Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "МСП" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 29563-ЭП/17 от 11.12.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, и входной группы приемного отделения (Вход N2), находящихся по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.10.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100041317000453. Начальная (максимальная) цена контракта - 20 170 100,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Согласно доводам 1, 2 жалобы Заявитель указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Согласно п. 320.1 "Мат, используется при выполнении работы по строке 45 раздела 1 Локального сметного расчета N 4" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Конструкция Установлено требование к значению Изделие должно состоять из основы и покрытия. Изготовление Установлено требование к значению Основа должна быть изготовлена из каменой ваты на основе базальтовых пород. Покрытие должно быть выполнено из сетки и алюминиевой фольги. Группа горючести Установлено требование к значению НГ, которое не может изменяться.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 21880-2011.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлено требование о наличии алюминиевой фольги, при этом установлено требование к группе горючести НГ, что не соответствует ГОСТ 21880-2011.
В соответствии с п. 4.2.4 ГОСТ 21880-2011 "Маты из минеральной ваты прошивные теплоизоляционные. Технические условия" маты (кроме матов с обкладкой из алюминиевой фольги) относятся к группе негорючих материалов (НГ). Маты с обкладкой из алюминиевой фольги относятся к группе горючести Г1. Согласно доводам Заказчика п. 4.2.4 ГОСТ 21880-2011 не содержит указание на то, что маты с обкладкой из комбинированных материалов относятся к группе горючести Г1.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что ГОСТ 21880-2011, в том числе п. 4.2.4, не содержит указание на то, что для комбинированных материалов, которые содержат алюминиевую фольгу, группа горючести - НГ.
На основании п. 4.2.4 ГОСТ 21880-2011 Комиссия УФАС приходит к выводу, что вне зависимости от процентного содержания в составе обкладки алюминиевой фольги, такая обкладка относится к группе горючести Г1.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 89.2 "Плитка, используется при выполнении работы по строке 118 раздела 3 Локального сметного расчета N 1" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Высота рифлений на монтажной поверхности установлено требование к максимально допустимому значению 0,3 мм", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 6141-91.
В соответствии с пп. 1.4.6 ГОСТ 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия" плитки должны иметь на монтажной поверхности рифления высотой не менее 0,3 мм.
Таким образом, Заказчиком установлено максимально допустимое значение высоты рифлений на монтажной поверхности, которое является минимальным значение, установленным в ГОСТ 6141-91.
Согласно доводам Заказчика в соответствии с пп. 1.3.3 ГОСТ 6141-91 по согласованию изготовителя с потребителем допускается изготовление плиток и фасонных деталей других размеров и формы, следовательно, данный пункт ГОСТ 6141-91 позволяет установить требования к значению показателя не в соответствии с пп. 1.4.6 ГОСТ 6141-91.
Вместе с тем, пп. 1.3.3 ГОСТ 6141-91 установлен в п. 1.3 "Основные параметры и размеры". Следовательно, указанное исключение относится к значениям показателей основных параметров и размеров. При этом требование к значению показателя высоты рифлений на монтажной поверхности установлено в п. 1.4 "Характеристики" ГОСТ 6141-91, который не содержит аналогичное исключение.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к конкретным показателям товаров, например, по п. 567.2 Приложения N 2 к Техническому заданию в формате, которые не позволяет осуществить поиск и копирование.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок без взимания платы.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пп. в) п. 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Кроме того, согласно п. 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Также согласно пп. л) и м) п. 14 правил функционирования единой информационной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта единой информационной системы должны обеспечивать:
возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
На основании изложенного, если документация о закупке, размещенная заказчиком в единой информационной системы, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования и поиска фрагментов), данное действие нарушает положения Закона о контрактной системе.
Заказчиком опубликована документация о закупке в формате *pdf, который позволяет осуществлять поиск и копирование произвольных фрагментов текста. При этом в связи с ограничениями объема загружаемых в единую информационную систему файлов Заказчиком, документация о закупке разделена на несколько заархивированных файлов. Оспариваемые Заявителем показатели содержатся в различных файлах на страницах следующих поочередно.
Комиссия УФАС установила, что документация о закупке позволяет осуществлять поиск и копирование произвольных фрагментов текста.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам Заявителя документация о закупке не содержит порядок заполнения показателей, требования к которым установлены Заказчиком с использованием союза "или".
Например, согласно п. 479.4 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующее требование к товару: "Установлено требование к варианту значений Ж или ПЖ".
Анализ инструкции по заполнению первой части заявки показал, что Заказчиком не установлен порядок заполнения показателей, требования к которым установлены с использованием союза "или". Вместе с тем, данные требования к товарам сопровождаются указанием на то, что показатель является показателем, для которого установлены варианты значений.
Согласно инструкции Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "Показатели, требование к которым включает варианты значений е показатели, по которым Участник закупки в заявке обязан представить конкретное значение и единицу измерения (при наличии), которые соответствуют требованиям документации, выбранное из предложенных заказчиком вариантов.".
Следовательно, инструкция содержит порядок заполнения показателей, требования к которым установлены с использованием союза "или".
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МСП" частично обоснованной в части доводов об установлении в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 декабря 2017 г. N 44-5106/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2017