На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение Никонова С.П. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Дозагрузка и рекультивация полигона по захоронению твердых бытовых отходов Икша-2 Дмитровского района Московской области" по адресу: Московская область, Дмитровский район, г.п. Деденево, вблизи д. Дьяково (номер извещения 0173200001417001082) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам "Трубы электросварные прямошовные", используемым при выполнении работ;
2. У участников закупки отсутствует положительный опыт выполнения работ: "Дозагрузка и рекультивация полигона по захоронению твердых бытовых отходов", а также отсутствует лицензия на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов, которая необходима для выполнения работ в рамках объекта закупки;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом неправильно выбран код ОКПД2 41.20.40.900 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки", поскольку объектом закупки является рекультивация полигона по захоронению твердых бытовых отходов, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99);
4. При проведении Аукциона между участниками закупки имеются признаки сговора.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение обращения с 08.12.2017 на 12.12.2017.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 03.11.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 615 707 788 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
5) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
6) победителем Аукциона признано АО "МСУ-1" с предложением о цене контракта 2 589 550 710,12 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам "Трубы электросварные прямошовные", используемым при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Формой "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" документации об Аукционе (далее - Форма) установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, например, по товару N 31 "Трубы электросварные прямошовные": "Марка стали: Ст1сп, Ст1пс; Ст2сп, Ст2пс;иНаружный диаметр: До 219*, от 219 до 325* мм; Вариант изготовления: термически обработанные; без термической обработки; Класс точности по длине: I; II; Толщина стенки: [3.0, 4.0]; [5.0, 6.0] или [7.0, 8.0] мм; Длина: Мерная от 5* до 12* м; Группа в зависимости от показателей качества трубы: А, Б; Точность изготовления: Обычная, повышенная", по товару N 64 "Трубы электросварные прямошовные": "Наружный диаметр: 219, 377 и 630 мм; Длина: Мерная от 6 до 12 м; Точность изготовления: Обычная; повышенная; Толщина стенки: от 6.0 до 12*, 6.0 мм; Класс точности по длине: с обрезкой концов, снятием заусенцев, без заторцовки, снятия заусенцев ; марка стали: 15кп; Ст4сп или Ст4пс; 20кп; Вариант изготовления: без термической обработки, термически обработанные; Группа в зависимости от показателей качества трубы: А; Б, В".
Формой установлено, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам в последней редакции, в том числе их обязательным, рекомендуемым и справочным приложениям, в том числе "ГОСТ 10704-91 - товар N п/п 31, 64 "Трубы электросварные прямошовные", "ГОСТ 10705-80 - товар N п/п 31, 64 "Трубы электросварные прямошовные".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили что требования, установленные в документации об Аукционе, по товарам "Трубы электросварные прямошовные" являются потребностью Заказчика и не противоречат ГОСТ, требования о соответствии которым установлено документацией об Аукционе.
Кроме того, на заседание Комиссии представитель Заказчика представил сведения, размещенные в открытом доступе сети "Интернет", согласно которым на официальных сайтах различных производителей имеются сведения в отношении установленных документацией об Аукционе характеристик вышеуказанных товаров.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены требования к товарам "Трубы электросварные прямошовные", используемым при выполнении работ.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, у участников закупки отсутствует положительный опыт выполнения работ: "Дозагрузка и рекультивация полигона по захоронению твердых бытовых отходов", а также отсутствует лицензия на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов, которая необходима для выполнения работ в рамках объекта закупки.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что предметом закупки является выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Дозагрузка и рекультивация полигона по захоронению твердых бытовых отходов Икша-2 Дмитровского района Московской области".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с адресной инвестиционной программой города Москвы разработана проектная документация на объект капитального строительства: "Дозагрузка и рекультивация полигона по захоронению твердых бытовых отходов Икша-2 Дмитровского района Московской области", получившая положительное заключение Мособлгосэкспертизы от 17.02.2016 N 50-1-1-3-0133-16, положительное заключение по проверке достоверности определения сметной стоимости Мосгосэкспертизы от 11.05.2016 N 1963-16-МГЭ/6795-1/9, положительное заключение государственной экологической экспертизы от 06.10.2016 N 49-Э.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в рамках объекта закупки предусмотрены строительные работы на объекте капитального строительства, при этом положительный опыт выполнения работ: "Дозагрузка и рекультивация полигона по захоронению твердых бытовых отходов" не требуется, а также в документации об Аукционе не установлены требования к участникам закупки о наличии лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов, в связи с чем, для работ, предусмотренных проектной документацией, опубликованной в ЕИС в составе документации об Аукционе, такая лицензия не требуется. Пи этом в документации об Аукционе отсутствует требование об опыте выполнения работ по дозагрузке и культивации полигона по захоронению твердых бытовых отходов, а также отсутствует требование о наличии лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправильно выбран код ОКПД2 41.20.40.900 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки", поскольку объектом закупки является рекультивация полигона по захоронению твердых бытовых отходов, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением N 99.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 41.20.40.900 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки", при этом предметом проводимой закупки является выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Дозагрузка и рекультивация полигона по захоронению твердых бытовых отходов Икша-2 Дмитровского района Московской области" по адресу: Московская область, Дмитровский район, г.п. Деденево, вблизи д. Дьяково. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 615 707 788 рублей.
В пункте 15 Информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
Вместе с тем, подпунктом 4 пункта 17.2 Информационной карты документации об Аукционе установлены требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что в рамках закупки предусмотрено выполнение работ на объекте капитального строительства в соответствии с проектной документацией, размещенной в ЕИС в составе документации об Аукционе, получившей положительное заключение Мособлгосэкспертизы от 17.02.2016 N 50-1-1-3-0133-16, положительное заключение по проверке достоверности определения сметной стоимости Мосгосэкспертизы от 11.05.2016 N 1963-16-МГЭ/6795-1/9, положительное заключение государственной экологической экспертизы от 06.10.2016 N 49-Э, в связи с чем к участникам закупки установлены дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, на объекте капитального строительства предусмотрено, в том числе строительство пруда-накопителя фильтрата, пруда-накопителя пермеата, строительство очистных сооружений фильтрата, устройство системы сбора фильтрата, устройство системы водоотведения ливневых стоков, устройство системы электроснабжения и электроосвещения, строительство технологических дорог, устройство системы газоотведения и другие.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе обращения документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
4. По мнению Заявителя, при проведении Аукциона между участниками закупки имеются признаки сговора.
Вместе с тем, Комиссия осуществляет рассмотрение жалоб участников закупок в соответствии с главой 6 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая, что у Комиссии отсутствуют полномочия по рассмотрению довода Заявителя в отношении сговора между участниками закупки, а также указание Заявителем на признаки нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), материалы настоящего дела передаются в профильное управление ФАС России для рассмотрения вопроса о проверке довода Заявителя в отношении признаков сговора участников закупки и нарушения Закона о защите конкуренции.
5. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Дозагрузка и рекультивация полигона по захоронению твердых бытовых отходов Икша-2 Дмитровского района Московской области".
Код ОКПД 2 - 41.20.40.900 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки".
Пунктом 20.10 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Неотъемлемой частью Контракта являются График производства работ (Приложение N1), Протокол твердой договорной цены государственного контракта (Приложение N 2), Требования по безопасности строительства, культуре производства и охране труда (Приложение N 3), Порядок заполнения Акта о приемке выполненных работ (Форма КС-2), Порядок заполнения Справки о стоимости выполненных работ и затрат (Форма КС-3) (Приложение N 4), Форма Акта о выполнении Генеральным подрядчиком обязательств по представлению документации на построенный объект (Приложение N 5), Форма ведомости распределения цены контракта (Приложение N 6), Форма уведомления о привлеченных субподрядчиках (соисполнителях) (Приложение N 7), Виды и объемы работ по строительству объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по строительству Объекта (Приложение N 8)".
Приложением N 8 к государственному контракту документации об Аукционе установлены "виды и объемы работ по строительству объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по строительству Объекта: "Дозагрузка и рекультивация полигона по захоронению твердых бытовых отходов Икша-2 Дмитровского района Московской области" по адресу: Московская область, Дмитровский район, г.п. Деденево, вблизи д. Дьяково".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе не установлено требование в соответствии с Постановлением N 570 об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контракту.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют требованиям Постановления Правительства N 570 и нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку проектом контракта документации об Аукционе, а также приложением N 8 к государственному контракту установлены требования, предусмотренные Постановлением Правительства N 570.
6. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В пункте 18.1 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций - установлено в размере 20 %".
В пункте 7.1.52 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено обязанность генерального подрядчика: "В случае, если Генеральный подрядчик не является субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, привлекать к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 20 процентов от Цены Контракта".
Указанные положения не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в проекте контракта документации об Аукционе конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к дополнительным требованиям к участникам закупки пункта 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, а также требованиям, установленным документацией об Аукционе, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке".
При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В документации об Аукционе к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением N 99.
Таким образом, с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 5 Приложения N 2 Постановления Правительства N 99, в составе заявки участника закупки должен быть представлен контракт (договор) стоимостью не менее 20 процентов начальной(максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится закупка в отношении одного объекта, при этом такой контракт должен быть исполнен участником закупки в полном объеме.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили заявки участников закупки, в том числе заявку участника с порядковым номером "6" ООО "ТЕХНОСТРОЙ", занявшую третье место по результатам проведения Аукциона, согласно которой ООО "ТЕХНОСТРОЙ" в качестве подтверждения наличия опыта ранее исполненного контракта (договора) представлен договор субподряда N 146/12-с-4 от 22.08.2012 года.
Вместе с тем, все указанные в Постановлении N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления N 99.
Вместе с тем, в составе заявки ООО "ТЕХНОСТРОЙ" не приложены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением N 99.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании вышеуказанной заявки участника закупки ООО "ТЕХНОСТРОЙ", соответствующей требованиям, установленным в документации об Аукционе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать доводы Заявителя, изложенные в обращении, не нашедшими своего подтверждения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 30, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 12.12.2017 по делу N ВП-612/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
6. Передать материалы от 12.12.2017 по делу N ВП - 612/17 в профильное управление ФАС России для рассмотрения вопроса о проверке доводов о признаках нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 декабря 2017 г. N ВП-612/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2017