Резолютивная часть объявлена 13 декабря 2017 года Изготовлено в полном объеме 18 декабря 2017 года г. Курск | ||
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
... |
Председатель Комиссии |
... |
Член Комиссии |
|
... |
Член Комиссии |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", Общество, заявитель) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют, надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела |
|
Заказчик |
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Жиронкина" (далее - МКОУ "Горшеченская СОШ имени Н.И. Жиронкина", заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
Отсутствуют, надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0344300108117000009 |
|
Объект закупки |
выполнение работ по реконструкции объекта: "Реконструкция школы с размещением дополнительной классной комнаты на 25 учащихся младших классов по адресу: п. Горшечное, пер. Школьный, д. 1" |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
18 837 730 руб. 00 коп. |
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, при разработке и утверждении аукционной документации электронного аукциона N0344300108117000009 заказчиком были допущены нарушения требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
1. В нарушение п.15 ст.44 ФЗ "О контрактной системе...", в информационной карте аукционной документации заказчиком установлено требование о представлении участниками закупки обеспечения исполнения заявки в размере 3% начальной максимальной цены контракта.
2. В аукционной документации заказчика не установлены дополнительные требования к участникам электронного аукциона в части наличия у участников закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе, а также не установлено требование к участникам закупки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, что является нарушением ч.4 ст.31, ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", пункта 2 Приложения N1 постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г.).
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными в ходе проведения электронного аукциона, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт ЕИС):
- дата размещения извещения о проведении электронного аукциона - 21.11.2017 г.;
- дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 07.12.2017 г.;
- на участие в электронном аукционе поступило 7 заявок;
- по результатам рассмотрения первых частей аукционных заявок, заявки всех участников закупки допущены аукционной комиссией к участию в электронном аукционе;
- 11.12.2017 г. состоялась процедура проведения электронного аукциона. Победителем электронного аукциона - участником закупки с порядковым номером 7 предложена цена заключения контракта 15 917 881 руб. 85 коп.
- заявки 5 участников признаны аукционной комиссией заказчика соответствующими требованиям аукционной документации по результатам рассмотрения вторых частей аукционных заявок;
- победителем электронного аукциона был признан участник N7 - ООО "СтройТрест"; лучшее предложение о цене контракта после победителя электронного аукциона сделано участником N4 - ООО "ПКФ "СТИФ-С";
- на дату рассмотрения дела заказчиком контракт с победителем электронного аукциона не заключен.
1. В соответствии с п.4 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.15 ст.44 ФЗ "О контрактной системе..." в случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ "О контрактной системе_" и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.
Следовательно, если закупка осуществляется в соответствии со ст.30 ФЗ "О контрактной системе..." и участником закупки является субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно содержанию извещения о проведении электронного аукциона, размещенного на официальном сайте ЕИС, заказчиком установлен размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе - 565 131 руб. 90 коп., что составляет 3% начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 24 раздела III "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчиком также установлен размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе "в размере 3% начальной (максимальной) цены контракта и составляет 565 131 рубль 90 копеек".
В то же время, согласно информации извещения о проведении электронного аукциона, размещенного на официальном сайте ЕИС, п.9, п.21 информационной карты аукционной документации заказчиком установлены ограничения участия (преимущества) субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со ст.30 ФЗ "О контрактной системе...").
Таким образом, одновременно установив преимущества для участников закупки в соответствии с положениями ст.30 ФЗ "О контрактной системе..." и размер обеспечения заявки свыше двух процентов начальной (максимальной) цены контракта, заказчик нарушил требования ч.15 ст.44 ФЗ "О контрактной системе...".
Допущенное заказчиком нарушение повлекло нарушение законных прав и интересов участников закупки, так как, согласно материалов дела, всеми участниками было перечислено обеспечение заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в размере 3% начальной максимальной цены контракта.
При таких обстоятельствах, довод жалобы ООО "Перспектива" обоснован.
2. Согласно п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе...", в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 ФЗ "О контрактной системе...", указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
Как установлено ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч.2 и 2.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Как установлено ч.5 ст.31, ст.63, ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", информация об установленных требованиях в соответствии с ч.ч.1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно п.2 Приложения N1 к постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливаются дополнительные требования, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Кроме того, в соответствии с п.2 Приложения N1 к постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., к участникам электронного аукциона установлены следующие требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
"копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитально строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
По смыслу приведенных положений постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., следует, что такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектом закупки являются работы строительные (к которым относятся и работы по реконструкции и ремонту зданий), в случае если такие работы включены в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
То есть законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен механизм, позволяющий выбирать квалифицированного подрядчика при осуществлению закупок по строительству.
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона N0344300108117000009, предметом закупки является "Выполнение работ по реконструкции объекта "Реконструкция школы с размещением дополнительной классной комнаты на 25 учащихся младших классов по адресу: п. Горшечное, пер. Школьный, д.1" с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 10 000 000 рублей (18 837 730 руб. 00 коп.).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N0344300108117000009, заказчик определил, что вид работ, являющихся предметом закупки, относится по ОКПД2 к коду 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Данный код с 01.01.2017 г. исключен из ОКПД2.
Как пояснили представители заказчика, данный код ОКПД2 указан в извещении о проведении электронного аукциона ошибочно.
Комиссия отмечает, что положениями норм статей 42, 63 ФЗ "О контрактной системе...", регламентирующими содержание извещения о проведении электронного аукциона, не установлены требования к указанию в извещении об осуществлении закупки кода закупаемого товара, работы, услуги по ОКПД2, а также не установлены требования к порядку присвоения такого кода.
Таким образом, не указание в извещении о проведении электронного аукциона кода ОКПД2, указание кода ОКПД2, не в полной мере относящегося к предмету закупки, указание неверного кода ОКПД2 само по себе не нарушает положения ФЗ "О контрактной системе...".
Вместе с тем, Комиссия признает заказчика нарушившим требования ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе...", так как действия заказчика противоречат принципу контрактной системы о необходимости размещения в ЕИС полной и достоверной информации.
Определения понятий "объекта капитального строительства", "строительство", "реконструкция", "капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации
По состоянию на дату размещения извещения об обжалуемой закупке, работы, определенные заказчиком в описании объекта закупки в качестве предмета торгов включены в подкласс 41.2 "Здания и работы по возведению зданий" на которое распространяются требования постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г.
Указанное не отрицалось представителями заказчика в ходе рассмотрения дела N320/2017.
Таким образом, в соответствии с требованиями ч.2, ч.4 ст.31, п.6 ч.5 ст.63, ч.1, ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", пункта 2 Приложения N1 постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., заказчик в извещении, аукционной документации обязан был установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п.2 Приложения N1 к постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., установить требование о необходимости представления участниками закупки в составе вторых частей аукционных заявок, документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", или копии этих документов.
Не установив указанные требования, заказчик нарушил ч.2, ч.4 ст.31, п.6 ч.5 ст.63, ч.1, ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_".
Как установлено Комиссией, данные действия заказчика привели к невозможности объективного проведения процедуры отбора участников электронного аукциона, в порядке, определенном ст.69 ФЗ "О контрактной системе...".
Так, участники, занявшие 2, 3, 5 место по результатам электронного аукциона, в составе вторых частей аукционных заявок представили документы, подтверждающие опыт работ. Победитель электронного аукциона, а также участник, занявший 4 место, таких документов не представили.
Вместе с тем, аукционная комиссия заказчика, руководствуясь аукционной документацией, в которой дополнительные требования к участникам отсутствовали, приняла решение о соответствии всех участников требованиям аукционной документации.
Рассмотрев копии документов, представленные заказчиком в ходе рассмотрения дела, полученные, согласно пояснениям заказчика, по устному запросу заказчика от ООО "Строй Трест", подтверждающие опыт выполнения работ победителем электронного аукциона, Комиссия установила, что представленные документы не соответствуют требованиям пункта 2 Приложения N1 постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г. Кроме того, указанные документы не заверены участником - ООО "Строй Трест".
Признание заявок участников закупки, не подтвердивших опыт работ, соответствующими требованиям аукционной документации, противоречит требованию ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г. и влечет нарушение законных прав и интересов заказчика.
Вместе с тем, устранение допущенных нарушений способом отмены протокола рассмотрения вторых частей аукционных заявок и пересмотром заявок с учетом требований ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., противоречит требованию ч.1 ст.69 ФЗ "О контрактной системе..." и повлечет нарушение законных прав и интересов участников закупки, в том числе победителя электронного аукциона, добросовестно подавших заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
При таких обстоятельствах, допущенные заказчиком при формировании и утверждении аукционной документации нарушения требований ФЗ "О контрактной системе...." влекут нарушение прав и интересов участников закупки и самого заказчика, в связи с чем ранее по делу N320/2017 Комиссией принято решение о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении допущенных нарушений способом внесения изменений в содержание извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации.
Таким образом, довод жалобы заявителя является обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В силу ч.1 ст.23 ФЗ "О контрактной системе_" идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных ФЗ "О контрактной системе_".
В нарушение требования ч.1 ст.23 ФЗ "О контрактной системе..." заказчиком в проекте контракта не указан идентификационный код закупки.
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99, статьей 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на действия заказчика - муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Жиронкина" Горшеченского района Курской области обоснованной.
2. Признать заказчика - муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Жиронкина" Горшеченского района Курской области нарушившим требования ч.3 ст.7, ч.1 ст.23, ч.2, ч.4 ст.31, ч.15 ст.44, п.6 ч.5, ст.63, ч.1, ч.3 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"
3. Учитывая, что предписание об устранении нарушений, допущенных заказчиком при проведении электронного аукциона N0344300108117000009, выдано по результатам рассмотрения дела N320/2017, повторно предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе заказчику - муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Жиронкина" Горшеченского района Курской области не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Передать копию решения и предписания в Прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
_
_
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 13 декабря 2017 г. N 322/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2017