Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 29377-ЭП/17 от 08.12.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путём проведения открытого конкурса на оказание услуг по обязательному государственному личному страхованию работников для обеспечения деятельности подразделений Государственной противопожарной службы в Санкт-Петербурге (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального законаот 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 20.11.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005217000227. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 182 608, 92 рублей.
В жалобе АО "СОГАЗ" Санкт-Петербургский филиал указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в частности, податель жалобы полагает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии лицензии на право осуществления страховой деятельности по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья работников Государственной противопожарной службы. Также Заявитель полагает, что Заказчиком установлен подкритерий "Квалификация участников закупки", который не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и даёт преимущество отдельным участникам закупки.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Пункт 4 Части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации содержит установленное Заказчиком требование к участникам рассматриваемого конкурса о наличии действующей лицензии на право осуществления страховой деятельности по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья работников Государственной противопожарной службы.
Требование установлено в соответствии с п.1. статьи 32 Федерального закона N 4015-1 от 27.11.1992 г. (ред. от 30.10.2009) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (опубликовано в "Российской газете" - N 6 от 12.01.1993).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон о страховании), лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона о страховании, лицензия выдается страховой организации на осуществление вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", Страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее - страховщики) могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования.
Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из содержания Части 3 "Техническое задание" конкурсной документации следует, что предметом рассматриваемого конкурса являются услуги по оказанию услуг по обязательному государственному личному страхованию работников для обеспечения деятельности подразделений Государственной противопожарной службы.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика, выразившихся в установлении требований к участникам рассматриваемого конкурса о наличии действующей лицензии на право осуществления страховой деятельности по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья работников Государственной противопожарной службы нарушения требований Закона о контрактной системе.
2. Кроме того, Комиссия УФАС находит необоснованным утверждение подателя жалобы о том, что установленный Заказчиком критерий "Квалификация участника закупки" не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и создаёт преимущество для отдельных участников рассматриваемой закупки.
Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
Заказчиком в п.п. 7 п. 11 части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации установлен критерий "Квалификация участников закупки".
Оценка Заявок по критерию "Квалификация участников закупки" осуществляется с применением следующих показателей:
N п/п |
Показатель критерия |
Максимальное значение |
1. |
Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера. Количество контрактов (договоров) по страхованию лиц, подлежащих обязательному государственному страхованию, заключенных в 2015 - 2017 гг. (шт.) |
50% |
2. |
Деловая репутация по успешному оказанию услуг сопоставимого характера Количество положительных отзывов страхователей о качестве оказываемых услуг по договорам страхования жизни и здоровья лиц, подлежащих обязательному государственному страхованию, полученные в 2015-2017 гг. (шт.) |
50% |
Оценка заявки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера" Количество контрактов (договоров) по страхованию лиц, подлежащих обязательному государственному страхованию, заключенных в 2015 - 2017 гг." осуществляется на основании данных, указанных в Форме N 4 "Квалификация участника закупки". Участнику закупки, представившему наибольшее количество договоров (контрактов), присваивается максимальное количество баллов - 50, остальным участникам размещения заказа баллы рассчитываются по формуле:
,
где:
НЦБi -рейтинг, присуждаемый i - й заявке по указанному критерию
КЗ - коэффициент значимости показателя.
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Дробное значение показателя округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Оценка заявки по показателю "Деловая репутация по успешному оказанию услуг сопоставимого характера". Количество положительных отзывов страхователей о качестве оказываемых услуг по договорам страхования жизни и здоровья лиц, подлежащих обязательному государственному страхованию, полученные в 2015-2017 гг. (шт.)" осуществляется на основании данных, указанных в Форме N 4 "Квалификация участника закупки" Участнику закупки, представившему наибольшее количество отзывов, присваивается максимальное количество баллов - 50, остальным участникам размещения заказа баллы рассчитываются по формуле:
,
где:
НЦБi -рейтинг, присуждаемый i - й заявке по указанному критерию
КЗ - коэффициент значимости показателя.
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Дробное значение показателя округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Наличие положительных отзывов страхователей о качестве оказываемых услуг по договорам страхования жизни и здоровья лиц, подлежащих обязательному государственному страхованию, полученные в 2015-2017 гг. (шт.) подтверждается приложением их копий. Непредставление в составе заявки копий положительных отзывов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако в данном случае заявка по указанному критерию оцениваться не будет.
В случае расхождения данных (по количеству) представленных в Форме
N 4 "Квалификация участника закупки" и копиях положительных отзывах, учитываться будут копии положительных отзывов.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по указанным показателям, определяется по формуле:
Цci = НЦБ1.i+НЦБ2.i
где:
Цci - количество баллов текущей заявки по критерию квалификация Участника;
НЦБ1.i - количество баллов текущей заявки по показателю Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера (количество контрактов, шт.);
НЦБ2.i - количество баллов текущей заявки по показателю Деловая репутация по успешному оказанию услуг сопоставимого характера (количество, шт.).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Изучив выше описанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленный в конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в конкурсе не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Кроме того, Комиссия УФАС установила, что спорный критерий оценки не препятствует участию в конкурсе и не означает невозможность стать победителем, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен на выбор победителем конкурса того, кто предоставил наилучшие условия выполнения работ, в связи с чем довод Заявителя Комиссия УФАС находит необоснованным.
Кроме того, Комиссия УФАС констатирует, что как следует из прокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 11.12.2017 на процедуру торгов было подано две заявки, при этом Заявитель соответствующей заявки на участие в конкурсе не подавал. Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об ограничении количества участников рассматриваемого конкурса.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "СОГАЗ" Санкт-Петербургский филиал необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 декабря 2017 г. N 44-5044/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017