Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница N 40 Курортного района" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Торговый дом "Виал" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 29127-ЭП/17 от 06.12.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку N74 лекарственных средств в СПб ГБУЗ "Городская больница N 40" в 2018 году (извещение номер 0372200047717000345) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.11.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200047717000345. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 425 594,00 рублей.
В жалобе ООО "Торговый дом "Виал" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении требований к товару, поставка которого является предметом закупки, которые ограничивают количество участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Документация о закупке в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Заказчиком установлены следующие требования к товару к международным непатентованным наименованием "Йопамидол": "Раствор для внутрисосудистого введения 300 мг/мл, 100 мл - флаконы (1) - пачки картонные. Показания к применению, виды диагностики: Венография, Церебральная ангиография (артериография), Коронарная ангиография (артериография), Контрастное усиление при компьютерной томографии. Отсутствие побочных эффектов со стороны сердечно-сосудистой системы, таких как артериальная гипертензия, ишемия миокарда, желудочковая аритмия, снижение сократительной функции миокарда, сердечная недостаточность, артериальный тромбоз и постфлебографический тромбофлебит. Отсутствие побочных эффектов со стороны нервной системы, таких как преходящее нарушение ориентации в пространстве, кортикальная слепота, менингизм. Отсутствие побочных эффектов со стороны кожных покровов, таких как синдром Стивенса-Джонсона. Отсутствие побочных реакций со стороны мочевыделительной системы, таких как анурия, олигурия, гематурия. Товар должен соответствовать требованиям к эквивалентности согласно пункту 2.1.1. части III документации об аукционе. Товар должен соответствовать требованиям к безопасности согласно подпункту 4 пункта 2.1.3. части III документации об аукционе. Инструкция по применению товара должна быть на русском языке и соответствовать актуальным сведениям Государственного реестра лекарственных средств.
Раствор для внутрисосудистого введения 370 мг/мл, 100 мл - флаконы (1) - пачки картонные. Показания к применению, виды диагностики: Венография, Церебральная ангиография (артериография), Коронарная ангиография (артериография), Контрастное усиление при компьютерной томографии.Товар должен соответствовать требованиям к эквивалентности согласно пункту 2.1.1. части III документации об аукционе. Товар должен соответствовать требованиям к безопасности согласно подпункту 4 пункта 2.1.3. части III документации об аукционе. Инструкция по применению товара должна быть на русском языке и соответствовать актуальным сведениям Государственного реестра лекарственных средств".
Заказчиком даны следующие пояснения в части необходимости установлении показателей к данному товару:
"Требования к препарату обусловлены объективными потребностями, что подтверждается следующими обстоятельствами:
Высокая концентрация йода обеспечивает наиболее высокую степень контрастирования, качественную визуализацию. Исследования F.Cademartiri и соавт. показали значительное увеличение степени контрастирования просвета коронарных артерий при увеличении концентрации контрастного средства. Такая же зависимость была обнаружена и при сравнении контрастирвоания аорты и ее ветвей при изменении концентрации контрастного средства (МСКТ- ангиография: оптимизированные протоколы исследования коронарных артерий, сердца, аорты, сосудов шеи и головного мозга, Г.Г.Кармазановский, Е.В.Кондратьев).
Такие виды диагностики, как:
- ангиокардиография и левая вентрикулография, взрослые, дети;
- цифровая субтракционная ангиография (DSA), левая вентрикулография, взрослые, дети;
- цифровая субтракционная ангиография (DSA), селективная коронарная артериография при внутриартериальной DSA принципиально требуются Заказчику для принятия решения о наличии показаний к выполнению дорогостоящих, в рамках установленных квот по численности, высокотехнологичных операций, определения целесообразности, тактики и объема лечения для пациентов с социально-значимыми сердечно-сосудистыми заболеваниями, ведущими к летальному исходу при неправильной и несвоевременной диагностике, требующими медицинского вмешательства и постоянного контроля, легочная гипертензия, порок клапана легочной артерии, легочная артериовенозная фистула, стенокардия, острый коронарный синдром, трансплантация сердца, пациенты, успешно реанимированные после внезапной сердечной смерти, пациенты со стенокардией и подозрением на наличие ИБС, аневризма левого желудочка после инфаркта миокарда, кардиомиопатии, пороки аортального клапана, пороки митрального клапана, дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП) - один из часто встречающихся врожденных пороков сердца.
Метод церебральной ангиографии, предполагающий визуализацию сосудов головного мозга принципиально важен для пациентов с нарушениями мозгового кровообращения, такими как ишемический инсульт, гемморагический инсульт, аневризма и т.д., ведущими к летальному исходу при неправильной и несвоевременной диагностике,
- для осуществления безопасной диагностики для Заказчика принципиально важен препарат, который у пациентов групп риска не имеет наиболее тяжелых побочных эффектов:
- со стороны сердечно-сосудистой системы - артериальная гипертензия, ишемия миокарда, желудочковая аритмия, снижение сократительной функции миокарда, сердечная недостаточность, артериальный тромбоз - перечисленные побочные реакции способствуют нарушению сердечного ритма, это ведет к ухудшению качества визуализации.
- со стороны нервной системы - преходящее нарушение ориентации в пространстве или кортикальная слепота, менингизм - пациент после проведения диагностических мероприятий направляется по постоянному месту жительства, наличие перечисленных эффектов может привести к опасным осложнениям в отсутствие наблюдения со стороны медицинского персонала;
- со стороны кожных покровов - синдром Стивенса-Джонсона - опасная для жизни форма токсического эпидермального некролиза, при которой отмирающие клетки эпидермиса отделяются от дермы.
- со стороны мочевыделительной системы, таких как анурия, олигурия, гематурия - влияние на период выведения, и дальнейшее развитие почечной недостаточности.
- со стороны лабораторных показателей - тробоцитопения, анемия".
В рассматриваемом случае, установление Заказчиком требований к товару обусловлено необходимостью Заказчика получить товар, полностью удовлетворяющего его потребности. Каких-либо оснований сомневаться в наличии у Заказчика такой потребности у Комиссии УФАС не имеется.
Ограничивающие конкуренцию действия могут быть совершены только на определенном товарном рынке, правовое значение приобретают установление (выяснение) их нормативно-закрепленных признаков. Заявителем, несмотря на представленную Комиссией УФАС возможность предоставить необходимые доказательства для подтверждения данного довода жалобы, не представлено каких-либо доказательств того, что требования, технического задания Заказчика ограничивают конкуренцию и могут быть исполнены фактически одним хозяйствующим субъектом.
По смыслу приведенных нормативных положений определение характеристик товара относится к компетенции заказчика с учетом его конкретных объективных потребностей. Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию лотов на поставку лекарственных средств в соответствии с его объективными потребностями, спецификой деятельности, необходимостью бесперебойного и своевременного обеспечения пациентов лекарственными средствами при соблюдении ограничений, установленных законодательством.
При этом Закон о контрактной системе не запрещает устанавливать требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара и не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем зарегистрированным на территории Российской Федерации лекарственным препаратам с МНН "Йопамидол", всех производителей, представленных на рынке.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, документов подтверждающих факт того, что требования, указанные в техническом задании Заказчика ограничивают количество участников закупки, противоречат потребностям Заказчика Заявителем не представлено. Следовательно, жалоба является необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Торговый дом "Виал" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2017 г. N 44-5035/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2017