Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Мастер-Эксплуатация" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия) при проведении Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и строительных конструкций зданий (помещений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации (номер извещения - 0173100014117000140) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии, при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, выразившимися в принятии неправомерного решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.11.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 59 166 666, 67 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 01.12.2017;
5) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
6) до участия в Аукционе допущено 2 участника Аукциона;
7) дата проведения Аукциона - 11.12.2017;
8) победителем Аукциона признано ООО "Нортон-строй" с минимальным предложением о цене контракта 57 095 833,36 рубля.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуги должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 08.12.2017 N 0173100014117000140-1 участнику с порядковым номером заявки N 9 (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "В заявке участника аукциона по пункту N 46 технического задания документации об Аукционе "Профили стальные сварные. ГОСТ 8639-82" указаны значения: "Сторона профиля - 40 мм, толщина стенки профиля - 3 мм, площадь поперечного сечения - А (см2) - 4,21, Масса 1 м, кг- 3,30", что является недостоверными сведениями, поскольку при указанных в заявке участника закупки значениях показателей стороны профиля и толщины стенки, указаны значения показателей площади поперечного сечения и массы, которые не соответствуют ГОСТ 8639-82".
Согласно пункту 46 технического задания документации об Аукционе к товару "Профили стальные сварные" установлены, в том числе следующие требования: "Сечение профиля должно быть квадратное, сторона профиля не должна быть более 40 мм; толщина стенки профиля - 2-4 мм; площадь поперечного сечения А, см2 не более 5,35; масса 1 м, кг, не менее 2,31", также установлено требование о соответствии вышеуказанного товара ГОСТ 8639-82.
Инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Характеристики, указанные с применением предлогов (слов): "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "не хуже" и т.д., а также с применением символов (знаков) "", "
" ("меньше или равно", "больше или равно") перед числовым показателем (значением), означают, что участнику необходимо указать конкретный показатель (значение) из заданного предела. Кроме того, участник закупки должен учитывать, что в данном случае указанный числовой показатель входит в этот диапазон, то есть является включительным".
ГОСТ 8639-82 "Трубы стальные квадратные" установлены возможные значения параметров толщины стенки, площади поперечного сечения, массы 1 метра профиля в зависимости от значения параметра стороны профиля, а также установлено следующее: "Масса вычислена при плотности стали - 7,85 г/см3. Статистические характеристики труб рассчитаны для R - 1,5 S. По согласованию изготовителя с потребителем допускается изготовление труб других размеров".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что статистические характеристики товара "Профили стальные сварные" указаны в ГОСТ 8639-82 при радиусе закругления R-1,5 S, при этом в соответствии вышеуказанным ГОСТ допускается изготовление товара с иными характеристиками в зависимости от значения показателя радиуса закругления, который может иметь различные значения в соответствии с ГОСТ (например: 1,5 S; не более 1,5 S; не более 2 S; не более 3 S).
Согласно ГОСТ 8639-82 значения показателей товара "профили стальные" указаны при значении показателя "плотность стали - 7,85 г/см3", в соответствии вышеуказанным ГОСТ допускается изготовление товара с иной плотностью.
Представитель Заявителя пояснил, что в соответствии с графическим изображением, указанным в ГОСТ 8639-82, что значения показателей "площадь сечения" и "масса 1 метра" зависят, в том числе, от значения показателя "радиус закругления", при этом в пункте 46 технического задания документации об Аукционе не установлено требование в отношении показателя "радиус закругления", а также, что в соответствии с формулой, указанной в ГОСТ 8639-82, значение показателя "масса 1 метра" пропорционально значению показателя "плотность стали", при этом пунктом N 46 технического задания документации об Аукционе требования к показателю "плотность стали" отсутствуют.
Согласно пояснениям представителя Заказчика на заседании Комиссии, заявка Заявителя на участие в Аукционе отклонена исключительно в связи несоответствием сведений, указанных в заявке Заявителя, соответствующим сведениям, указанным в ГОСТ 8639-82.
На заседании Комиссии установлено, что участнику закупки с порядковым номером заявки N 7 отказано в допуске к участию в Аукционе по аналогичным основаниям.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в связи с тем, что в пункте N 46 технического задания документации об Аукционе к товару "Профили стальные сварные" отсутствуют требования в отношении показателей "радиус закругления" и "плотность стали", от которых, в свою очередь, зависят значения показателей "площадь поперечного сечения" и "масса 1 метра", а также ГОСТ допускает изготовление товара с иными характеристиками в зависимости от значений показателей "радиус закругления" и "плотность стали", действия Аукционной комиссии, выразившиеся в отказе Заявителю и участнику с номером заявки N 7 в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением в заявках сведений, несоответствующих ГОСТ 8639-82, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе: по позиции N 47 "Казеиновый клей": "Степень измельчения, остаток на сите, %, с размером сторон ячейки в свету, мм : 0,4 - не более 5 или 0,5 - не более 5; 1,2 - не должно быть. Растворимость в воде необходима однородная масса, не содержащая комков. Сохранение стандартным раствором клея вязкотекучего состояния не менее 4 часов. Сохранение состояния плотного эластичного студня, образованного стандартным раствором клея не менее 24 часов или не нормируется"; по позиции N 57 "Мастика битумная кровельная горячая": "теплостойкость в течение 5 ч, °С, не менее 55; температура размягчения по методу "кольцо и шар", °С, 55-110; гибкость при температуре (18_2) °С на стержне диаметром 10-40 мм"; по позиции N 360 "Смесь фуговочная цветная": "жизнеспособность раствора не менее 2 час; максимальная ширина шва не более 6 мм; минимальная ширина шва 2 мм".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мастер-Эксплуатация" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 декабря 2017 г. N К-1739/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2017