Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2017 г. N П-154/17 РЕШЕНИЕ
по делу N П-154/17 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
27.11.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС Россииот 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального казенного учреждения "Главный центр специализированных перевозок министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронных аукционовна право заключения контрактов на:
- выполнение работ по деповскому ремонту пассажирских железнодорожных вагонов для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, модели 61-4500 (номер извещения 0373100047617000064) (далее - Аукцион N1),
- выполнение работ по деповскому ремонту пассажирских железнодорожных вагонов для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, модели 61-4495 (номер извещения 0373100047617000069) (далее - Аукцион N2) (далее - Аукционы),и в результате осуществления внеплановой проверки соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукционов.
Из обращения следует, что в извещениях о проведении Аукционов, документациях об Аукционах не установлены:
- перечень, цена запасных частей и единиц работ (нормо-часы);
- конкретный объем работ.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N1, документацией об Аукционе N1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N1 размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 908 247,35 рублей;
3) на участие в Аукционе N 1 подано 3заявкиот участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 1 допущено3участника закупки;
5) Заказчиком 14.08.2017 заключен контракт с АО "Федеральная пассажирская компания" по цене контракта 7 417 608,08 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N2, документацией об Аукционе N2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N2 размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.07.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 24 251 122,48 рубля;
3) на участие в Аукционе N 2 подано 4заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 2 допущено4участника закупки;
5) Заказчиком 12.09.2017 заключен контракт с АО "Федеральная пассажирская компания" по цене контракта 15 763 229,62 рублей.
1. Согласно обращению, в извещениях о проведении Аукционов, документациях об Аукционах не установлены перечень, цена запасных частей и единиц работ (нормо-часы), а также не установлен конкретный объем работ.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещенииоб осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной, системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Части 5 статьи 68 Закона о контрактной системе установлено, что если в документации об электронном аукционе указана общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию либо в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена единицы товара, работы или услуги, такой аукцион проводится путем снижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной) цены единицы товара, работы или услуги в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно извещению о проведении Аукциона N 1 указаны следующие цены:
- начальная (максимальная) цена контракта - 10 908 247,35 рублей;
- цена за единицу услуги (11 вагонов) - 991 658,85 рублей.
Также, в извещении о проведении Аукциона N 2 указаны цены:
- начальная (максимальная) цена контракта 24 251 122,48 рубля;
- цена за единицу услуги (26 вагонов) - 932 735,48 рублей.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в Информационной карте документаций об Аукционах и в пункте 2.2 проектов государственных контрактов установлено, что оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги.
Согласно протоколам проведения Аукционов от 31.07.2017 N 0373100047617000064-2, от 28.08.2017 N 0373100047617000069-2 Аукционы проводились путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, что противоречит требованиям части 5 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Также, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, в документациях об Аукционах не установлен надлежащим образом объем оказываемых услуг по Аукционам, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта по деповскому ремонту пассажирских железнодорожных вагонов.
Указанные действия Заказчика, нарушают пункт 2 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Кроме того, в ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно Информационной карте документации об Аукционе N 1 срок выполнения работ - не позднее 10 декабря 2017, вместе с тем, в пункте 13.4.1 Технического задания документации об Аукционе N 1 указано, что срок выполнения работ до 25 ноября 2017.
Таким образом, действия Заказчика, допустившего в документации разночтения в сроках выполнения работ по Аукциону N 1 нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и определяется по формуле.
В пунктах 6.4 проектов государственных контрактов по Аукционам установлено следующее положение: "в случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства, нарушение сроков выполнения работ), предусмотренных Контрактом, Заказчик (представитель Заказчика) направляет Исполнителю требование об уплате пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем, и определяется по формуле, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, исполнителем, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом".
Вместе с тем, Заказчиком в проектах контрактов документации об Аукционах не установлен в соответствии с Правилами определения неустойки размер пени за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а именно не указано условие о том, что размер такой пени устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проектах государственных контрактов надлежащим образом размер пени за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных контрактами, нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 7 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по результатам проведения Аукционов заключены контракты, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать материалы от 27.11.2017 по делу N П-154/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2017 г. N П-154/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017