Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 декабря 2017 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов;
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,
О.И. Панина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
в присутствии представителя заказчика: ОГУП "Липецкий областной водоканал" - Ханина К.А. (доверенность N337 от 14.12.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на положения документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации (реестровый номер 0546500000317000088) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 12.12.2017 поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения документации о проведении электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ч.4 ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
Заявитель, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил.
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
В своей жалобе заявитель указывает, что его права и законные интересы были нарушены следующими действиями заказчика:
1). Заказчиком не установлены требования к участникам закупки относительно членства в саморегулируемой организации, что нарушает положения п.1 ч.1 ст.31 и ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе;
2). Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к сроку действия банковской гарантии, что нарушает требования ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя согласен, представил письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителя заказчика, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Документация об электронном аукционе и извещение (реестровый номер 0546500000317000088) размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком не установлены требования к участникам закупки относительно членства в саморегулируемой организации, что нарушает положения п.1 ч.1 ст.31 и ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России считает его обоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.52 ГрК РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ, предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Таким образом, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, участнику закупки необходимо являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с ГрК РФ.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, должно являться членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
При этом, следует отметить, что в соответствии с ч.2.1 ст.52 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Согласно аукционной документации, объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Водозабор в д.Кулешовка Липецкого района Липецкой области (I очередь, 1 этап)" (выполнение работ по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 764 000,00 руб.
Следовательно, условием допуска к участию в рассматриваемом электронном аукционе должно являться членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Вместе с тем, проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что заказчиком, в нарушение ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, не установлены требования к участникам закупки относительно членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к сроку действия банковской гарантии, что нарушает требования ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России считает его обоснованным, ввиду следующего.
В силу п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Как выявлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчиком в п.25 информационной карты документации об электронном аукционе установлено, в том числе, следующее: "Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, должен составлять не менее чем 1 (один) месяц с даты окончания срока действия контракта".
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
При этом следует отметить, что согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой победителя.
Однако, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчиком в п.10.1 проекта контракта установлен иной срок действия банковской гарантии, чем указан в п.25 информационной карты документации об электронном аукционе. Так, данным пунктом проекта контракта установлено следующее: "Принять к сведению, что Генеральный подрядчик внес обеспечение исполнения Контракта на сумму ____________ руб., определенную в соответствии с Законом N44-ФЗ, что составляет 30 (тридцать) процентов от начальной (максимальной) цены Контракта, в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или внесения денежных средств на расчетный счет Заказчика. НДС не облагается, срок действия должен превышать срок действия Контракта на 2 (два) календарных месяца. Право требования Заказчиком удержания денежных средств в качестве обеспечения исполнения Контракта возникает при нарушении Генеральным подрядчиком какого-либо из своих обязательств по Контракту (данный пункт заполняется при заключении Контракта)".
Таким образом, действия заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к сроку действия банковской гарантии, нарушают требования п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика установлено нарушение п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.
Как было вышеизложено, согласно п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
При этом, в соответствии с ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе, в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Однако, как выявлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчиком, в нарушение п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, в п.10.4 проекта контракта, являющегося приложением к аукционной документации, установлены следующие условия: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Генеральным подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту, в том числе, в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию Генеральный подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту в той же форме, на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в данном разделе настоящего Контракта. Действие указанного пункта не распространяется на случаи, если Генеральным подрядчиком предоставлена недостоверная банковская гарантия".
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на положения документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации (реестровый номер 0546500000317000088) обоснованной.
2. В действиях заказчика установлено нарушение п.8 ч.1, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии: ____________ Т.Н. Ролдугина
Члены Комиссии: ____________ Т.С. Рябкова
____________ О.И. Панина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 15 декабря 2017 г. N 414с/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2017