Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "Детский научно-клинический центр инфекционных болезней Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик):
ООО "Клипер" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 29263-ЭП/17 от 07.12.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного на оказание услуг по стирке и дезинфекции белья (извещение номер 0372100001917000133) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.11.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100001917000133. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 662 150,00 рублей.
В жалобе ООО "Клипер" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки в отношении ряда товаров, а именно:
- по позиции 1 "Кондиционер для белья";
- по позиции 2 "Универсальная моющая добавка для стирки (для всех видов тканей)";
- по позиции 4 "Дезинфицирующее средство при высоких температурах стирки";
- по позиции 5 "Ополаскиватель для белья";
- по позиции 9 "Вспомогательное моющее средство для улучшения полоскания и удаления зольности с белья";
- по позиции 10 "Дезинфекционное и отбеливающее средство";
- по позиции 11 "Мягкое нейтрализующее средство для белья";
- по позиции 13 "Вспомогательное моющее средство для удаления трудновыводимых жировых пятен и минеральных масел";
- по позиции 31 "Вспомогательное моющее средство для удаления крови и жира с хлопчатобумажных и смешанных тканей";
- по позиции 32 "Моющее средство для профессионального удаления зольности с белья".
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона о контрактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 1 "Товары, используемые при оказании услуг по стирке и дезинфекции белья" к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции 2 "Универсальная моющая добавка для стирки (для всех видов тканей)" Заказчиком установлены требования: "Гранулированный порошок/жидкость смешивается с водой. Вязкость: требуется от 2,74 Пз, до 2,91 Пз".
При этом вязкостью является свойство текучих тел (жидкостей и газов) оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой, следовательно, такое свойство нехарактерно для вещества в форме гранулированного порошка.
К товару по позиции 4 "Дезинфицирующее средство при высоких температурах стирки" Заказчиком установлены требования: "Состав продукта: пероксид водорода 8-20%. Форма: требуется жидкая или гранулированный порошок".
При этом пероксид водорода является жидкостью, следовательно, форма в виде гранулированного порошка нехарактерна для данного продукта.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком установлены противоречивые требования в отношении товаров по позициям по позициям 2 "Универсальная моющая добавка для стирки (для всех видов тканей)" и 4 "Дезинфицирующее средство при высоких температурах стирки", что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки и в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе. Данные доводы жалобы являются обоснованными.
Заявитель указывает на нарушение правил описания объекта закупки в отношении товаров по позициям 1 "Кондиционер для белья", 5 "Ополаскиватель для белья", 9 "Вспомогательное моющее средство для улучшения полоскания и удаления зольности с белья", 10 "Дезинфекционное и отбеливающее средство", 11 "Мягкое нейтрализующее средство для белья", 13 "Вспомогательное моющее средство для удаления трудновыводимых жировых пятен и минеральных масел", 31 "Вспомогательное моющее средство для удаления крови и жира с хлопчатобумажных и смешанных тканей" и 32 "Моющее средство для профессионального удаления зольности с белья".
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение вышеуказанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенных доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании требований к необходимым товарам. Таким образом, данные доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 12, 13, 19, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Клипер" обоснованной в части доводов о нарушении правил описания объекта закупки в отношении товаров по позициям 2 "Универсальная моющая добавка для стирки (для всех видов тканей)" и 4 "Дезинфицирующее средство при высоких температурах стирки".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 декабря 2017 г. N 44-5080/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2017