На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Перспектива" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Пермского краевого суда (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбебранк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству здания для размещения Пермского краевого суда (номер извещения 0156100008917000094) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлен ненадлежащий срок окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе;
2. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлен срок действия контракта, что не позволяет участнику закупки определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта;
3. Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлены антидемпинговые меры.
В письменных возражениях Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) - 14.11.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 475 541 325,19 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) на участие в Аукционе не подано ни одной заявки от участников закупки;
5) Аукцион признан несостоявшимся на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлен ненадлежащий срок окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 29 информационной карты документации об Аукционе установлена дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, а именно: "С "14" ноября по "26" ноября 2017 года".
При этом извещением, документацией об Аукционе установлено, что дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 30.11.2017.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе, поскольку предоставление разъяснений положений документации об Аукционе осуществляется в отношении запросов, направленных Заказчику не позднее 26.11.2017.
Таким образом, действия Заказчика, не установивших надлежащим образом дату окончания предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлен срок действия контракта, что не позволяет участнику закупки определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 3.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Календарные сроки выполнения Работ определены Сторонами:
начало работ - на следующий день после подписания настоящего государственного контракта;
окончание работ - согласно календарному графику производства работ составленного Подрядчиком и утвержденному Заказчиком, но не позднее 29.12.2018 г.
Указанные выше сроки не включают в себя гарантийный срок выполнения работ. Датой начала гарантийного срока является дата полного завершения выполнения работ Подрядчиком и принятия Заказчиком Работ по разрешению по вводу в эксплуатацию".
В соответствии с пунктом 14.1 проекта контракта установлено: "Настоящий Контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до "31" декабря 2018 года".
Пунктом 15.6 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Настоящий Контракт вступает в силу с момента заключения настоящего Контракта и действует:
- в части гарантийных обязательств - до полного исполнения Подрядчиком обязательств по настоящему Контракту.
- в части финансовых взаиморасчётов - до полного их завершения".
Пунктом 11.4 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Обеспечение исполнения Контракта возвращается Подрядчику при условии надлежащего исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по настоящему Контракту (за исключением гарантийных обязательств)".
Комиссией установлено, что Проектом контракта определен срок действия контракта, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе позволяет определить срок действия банковской гарантии, необходимой для обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные сроки действия контракта не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлены антидемпинговые меры.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 475 541 325,19 рублей.
Пунктами 11.1-11.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "До заключения контракта Подрядчик вносит обеспечение исполнения Контракта на сумму: 47 554 132 (сорок семь миллионов пятьсот пятьдесят четыре тысячи сто тридцать два) рубля 52 копейки, определенную в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, что составляет 10 % процентов от начальной (максимальной) цены Контракта.
11.2. В случае если при проведении электронного аукциона Подрядчиком предложена цена, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается с Подрядчиком только при выполнении одного из следующих условий:
- предоставления обеспечения исполнения Контракта, в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанного в п.7.1.
- предоставления информации, в соответствии с п. 3 ст.37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подтверждающей добросовестность Подрядчика на дату подачи заявки.
Таким образом, Заказчиком установлены ненадлежащим образом антидемпинговые меры, а именно, возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов, что не соответствует положениям, установленным в части 1
статьи 37 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащие антидемпинговые меры, нарушают пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 06.12.2017 по делу N К - 1653/17 в действиях Заказчика при проведении Аукциона выявлены нарушения части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении возможных видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом"; части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в проекте контракта документации об аукционе обязательного условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа; частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившихся в установлении ненадлежащим образом условий об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом; пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требований к содержанию и составу заявки, не предусмотренных Законом о контрактной ситеме; части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации с указанием вида работ; пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащей даты окончания предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе; пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом антидемпинговых мер; пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неразмещении в ЕИС проектной документации в полном объеме, а также установления ненадлежащим образом ежегодного объема работ, подлежащих выполнению в рамках закупки, а также порядок их оплаты.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, частей 5, 8 статьи 34, пунктов 1, 2, 8, 11 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 06.12.2017 N К-1653/17, по данному делу предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 декабря 2017 г. N ВП-611/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2017