На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "СМУ-2" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому и эксплуатационному обслуживанию зданий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2018 году (номер извещения 0173100001417000058) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены требования к квалификации участников закупки;
2. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены требования к опыту работников участников закупки;
3. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены требования к наличию у участников закупки технологического оборудования, трудовых и других ресурсов.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.11.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 140 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;
5) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона;
6) победителем Аукциона признано ООО "СтройРемСервис" с минимальным предложением о цене контракта 5 341 800 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены требования к квалификации участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Пунктом 3.2 Технического задания документации об Аукционе установлено: ""Исполнитель" обязан: для оказания услуг по Контракту, командировать в расположение Роспотребнадзора персонал, имеющий подтверждения своей квалификации (дипломы и свидетельства о получении профильной специальности, сертификаты, удостоверения о допусках, свидетельства о повышении квалификации, подтверждения об опыте сотрудников по специальности и т.д.) и представить на момент заключения Контракта следующие документы:
- Удостоверения о допуске сотрудника Исполнителя к работе в электроустановках напряжением до 1000 Вольт;
- Удостоверения о допуске сотрудника Исполнителя к работам по эксплуатации и ремонту тепловых энергоустановок;
- Удостоверение промышленного альпиниста 5-го разряда сотрудника Исполнителя;
- сертификат на право заниматься обслуживанием устройств гидравлической автоматики, контроллеров, регулирующих клапанов с электроприводами и балансировочных клапанов теплоснабжения зданий;
-сертификат представителя (дилера) производителя вентиляционного оборудования;
-сертификат и аттестат о прохождении обучения по системам видеонаблюдения зданий;
персонал должен быть обучен и аттестован по электробезопасности (не ниже 3 группы)".
Пунктами 12.1-17 Технического задания документации об Аукционе установлено: "Дежурные электрики должны иметь профессиональную подготовку и "3" группу допуска до 1000 В.
12.2. Персонал, проводящий испытания электросетевого оборудования, должен иметь "4" группу допуска до 1000 В с правом испытания повышенного напряжения.
12.3. Для эксплуатации инверторной системы (Si5048) в соответствии с инструкцией по технической эксплуатации и безопасности при эксплуатации системы технического увеличения выделенной мощности, утвержденной Роспотребнадзором, электрики должны иметь документ, подтверждающий их подготовку для эксплуатации данной системы. Квалификация должна быть подтверждена соответствующими сертификатами, выданными официальными представителями производителя данной системы на территории Российской Федерации.
12.4. Обслуживать системы теплопотребления и теплового пункта персоналом, прошедшим специальное обучение по программе ПТЭТЭ (Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок) и имеющим соответствующее удостоверение, выданное специализированной организацией, имеющей аккредитацию Ростехнадзора России.
12.5. Для очистки кровли от снега, наледи и сосулек Исполнитель должен иметь персонал, имеющий соответствующий допуск к работе на высоте и удостоверения на производство этого вида работ.
12.6. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, Исполнитель должен иметь необходимые документы о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов.
12.7. Документы, подтверждающие квалификацию сотрудников Исполнителя, допуски, сертификаты предоставляются Государственному заказчику до начала оказания услуг".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика и обусловлены спецификой выполняемых работ, предусмотренных объектом закупки.
Кроме того, представитель Заказчика сообщил, что вышеуказанные требования не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку установлены не к участнику закупки, а к исполнителю работ в рамках заключенного контракта, в связи с чем исполнитель вправе привлечь субподрядные организации.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении вышеуказанных документов и сведений на момент заключения контракта до начала оказания услуг, поскольку указанные требования не предусмотрены частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а, следовательно, действия Заказчика, установившего в Техническом задании документации об Аукционе излишнее требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 5.2 Технического задания документации об Аукционе неправомерно установлены требования к опыту работников участников закупки.
Пунктом 5.2 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Услуги должны оказываться под руководством представителя Исполнителя из числа ИТР, квалифицированными работниками со стажем работы по специальности, прошедших медицинский осмотр в соответствии с приложением N 2 "Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)" Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2004 г. N 83. Специализированные работы должны выполняться аттестованными работниками, имеющими соответствующие удостоверения. Представитель Исполнителя на время действия контракта должен постоянно находиться на объекте Заказчика, нести ответственность за дисциплину рабочих на объекте, пожарную безопасность, технику безопасности при производстве работ, за организацию и качество выполнения работ в соответствии с СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002, ГОСТ 12.2.0130-91".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика и обусловлены спецификой выполняемых работ, предусмотренных объектом закупки.
Кроме того, представитель Заказчика сообщил, что вышеуказанные требования не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку установлены не к участнику закупки, а к исполнителю работ в рамках заключенного контракта, в связи с чем исполнитель вправе привлечь субподрядные организации.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в пунктах 5.2, 12.8 Технического задания документации об Аукционе неправомерно установлены требования к наличию у участников закупки технологического оборудования, трудовых и других ресурсов.
Пунктом 5.2 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Рабочие должны быть обеспечены инструментами, оснасткой, одинаковой рабочей одеждой и бирками, указывающими на принадлежность к исполнителю, средствами индивидуальной защиты".
Пунктом 12.8 Технического задания документации об Аукционе установлено: "12.8. Исполнитель обеспечивает ежедневное присутствие следующего количества технического персонала на объектах: Техник, 1, круглосуточно; Техник, 1, Дневной; Рабочий по зданию, 1, Дневной; Гардеробщица, 1, Дневной; Сотрудник бюро пропусков, 1, Дневной; сотрудник справочного бюро, 1, Дневной; Диспетчер "Горячей линии",1, Дневной; Инженер, 1, Дневной; Дворник, 1, Дневной".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика и обусловлены спецификой выполняемых работ, предусмотренных объектом закупки.
Кроме того, представитель Заказчика сообщил, что вышеуказанные требования не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку установлены не к участнику закупки, а к исполнителю работ в рамках заключенного контракта, в связи с чем исполнитель вправе привлечь субподрядные организации.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15,пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 18.12.2017 по делу N ВП - 629/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 декабря 2017 г. N ВП-629/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2017