Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 декабря 2017 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов;
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,
О.И. Панина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
в присутствии представителей заказчика: МУП "Липецкая станция аэрации"- Усачевой Е.В. (доверенность N79 от 20.12.2017),
в отсутствие заявителя: гражданки Симоновой О.С. и ее представителей,
рассмотрев жалобу гражданки Симоновой О.С. на положения извещения о проведении запроса котировок на оказание услуг по проведению предрейсовых медосмотров водителей транспортных средств (реестровый номер 0546300000117000034) (далее - запрос котировок),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 14.12.2017 поступила жалоба гражданки Симоновой О.С. на положения извещения о проведении запроса котировок.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ч.8 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
В своей жалобе заявитель указывает, что установление заказчиком в извещении о проведении запроса котировок требований о том, что оказание услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств должно осуществляться по адресу местонахождения заказчика: г.Липецк, ул.Краснозаводская, д.2Е, является незаконным и нарушает ФЗ от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")") (далее- Постановление Правительства N291), Закон о контрактной системе.
Представитель заказчика не согласен с указанными доводами жалобы заявителя и пояснил, что заказчиком при разработке извещения о проведении запроса котировок требования Закона о контрактной системе были соблюдены.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителя заказчика, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по проведению предрейсовых медосмотров водителей транспортных средств (реестровый номер 0546300000117000034) размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
Объектом рассматриваемой закупки является - оказание услуг по проведению предрейсовых медосмотров водителей транспортных средств.
Согласно статье 65 ФЗ от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Видом медицинского освидетельствования, в числе прочего, является освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (далее - ФЗ N323-ФЗ).
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию. А медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством является самостоятельным видом работ (услуг), включенным в Приложение (Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность) к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства N291, и соответственно, подлежит лицензированию.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Положения о лицензировании медицинской деятельности, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N121н.
Согласно пункту 7 указанных Требований, а также перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), к данной деятельности отнесены медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые).
Таким образом, на основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность, в том числе, по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров, подлежит обязательному лицензированию.
При этом, в соответствии с п.1 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства N291, настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Таким образом, исходя из требований вышеуказанного п.1 Положения о лицензировании медицинской деятельности, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности могут:
- медицинские организации,
- иные организации,
- индивидуальные предприниматели, которые намереваются осуществлять медицинскую деятельность, выполняя определенные виды работ и услуг и соответствуют установленным лицензионным требованиям.
Более того, следует отметить, что в соответствии с п.1 ч.1, ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе, заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, согласно извещения о проведении запроса котировок, заказчиком установлены требования к участникам закупки: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
Таким образом, участник рассматриваемой закупки для осуществления предрейсового медицинского осмотра должен обладать лицензией на медицинскую деятельность.
Вместе с тем, в соответствии с п.4 ст.3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
А в силу части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, который является физическим лицом и не может подавать заявку на участие в рассматриваемой закупке и принимать участие в ней.
Более того, согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом, жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Однако, как установлено, заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности довода жалобы, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
Таким образом, на основании вышеизложенного, жалоба заявителя признается необоснованной, а действия заказчика не нарушают и не могут нарушить его права и законные интересы, как участника закупки.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика установлено нарушение п.1 ч.1 ст.73 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
А в силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом, в силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как было вышеизложено, пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию. А медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством является самостоятельным видом работ (услуг), включенным в Приложение (Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность) к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства N291, и соответственно, подлежит лицензированию.
В соответствии с п.8 ст.3 Закона о лицензировании, место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
А согласно п.4 Постановления Правительства N291 установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются: наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
Как было вышеизложено, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в частности: информация о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта (п.2 ст.42 Закона о контрактной системе).
Проанализировав извещение о проведении запроса котировок, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что заказчиком установлены следующие требования к месту оказания услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств: "Место доставки товара, выполнения работы, оказания услуги - МУП "Липецкая станция аэрации", г.Липецк, ул.Краснозаводская, вл.2е".
Таким образом, заказчик установил требования об оказании услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств по адресу своего местонахождения: г.Липецк, ул.Краснозаводская, вл.2е.
Однако, в соответствии с абз.2-5 п.7 ст.23 ФЗ от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства). Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 ФЗ N323-ФЗ (в соответствии с которой, в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России считает, что заказчик установил требования об оказании услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств по адресу: г.Липецк, ул.Краснозаводская, вл.2е, без учета положений Закона о лицензировании и Постановления Правительства N291, чем нарушил п.1 ч.1 ст.73 Закона о контрактной системе.
Установленное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу гражданки Симоновой О.С. на положения извещения о проведении запроса котировок на оказание услуг по проведению предрейсовых медосмотров водителей транспортных средств (реестровый номер 0546300000117000034) необоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения п.1 ч.1 ст.73 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председатель Комиссии: ____________ Т.Н. Ролдугина
Члены Комиссии: ____________ Т.С. Рябкова
____________ О.И. Панина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 21 декабря 2017 г. N 421-м/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2017