Одновременно с этим компания ООО "_" подала заявку с препаратом, происходящим не из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Следовательно, имелась совокупность установленных п. 1 Постановления N 1289 условий, при которых заявки участников закупки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов иностранного производства, подлежали отклонению.
В силу п. 4 Постановление N 1289 в случае, если заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаемые Министерством экономического развития Российской Федерации.
Таким образом, законодатель установил, что заказчик обязан отклонять заявки, содержащие товары, происходящие из иностранных государств (за исключением стран ЕАЭС) или не содержащих в составе вторых частей заявок сертификатов по форме СТ-1, при соблюдении совокупности условий: подано не менее двух заявок, которые соответствуют требованиям документации и которые содержат лекарственные препараты, страной происхождения которых являются страны ЕАЭС; заявки не содержат лекарственных препаратов одного и того же производителя.
Иное толкование данной нормы не соответствует принципам обеспечения конкуренции, результативности обеспечения конкуренции, результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, установленным ст. 6 Закона о контрактной системе, а также не отвечает целям защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей, указанным в ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 ст. 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с ч. 19 ст. 68 настоящего Федерального закона, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с ч. 18 ст. 68 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе законодатель определил Закон о контрактной системе как общую норму и установил, что дополнительные ограничения должны быть установлены подзаконными нормативными актами.
В данном случае Постановлением N 1289 установлены ограничения для осуществления закупок лекарственных средств, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских производителей.
Следовательно, при закупке лекарственных средств должны применяться установленные постановлением ограничения, связанные с допуском товаров иностранного происхождения.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по делу N А12-41768/2016.
Заявитель не согласен с позицией Заказчика, которые не отклонил заявку участника аукциона, предложившего товар иностранного происхождения, в то время как другие заявки могли содержать предложение о поставке товара, происходящего из страны ЕАЭС. Данные действия Заказчика напрямую нарушили право Заявителя участвовать в аукционе и, возможно, стать победителем.
В своей жалобе Заявитель просит проверить все предложения участников закупки на предмет происхождения товара и приостановить процедуру аукциона до рассмотрения настоящей жалобы.
Заказчиком в адрес Еврейского УФАС России представлено письменное возражение на жалобу ООО "_" от 28.11.2017 исх. N 01-26/4325/17 (вход. N 01/5-1689 от 29.11.2017), в котором указано следующее.
Управление считает доводы Заявителя, изложенные в жалобе необоснованными в силу следующего:
На основании нормы, установленной в ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе Правительством РФ было принято Постановление N 1289, в п. 1 которого указано, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата, согласно п. 2 Постановления N 1289, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно п. 4 Постановления N 1289 в случае, если заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаемые Министерством экономического развития Российской Федерации.
Таким образом, законодатель установил, что заказчик обязан отклонять заявки, содержащие товары, происходящие из иностранных государств (кроме стран ЕАЭС), или не содержащих в составе вторых частей заявок сертификатов по форме СТ-1, только при условии, что подано не менее 2 заявок, которые:
- соответствуют требованиям документации, содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются страны ЕАЭС,
- не содержат предложения о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя или нескольких производителей, входящих в одну группу.
При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий в силу п. 4 Постановления N 1289 подлежат применению условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (приказ МЭР РФ от 25.03.2014 N 155).
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Пунктом 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе определено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 7 данной статьи принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Пунктом 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В пункте 22.2 Информационной карты аукциона установлено требование о предоставлении в составе заявки, в том числе, копии сертификата о происхождении товара по форме СТ-1
Из пункта 22.2 Информационной карты аукциона следует, что в случае установления ограничений в соответствии с Постановлением N 1289, участнику в составе второй части заявки необходимо предоставить сертификат о происхождении товара.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для граждан, проживающих в ЕАО, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2017 г. (извещение о проведении электронного аукциона N 0178200001317000293) от 17.11.2017 на участие в электронном аукционе вышли 5 участников, а именно:
- заявка N 5 - ООО "_" содержит предложение о поставке лекарственных средств, страной происхождения которых является Индия;
- заявка N 4 - ЗАО "_." содержит предложение о поставке лекарственных средств, страной происхождения которых является Россия (ОАО "_"), что подтверждено сертификатом СТ-1, входящим в состав данной заявки;
- заявка N 1 - АО "_" содержит предложение о поставке лекарственных средств, страной происхождения которых является Италия;
- заявка N 7 - ООО "_" содержит предложение о поставке лекарственных средств, страной происхождения которых является Россия (АО "_"), что подтверждено сертификатом СТ-1, входящим в состав данной заявки;
- заявка N 6 - ООО "_" содержит предложение о поставке лекарственных средств, страной происхождения которых является Россия (ОАО "_"), что подтверждено сертификатом СТ-1, входящим в состав данной заявки.
Заявки под номерами 4, 6 содержат предложения о поставке лекарственных средств одного и того же производителя - ОАО "_", что не удовлетворяет требованиям п. 1 Постановления N 1289.
Таким образом, только одна заявка (ООО "_") полностью соответствует требованиям документации и содержит предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых является Россия, а также сертификат СТ-1.
Исходя из норм статей 14, 63, 64, 66, 69 Закона о контрактной системе и положений Постановления N 1289 в их совокупности и взаимосвязи, следует, что заявки с предложением о поставке лекарственных препаратов, могут быть отклонены лишь при наличии всех условий, указанных в пункте 1 Постановления N1289, то есть наличие не менее двух удовлетворяющих требованиям документации заявок; эти две заявки одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены ЕАЭС;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений). Соответственно, при отсутствии этих условий ограничения, установленные указанным постановлением N 1289, не применяются.
В случае, если государственным заказчиком в документации о закупке установлено ограничение в соответствии с Постановлением N 1289и при этом отсутствуют условия предусмотренные ч. 1 указанного Постановления, то участники закупки, которыми был предложен товар иностранного происхождения допускаются к участию в закупке.
На основании вышеизложенного, Единая комиссия при рассмотрении заявок пришла к выводу о допуске всех заявок на участие в аукционе.
В заседании Комиссии Еврейского УФАС России представители Заказчика доводы, изложенные в возражении на жалобу ООО "_" поддержали в полном объеме.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, Управление при осуществлении закупки обязано соблюдать требования Закона о контрактной системе.
Частью 1 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
01.11.2017 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0178200001317000293 и Документация, в которых указано следующее.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 265 155, 11 руб.
Дата и время начала подачи заявок: Значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение.
Дата и время окончания подачи заявок: 09.11.2017 23:59
Дата проведения аукциона в электронной форме: 13.11.2017.
Преимущества: не установлены.
Ограничения: не установлены.
01 ноября 2017 года заместителем председателя правительства области - начальником Управления В.А. Жуковым утверждена Документация об электронном аукционе на поставку лекарственных препаратов для граждан, проживающих в ЕАО, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2017 год. (далее - Документация).
В п.п. 5.1 и 5.2 Информационной карты Документации установлено следующее:
- наименование объекта закупки: поставка лекарственных препаратов для граждан, проживающих в ЕАО, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2017 год;
- описание объекта закупки, информация о количестве поставляемого товара:
N п/п |
МНН |
Форма выпуска |
Дозировка |
Количество упаковок |
Примечание |
Код ОКПД2 |
1 |
Темозоломид |
капсулы |
100 мг. N5 |
9 |
Возможно иное количество в упаковке в перерасчете на общее требуемое к поставке количество товара |
21.20.10.211 |
2 |
Темозоломид |
капсулы |
140 мг. N5 |
9 |
21.20.10.211 |
|
3 |
Темозоломид |
капсулы |
180 мг. N5 |
9 |
21.20.10.211 |
Пунктом 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Частью 3 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации 30.11.2015 принято Постановление N 1289
Пунктом 1 Постановления N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС), в том числе о поставке 2 (двух) и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 (двух) заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены ЕАЭС;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Пунктом 2 Постановления N 1289 установлено, что подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Таким образом, ограничение, установленное Постановлением N 1289, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 1 Постановления N 1289, в совокупности. При этом должно быть не менее двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые содержат предложения в отношении всех торговых наименований предлагаемых лекарственных препаратов в рамках одного МНН, страной происхождения которых являются государства - члены ЕАЭС, подтвержденной сертификатом о происхождении товара.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 N 2885-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год.
Согласно рассматриваемой аукционной документации (Извещение о проведении электронного аукциона N 0178200001317000293 от 01.11.2017), объектом закупки является поставка лекарственного препарата "Темозоломид". Данный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2885-р.
Заказчиком требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе указаны в п.п. 22.2 п. 22 Информационной карты Документации, в том числе:
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром
В отношении каждого лекарственного препарата дополнительно указываются наименование лекарственного средства (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименование производителя лекарственного препарата, а также лекарственная форма, дозировка, количество лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
- документ (в свободной форме), указывающий (декларирующий) страну происхождения предлагаемых к поставке товаров. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке, несет участник закупки.
8) сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государства-члена евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами. (Основание: ч. 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".)
В соответствии с п. 7 протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.11.2017 N 0178200001317000293-1 по окончании срока приема заявок оператором электронной площадки Заказчику направлены первые части заявок. Всего поступило семь заявок, которые единогласно Единой комиссией были допущены до участия в электронном аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 10 ст. 69 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Результаты подведения итогов электронного аукциона отражены в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 17.11.2017 N 0178200001317000293-3 (далее - Протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.11.2017).
В соответствии с п. 5 Протокола подведения итогов электронного аукциона от 17.11.2017 были рассмотрены вторые части заявок на участие в аукционе следующих участников аукциона:
Номер по ранжированию |
Порядковый номер заявки |
Наименование участника |
Предложение о цене контракта (руб.) |
1 |
5 |
Общество с ограниченной ответственностью "_" |
200 740.21 |
2 |
4 |
Закрытое акционерное общество "_" |
222 562.27 |
3 |
1 |
Акционерное общество "_" |
556 668.11 |
4 |
7 |
Общество с ограниченной ответственностью "_" |
1 252 503.55 |
5 |
6 |
Общество с ограниченной ответственностью "_" |
1258829,33 |
Согласно п. 6 Протокола подведения итогов электронного аукциона от 17.11.2017 Единая комиссия рассмотрела в соответствии со ст. 69 Закона о контрактной системе вторые части заявок на участие в аукционе на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе, а также содержащиеся в реестре участников закупки, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике закупки, подавшем заявку на участие в электронном аукционе, и приняла следующее решение:
N п/п |
Порядковый номер заявки |
Решение |
1 |
5 |
Соответствует |
2 |
4 |
Соответствует |
3 |
1 |
Соответствует |
4 |
7 |
Соответствует |
5 |
6 |
Соответствует |
Согласно п. 7 Протокола подведения итогов электронного аукциона от 17.11.2017 в результате рассмотрения вторых частей заявок признать победителем аукциона в электронной форме - ООО "_".
Проведя анализ представленных Заказчиком в дело материалов, изучив документы, представленные в составе вторых частей заявок, Комиссия пришла к следующим выводам.
Единой комиссией были рассмотрены 3 заявки (порядковые номера 4, 6 и 7), содержащие предложения о поставке товара российского происхождения, при этом заявки под N 4 и N 6 содержали предложения о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя, а именно:
- заявка N 4: ЗАО "_" <_>. Согласно сертификату о происхождении товара форма СТ-1 N 6006000414 от 28.11.2016 года и регистрационному удостоверению N ЛП-002675 от 24.10.2014 производителем лекарственного препарата "Темозоломид" является ОАО "_", Россия;
- заявка N 6: ООО "_" <_>. Согласно сертификату о происхождении товара форма СТ-1 N 7006000050 от 04.05.2017 года и регистрационному удостоверению N ЛП-002675 от 24.10.2014 производителем лекарственного препарата "Темозоломид" является ОАО "_", Россия;
- заявка N 7: ООО "_" <_>. Согласно сертификату о происхождении товара форма СТ-1 N 7130000112 от 02.02.2017 года и регистрационному удостоверению N ЛП-004068 от 10.01.2014 производителем лекарственного препарата "Темозоломид" является АО "_", Россия.
Кроме того, Единой комиссией также рассмотрены заявки под N 1 - АО "_", предложившее к поставке лекарственный препарат "Темозоломид", производителем которого является Италия и заявка под N 5 - ООО "_", предложившее к поставке лекарственный препарат "Темозоломид", производителем которого является Индия.
Таким образом, заявки участников под N 4 и под. N 6 содержат предложения о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя, следовательно ограничение, установленное Постановлением Правительства РФ N 1289, не применяется.
Комиссия приходит к выводу, что Единая комиссии приняла законное и обоснованное решение о признании вторых частей заявок под NN 1, 4, 5, 6, 7 соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Исходя из вышеизложенного, доводы, изложенные в жалобе не обоснованы.
Кроме того, по результатам проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией установлены следующие нарушения.
Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 6 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данное постановление вступило в силу 08.09.2017 года.
Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте (п. 1):
- размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
- размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;
- размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно - штраф, пеня).
В соответствии с п. 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Заказчиком проект контракта представлен в Приложении N 3 к Документации, где в р. 7 установлена ответственность сторон.
Заказчиком в нарушение требований ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе и п.п. 3 - 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1042 от 30.08.2017 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" в р. 7 проекта контракта (Приложение N 3 к Документации) установлена ответственность сторон в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, которые утратили силу с 08.09.2017 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "_" на действия Единой комиссии государственного заказчика - Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка лекарственных препаратов для граждан, проживающих в ЕАО, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2017 г." (извещение о проведении электронного аукциона N 0178200001317000293 от 01.11.2017) признать необоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области нарушившим требования частей 5, 7, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пунктов 3 - 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063", допущенных при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка лекарственных препаратов для граждан, проживающих в ЕАО, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2017 г." (извещение о проведении электронного аукциона N 0178200001317000293 от 01.11.2017).
3. Выдать государственному заказчику - Управлению здравоохранения правительства Еврейской автономной области предписание для устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в пункте 2 настоящего решения.
4. В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии: |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 5 декабря 2017 г. N 5-2665
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2017