Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Дегодьева А.С. - руководителя управления, председателя Комиссии; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Ефановой В.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей от:
уполномоченного органа
государственного заказчика
заявителя ООО "Мамонт Фарм": (лицам, присутствующим на заседании, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
в отсутствие представителей заявителя физического лица (о месте и времени рассмотрения дела заявитель уведомлен надлежащим образом),
рассмотрела поступившую 06 декабря 2017 года от ООО "Мамонт Фарм" жалобу на положения аукционной документации при осуществлении уполномоченным органом - Управлением государственного заказа Амурской области и государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Амурский области закупки в форме электронного аукциона на поставку лекарственного препарата в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Амурской области на 2014-2020 годы" мероприятия "Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей в амбулаторных условиях", объявленной извещением N 0123200000317002876 от 29.11.2017 на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, а также поступившую 07 декабря 2017 года от Шукшина С.С. информацию, нарушений, по мнению заявителей, требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: неправомерного установления к приобретаемым товарам требований, влекущих за собой необоснованное ограничение количества участников.
Представитель заявителя жалобы доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, дополнительно представил документы, отражающие информацию по статистическим данным о заболеваемости системы органов дыхания взрослого и детского населения Амурской области за 2016 год (полученная от ГБУЗ АО "АМИАЦ"), г. Владивостока за 2017 год и Пермского края за 2016 год.
Представители уполномоченного органа и государственного заказчика с доводами, заявленными в жалобе, не согласились. Представили письменные возражения, указанные возражения приобщены к материалам дела. Считают, что описание объекта закупки обусловлено потребностью заказчика в соответствии с персонифицированными заявками медицинских организаций, а именно поставкой лекарственного препарата исключительно для детского населения в возрасте от 6 до 17 лет, и не влечет за собой ограничение круга участников данной закупки. Также пояснили, что с целью обеспечения лекарственным препаратом с МНН "Будесонит+Формотерол" для граждан возраста свыше 18 лет был проведен отдельный электронный аукцион, объявленный извещением N 0123200000317002713 от 21.11.2017.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу и информацию Шукшина С.С., заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Уполномоченным органом - управлением государственного заказа Амурской области извещением N 0123200000317002876 от 29.11.2017 на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, объявлено о проведении закупки в форме электронного аукциона на поставку лекарственного препарата в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Амурской области на 2014-2020 годы" мероприятия "Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей в амбулаторных условиях".
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Государственным заказчиком является Министерство здравоохранения Амурской области.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 2 664 637,77 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 07.12.2017 в 08:00, дата проведения аукциона в электронной форме - 11.12.2017.
От потенциальных участников данной закупки было подано два запроса на разъяснение положений аукционной документации, заказчиком размещены на официальном сайте Единой информационной системы ответы в установленные информационной картой аукционной документации сроки предоставления разъяснений положений документации.
08.12.2017 составлен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0123200000317002876, согласно которому один участник, подавший заявку с порядковым номером 1 допущен к участию и признан участником указанного аукциона, двум участникам отказано в допуске, а именно участнику, подавшему заявку с порядковым номером 2 и участнику, подавшему заявку с порядковым номером 3, ввиду того что к поставке обоими участниками предложен товар, не соответствующий возрастному ограничению, установленному аукционной документацией и имеющий противопоказания: возраст до 18 лет.
12.12.2017 составлен протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона N 0123200000317002876, согласно которому заявка с порядковым номером 1 признана соответствующей требованиям аукционной документации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:
- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В силу норм Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включены в государственный реестр лекарственных средств, являющийся федеральной информационной системой (http://grls.rosminzdrav.ru/).
В указанном реестре содержится полная информация о каждом зарегистрированном лекарственном препарате, в том числе международное непатентованное наименование (далее - МНН), торговое наименование, дозировка, форма выпуска и др.
Согласно извещению N 0123200000317002876 объектом закупки является поставка лекарственного препарата с МНН Будесонид + Формотерол.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года N 2885-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год.
В указанный перечень входят лекарственное средство Будесонид + Формотерол (код АТХ - R03AK).
Постановление правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 года N 1289 устанавливает ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 7 информационной карты аукционной документации указано, что описание объекта закупки, количество указано в разделе V аукционной документации.
Разделом V "Описание объекта закупки" установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара (при необходимости), а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а именно:
МНН Будесонид + Формотерол дозировка: 160 мкг+4,5 мкг/доз 60 доз*, лекарственная форма: порошок для ингаляций дозированный*, количество в упаковке N1*, применение для детей с 12 лет*;
МНН Будесонид + Формотерол дозировка: 80 мкг + 4.5 мкг/доза 120 доз*, лекарственная форма: порошок для ингаляций дозированный*, количество в упаковке N1*, применение для детей с 6 лет*;
МНН Будесонид + Формотерол дозировка: 80 мкг + 4.5 мкг/доза 60 доз*, лекарственная форма: порошок для ингаляций дозированный*, количество в упаковке N1*, применение для детей с 6 лет*;
МНН Будесонид + Формотерол дозировка: 160 мкг+4,5 мкг/доз 120 доз*, лекарственная форма: порошок для ингаляций дозированный*, количество в упаковке N1*, применение для детей с 12 лет*.
Уполномоченным органом в аукционной документации установлено требование к потребительской упаковке лекарственного средства (форма упаковки N 1), лекарственной форме (порошок для ингаляций дозированный) и применение (для детей с 6 и 12 лет), без возможности изменения указанных показателей (значений) товара, то есть показатели (значения) буквально воспроизводятся.
На официальном сайте Государственного реестра лекарственных средств www.grls.rosminzdrav.ru опубликован реестр лекарственных средств, по данным которого в Российской Федерации зарегистрированы три лекарственных препарата с МНН Будесонид + Формотерол и требованиями к лекарственной форме и дозировке, имеющие различные торговые наименования:
ДуоРесп Спиромакс; производитель Тева Фармацевтические Предприятия Лтд; страна Израиль; форма выпуска порошок для ингаляций дозированный; согласно прилагаемой инструкции противопоказания детский возраст до 18-ти лет;
ФормисонидR-натив; производитель общество с ограниченной ответственностью "Натива" (ООО "Натива"); страна Россия; форма выпуска порошок для ингаляций дозированный; согласно прилагаемой инструкции возраст до 18 лет;
СимбикортR ТурбухалерR; производитель АстраЗенека АБ; страна Швеция; форма выпуска порошок для ингаляций дозированный; согласно прилагаемой инструкции детский возраст до 6-ти лет.
Указанное уполномоченным органом в извещении и аукционной документации требование к форме упаковки, лекарственной форме и применению соответствует только одному из зарегистрированных препаратов, российский производитель на данный момент не выпускает лекарственный препарат с показаниями для детей в возрасте от шести лет до 17 лет.
Согласно представленной Министерством здравоохранении Амурской области информации, рассматриваемая закупка осуществляется для обеспечения исключительно детского населения, страдающего бронхиальной астмой в возрастном диапазоне от 6 лет до 17 лет, также практикующим специалистом была подтверждена невозможность применения препаратов, в качестве поддерживающей терапии и для купирования приступа удушья, с противопоказаниями.
По статистическим данным, представленным Министерством здравоохранения Амурской области, за 2016 год в Амурской области зарегистрировано 1227 детей, страдающей бронхиальной астмой (919 человек в возрасте до 14 лет, 308 человек в возрасте от 15 до 17 лет), поэтому учитывая лекарственную форму препарата, форму упаковки, количество детского населения в возрасте от 6 до 17 лет и доведенного целевого финансирования, заказчиком была определена четкая потребность в лекарственном препарате с МНН "Будесонид+Формотерол" для нуждающихся в льготном лекарственном обеспечении.
Согласно представленным коммерческим предложениям потенциальных участников, поставку лекарственного препарата, отвечающего всем требованиям заказчика, а именно СимбикортR ТурбухалерR, производитель АстраЗенека АБ могут поставить хозяйствующие субъекты, деятельностью которых является поставка/производство лекарственных препаратов (наличие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения) и или лицензии на производство лекарственных средств (в случае, если участник закупки является производителем предлагаемых лекарственных средств)., что подтверждается также ранее заключенным контрактам.
Таким образом, учитывая, что закупка лекарственного препарата с МНН "Будесонид+Формотерол", объявленная извещением N 0123200000317002876 от 29.11.2017, предназначена исключительно для детского населения в возрасте от 6 до 17 лет (применение препарата с противопоказаниями недопустимо), для граждан возраста свыше 18 лет проводились отдельные торги, а также ввиду наличия только одного торгового наименования лекарственного препарата, отвечающего всем требованиям заказчика (согласно государственного реестра лекарственных средств) и возможности поставки данного препарата несколькими хозяйствующими субъектами, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что при описании функциональных, технических и качественных характеристик товара, являющегося предметом данной закупки, уполномоченным органом и заказчиком использовались показатели и требования в соответствии с положениями законодательств Российской Федерации о контрактной системе, ограничение количества потенциальных участников закупки и создание одним участникам преимущества перед другими не установлено.
Рассмотрев жалобу ООО "Мамонт Фарм", руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
Признать жалобу ООО "Мамонт Фарм" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.С.Дегодьев
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
В.Ю. Ефанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 13 декабря 2017 г. N ЖС-169/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017