Резолютивная часть объявлена 07 декабря 2017 года Изготовлено в полном объеме 12 декабря 2017 года |
г. Курск |
|
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
... |
председатель Комиссии |
... |
член Комиссии |
|
... |
член Комиссии |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", Общество, заявитель) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом |
|
Заказчик |
Администрация Фатежского района Курской области (далее - заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
Отсутствуют, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144300037817000008 |
|
Объект закупки |
строительство объекта: "Автомобильная дорога к д. Куликовка Фатежского района Курской области" |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
48 765 610 руб. 00 коп. |
Доводы жалобы:
Аукционная документация заказчика утверждена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
1. Как считает заявитель, п.1.5 проекта контракта аукционной документации содержит незаконное требование заказчика о выполнении работ, предусмотренных контрактом, только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. По мнению Общества, в нарушение ч.3 ст.96 ФЗ "О контрактной системе_" в п.9.5 проекта контракта аукционной документации заказчиком установлена обязанность подрядчика предоставлять новое обеспечение исполнения контракта на стадии его исполнения.
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
В письменных пояснениях, представленных заказчиком в материалы дела, заказчик согласился с доводами жалобы заявителя, указав, что в проект контракта будут внесены соответствующие изменения на этапе направления проекта контракта победителю электронного аукциона.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе N0144300037817000008, протоколом рассмотрения единственной заявки от 01.12.2017 г., размещенном на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт ЕИС):
- дата размещения извещения о проведении электронного аукциона - 15.11.2017 г.;
- дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 01.12.2017 г.;
- согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 01.12.2017 г., на участие в электронном аукционе подана 1 (одна) заявка, аукционной комиссией заказчика принято решение о соответствии заявки с порядковым номером 1 (Акционерное общество "Фатежское дорожное ремонтно-строительное управление N6") требованиям аукционной документации и ФЗ "О контрактной системе_". На основании ч.16 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_" электронный аукцион признан аукционной комиссией заказчика несостоявшимся.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии действующих разрешительных документов (например, выписка из реестра членов саморегулируемой организации, выданная саморегулируемой организацией, лицензия).
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Как установлено ч.2.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
В разделе "Преимущества и требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона, сформированного с использованием интерфейса электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", заказчиком установлено: "1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
В силу ст. 52 ГрК РФ участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, кап. ремонта объектов кап. строительства. Документом, подтверждающим членство участника закупки в СРО, является выписка из реестра членов СРО. В соответствии с ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ срок действия выписки из реестра членов СРО составляет один месяц с даты ее выдачи. В соответствии с ч. 3 ст. 55.8 Гр.К РФ член СРО имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, кап. ремонт объектов кап. строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий: - наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ; - если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ. Количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается. В случаях, предусмотренных ч.2.2 статьи 52 ГрК РФ, не требуется членство в СРО в области строительства, реконструкции, кап. ремонта объектов кап. строительства. Указанные требования не предъявляются также к участникам закупки, которые предложат цену контракта 3,0 млн. руб. и менее (не обязаны быть членами СРО в силу ч.2.1.ст.52 ГрК РФ). А также декларация о соответствии участника п.3-9 ч.1 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ (в соответствии с Приложением N1 к извещению)".
По тексту электронного файла с наименованием "Приложение к извещению - Единые требования по ч 1. ст 31 44-ФЗ", размещенного на официальном сайте ЕИС в составе извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0144300037817000008, заказчиком установлено: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- в силу ст. 52 Градостроительного кодекса РФ участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Документом, подтверждающим членство участника закупки в саморегулируемой организации, является выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.07.2017 г.) срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.07.2017 г.) член саморегулируемой организации имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В случаях, предусмотренных частью 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.07.2017 г.), не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства".
Кроме того, в п.7 раздела 3 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчиком также установлено: "1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- В силу ст. 52 Градостроительного кодекса РФ участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Документом, подтверждающим членство участника закупки в саморегулируемой организации, является выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ член саморегулируемой организации имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ;
- если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В случаях, предусмотренных частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Указанные требования не предъявляются также к участникам закупки, которые предложат цену контракта 3,0 млн. руб. и менее (не обязаны быть членами СРО в силу ч.2.1.ст.52 ГрК РФ)".
Вместе с тем, в п.1.5 проекта контракта аукционной документации заказчиком установлены требования к подрядчику: "Работы, предусмотренные настоящим Контрактом, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Членство Подрядчика в саморегулируемой организации должно быть подтверждено предоставлением выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, аукционной документации, размещенным на официальном сайте ЕИС 15.11.2017 г., объектом закупки является строительство автомобильной дороги.
В п.4 "Условия выполнения работ" технического задания аукционной документации заказчиком установлена возможность привлечения к исполнению контракта субподрядных организаций: "Подрядчик обязан организовать и координировать работы по строительству объекта и обеспечить выполнение работ самостоятельно и (или) с привлечением других лиц - субподрядчиков".
В соответствии с п.8 ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 г. N372-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 2 статьи 52 ГрК РФ изложена в следующей редакции: работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ.
Таким образом, при начальной (максимальной) цене контракта свыше трех миллионов рублей участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, подтверждением чего, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, является действующая в течении одного месяца с даты выдачи саморегулируемой организацией выписка из реестра членов саморегулируемой организации. Привлекаемые подрядчиком (победителем закупки) к исполнению контракта субподрядные организации (субподрядчики) при этом могут не являться членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, и подтверждать указанное членство выпиской из реестра членов саморегулируемой организации.
В силу ч.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_" контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с ФЗ "О контрактной системе_" извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При таких обстоятельствах, установленное в п.1.5 проекта контракта аукционной документации требование к подрядчику о выполнении работ, предусмотренных контрактом, только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые, в свою очередь, должны являться членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, является необоснованным и противоречит требованиям, установленным заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации, ч.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_".
Довод жалобы ООО "Перспектива" Комиссия признает обоснованным.
2. Согласно ч.3 ст.96 ФЗ "О контрактной системе...", исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 ФЗ "О контрактной системе...", или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Перечень требований к содержанию банковской гарантии, установлен положениями ст.45 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 г. N1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и является закрытым.
В п.9.5 раздела 9 "Обеспечение исполнения контракта" проекта контракта аукционной документации заказчиком установлено требование: "В случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию, при условии предоставления ее Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения Контракта или если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, последний обязуется в течение 10-ти (десяти) календарных дней с момента, когда соответствующее исполнение Контракта перестало действовать, представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях, которые были предусмотрены Контрактом".
Указанное требование заказчика не предусмотрено положениями ст.45 ФЗ "О контрактной системе...", постановления Правительства РФ от 08.11.2013 г. N1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, заказчиком нарушены требования ст.45, ст.96 ФЗ "О контрактной системе...".
Довод жалобы заявителя Комиссия признает обоснованным.
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на действия заказчика - Администрации Фатежского района Курской области обоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию Фатежского района Курской области нарушившим требования ч.1 ст.34, ст.45, ч.3 ст.96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Администрации Фатежского района Курской области предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - ...
5. Передать материалы дела N316/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российский Федерации об административных правонарушениях.
6. Передать материалы дела N316/2017 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
_
_
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 7 декабря 2017 г. N 316/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2017