На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Максиком" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Управления судебного департамента в Московской области (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, аукционной комиссии Управления судебного департамента в Московской области (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку и установку УАТС (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0348100021717000159) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены преференции в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155);
2. Заказчиком неправомерно не даны разъяснения положений документации об Аукционе;
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые сроки выполнения работ;
4. Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукцион Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента рассмотрение жалобы перенесено с 14.12.2017 на 15.12.2017.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 24.11.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 309 433 рубля;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
5) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу, изложенному в обращении Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены преференции в соответствии с Приказом N 155.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(далее - Постановление N 968), установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 968 в случае, если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в Перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными Постановлением N 968 ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства, установленные Приказом N 155.
Пунктом 3 Приказа N 155 установлено, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 Приказа N 155 в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка и установка учрежденческой автоматической телефонной станции
(далее - УАТС). При этом Заказчиком установлен код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности
(далее - ОКПД2) 26.30.11.110.
На заседании Комиссии установлено, что указанный код ОКПД2 входит в Перечень, установленный Постановлением N 968, а также в перечень Приказа
N 155.
Представители Заказчика сообщили, что преференции, предусмотренные Приказом N 155, будут установлены при заключении контракта в соответствии с требованиями указанного приказа.
Вместе с тем, изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлены ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением N 968 и Приказом N 155.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
2. Согласно доводу, изложенному в обращении Заявителя, Заказчиком неправомерно не дан ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе Заявителя от 30.11.2017.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно пункту 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что ответ на запрос Заявителя о даче разъяснений положений документации об Аукционе размещен Заказчиком в ЕИС 01.12.2017 в 21:50 (МСК) N РД2.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, Заказчиком дан ответ на запрос разъяснений положений документации. При этом Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена и не представлено доказательств в составе обращения, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу, изложенному в обращении Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые сроки выполнения работ.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 7 Технического задания документации об Аукционе установлено, что "исполнитель обязан произвести поставку и установку товара, а также оказать все услуги, указанные в настоящем техническом задании, в течение 2-х (двух) рабочих дней с момента заключения контракта".
При этом, пунктом 3.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что сроки выполнения работ "с даты заключения настоящего Контракта до 31 декабря 2017 года".
Кроме того, пунктом 8 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "исполнитель оказывает услуги с 09:00 до 18:30 часов (время московское) в будние дни по адресу Заказчика: Московская область, Дмитров, Пушкинская улица, 75".
При этом, пунктом 4.1.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что исполнитель обязан "Проводить работы по рабочим дням с 9.00 до 18.00 по Московскому времени, а в иных случаях по согласованию с Государственным заказчиком".
Пунктом 8 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Оплата цены Контракта производится Заказчиком на основании надлежаще оформленных и подписанных обеими сторонами акта приемки услуг и товарных накладных не позднее 15 (пятнадцати) банковских дней с момента их подписания".
При этом, пунктом 2.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, что "Оплата выполненных работ производится Государственным заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента подписания Государственным заказчиком Акта приемки работ (Приложение N 2 к Техническому заданию) и товарной накладной (приложение N 3 к Техническому заданию) на основании выставленного Исполнителем счёта, счета - фактуры и подписанного Акта приемки работ и товарной накладной".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в документации об Аукционе допущена техническая ошибка. При этом участникам закупки необходимо руководствоваться положениями, установленными в проекте контракта документации об Аукционе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе не позволяют однозначно определить сроки и время выполнения работ, а также срок оплаты государственного контракта, ввиду разночтений положений документации об Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1
части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу, изложенному в обращении Заявителя, Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе, поскольку дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе, а именно 02.12.2017, выпадает на выходной день (суббота).
В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона размещено Заказчиком в ЕИС - 24.11.2017. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.12.2017 до 08:00 (суббота).
Вместе с тем, учитывая положения части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, Заказчиком должен быть установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе не ранее 01.12.2017 включительно.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления срока подачи заявок не противоречат требованиям части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе. При этом Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена и не представлено доказательств в составе обращения, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
а) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе или предоставления недостоверной информации;
б) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требованиям документации о таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 05.12.2017 N 0348100021717000159-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "3" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации, предоставленной в первой части заявки требованиям, установленным в документации об Аукционе, а именно:
- "Участником электронного аукциона под номером 3 не предоставлены конкретные значения показателей материалов в п. N 4 требований (параметров эквивалентности) к качественным характеристикам (потребительским свойствам) материалов, используемых при оказании услуг по Контракту участником закупки. Участником указано значение материала шайб "Ст5сп2; Ст5Гпс2; Ст5пс2; 35; 40", что не соответствует требованиям документации, т.к. в приложении N1 к техническому заданию указано, что "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз";
- "Участником электронного аукциона под номером 3 предоставлена не соответствующая требованиям документации информация в п. N 13 требований (параметров эквивалентности) к качественным характеристикам (потребительским свойствам) материалов, используемых при оказании услуг по Контракту участником закупки. Удельное объемное электрическое сопротивление трубки полихлорвиниловой по ГОСТ 19034-82 должно составлять 1*1012 (десять в двенадцатой степени) Ом*см, участником электронного аукциона под номером 3 указано значение 6,0 Ом*см".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, установленной в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, "в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз".
При этом, пунктом 3.2.3 "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" раздела II документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "характеристики, указанные через запятую, точку с запятой или дробь (/), читать как необходимость в наличие всех указанных вариантов характеристики".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены две различные инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, что не позволяет участникам закупки заполнить надлежащим образом заявку на участие в Аукционе, поскольку положения таких инструкций устанавливают противоречивые правила применения символов "запятая", "точка с запятой", "дробь (/)".
Приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее:
- пункт 1 "Болты с гайками и шайбами": "Твердость шайб HCR 35-45 HCR. Временное сопротивление болтов не более 1519 Н/мм2. Относительное удлинение болтов не менее 8%. Относительное сужение болтов не менее 35%";
- пункт 6 "Лента изоляционная прорезиненная": "Отклонение по ширине не более _1,0 мм. Отклонение по длине ленты в одном рулоне не более _2,0 м";
- пункт 8 "Трубы гибкие гофрированные": "Механическая прочность от 345 Н на 5 см при +20°c для труб легкого типа; от 745 Н на 5 см при +20°c для труб тяжелого типа. Сопротивление изоляции не менее 100 мом в течении 1 мин (500 В). Диэлектрическая прочность не менее 2000 В в течении 15 мин (50 Гц)";
- пункт 13 "Трубка полихлорвиниловая": "Плотность 1,2 - 1,6 г/см3. Предел прочности при растяжении не менее 150 кгс/ см2. Относительное удлинение при растяжении не должно быть менее 180%. Удельное объемное электрическое сопротивление более 5,0 Ом*см" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что требования к составу заявки, содержащиеся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.
Кроме того, Приложение N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе содержит следующее требование: "все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.: ГОСТ 24705-81, ГОСТ 11371-78, ГОСТ 22042-76, ГОСТ 2162-97, ГОСТ 11473-75, ГОСТ 11473-75, ГОСТ 17515-72, ГОСТ Р 52868-2007, ГОСТ 18433-73, ГОСТ 31996-2012. В случае если какой-либо ГОСТ указан в устаревшей редакции, участнику следует использовать ГОСТ в действующей редакции".
При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, поскольку ГОСТ не сопоставлен с конкретным товаром, указанным в
Приложение N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
Пунктом 26 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе содержит различные требования к товарам, содержащимся в пункте 9 Технического задания документации об Аукционе, а также в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
Вместе с тем, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе не позволяет определить, какие именно конкретные показатели товаров необходимо представить в первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, ненадлежащие требования к составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании заявки на участие в Аукционе с порядковым номером "3" несоответствующей требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, изучив проект государственного контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта не указан идентификационный код закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Согласно извещению о проведении Аукциона, пункту 25 Информационной карты документации об Аукционе "участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства".
Вместе с тем, изучив проект государственного контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте контракта не установлены условия об ответственности неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1
статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Пунктом 6.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Денежные средства возвращаются Исполнителю Государственным заказчиком при условии надлежащего исполнения Исполнителем всех своих обязательств по настоящему Контракту в течение 10 (десяти) банковских дней со дня получения Государственным заказчиком соответствующего письменного требования Исполнителя".
Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий срок возврата Заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документацией о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно пункту 3.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе срок выполнения работ "с даты заключения настоящего Контракта до 31 декабря 2017 года".
При этом, пунктом 10.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 25 декабря 2017 года включительно, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком срок выполнения работ превышает срок действия контракта, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом определить условия выполнения контракта.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, части 1 статьи 23, частей 8, 27 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 15.12.2017 N ВП-628/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2017 г. N ВП-628/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2017