Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Родильный дом N 16" (далее - Заказчик):
ООО "МонтажКомплект" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 29277-ЭП/17 от 07.12.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту эвакуационных выходов N 1 и N 2 СПб ГБУЗ "Родильный дом N 16" (извещение номер 0372200026417000057) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 24.11.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200026417000057. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 341 344,31 рублей.
В жалобе ООО "МонтажКомплект" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок N 1 от 05.12.2017 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно п. 3.1.3 раздела 3 части I и части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, сведения о конкретных показателях товаров (материалов), соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение N 3 к Техническому заданию).
В Приложении N 3 к Техническому заданию аукционной документации по позиции N 42 "Блок оконный в соответствии с пунктом 92 ресурсной ведомости" установлены, в том числе, следующие требования: "Комплект устройства открывания - должен состоять из запорный механизм, поворотная петля, петля-уголок, декоративный колпачок петли-уголка, верхняя петля на коробке, штифт, декоративный колпачок верхней петли на коробке, нижняя петля на створке, декоративный колпачок нижней петли на створке, нижняя петля на коробке, короткий декоративный колпачок нижней петли на коробке, длинный декоративный колпачок нижней петли на коробке, оконная ручка, средний прижим, запорная планка или поворотный механизм, концевой запор, средний запор, поворотная петля, петля-уголок, декоративный колпачок петли-уголка, верхняя петля на коробке, штифт, декоративный колпачок верхней петли на коробке, нижняя петля на створке, декоративный колпачок нижней петли на створке, нижняя петля на коробке, короткий декоративный колпачок нижней петли на коробке, длинный декоративный колпачок нижней петли на коробке, оконная ручка, средний прижим, запорная планка, поворотно- откидная запорная планка или ручка, запорно-откидное устройство, запорно-откидная пластина, угловой удлинитель, привод, угловая передача, ножницы, ножничная петля, опора ножничной петли, штифт опоры ножничной петли, декоративные накладки, врезная петля, опора нижней петли, приподниматель створки, запорная пластина, предохранитель ошибочного действия, промежуточная передача" (N пункта 46 в таблице 1, соответствующий номеру товара).
В заявке участник закупки представил по позиции N 42 "Блок оконный в соответствии с пунктом 92 ресурсной ведомости", в том числе, следующие сведения: "Комплект устройства открывания - состоит из запорный механизм, поворотная петля, петля-уголок, декоративный колпачок петли-уголка, верхняя петля на коробке, штифт, декоративный колпачок верхней петли на коробке, нижняя петля на створке, декоративный колпачок нижней петли на створке, нижняя петля на коробке, короткий декоративный колпачок нижней петли на коробке, длинный декоративный колпачок нижней петли на коробке, оконная ручка, средний прижим, поворотный механизм, концевой запор, средний запор, поворотная петля, петля-уголок, декоративный колпачок петли-уголка, верхняя петля на коробке, штифт, декоративный колпачок верхней петли на коробке, нижняя петля на створке, декоративный колпачок нижней петли на створке, нижняя петля на коробке, короткий декоративный колпачок нижней петли на коробке, длинный декоративный колпачок нижней петли на коробке, оконная ручка, средний прижим, запорная планка, поворотно- откидная запорная ручка, запорно-откидное устройство, запорно-откидная пластина, угловой удлинитель, привод, угловая передача, ножницы, ножничная петля, опора ножничной петли, штифт опоры ножничной петли, декоративные накладки, врезная петля, опора нижней петли, приподниматель створки, запорная пластина, предохранитель ошибочного действия, промежуточная передача".
При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, в случае использования "или", "/", "либо" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя. Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований.
Таким образом, не указав по позиции N 42 "Блок оконный в соответствии с пунктом 92 ресурсной ведомости" одно из альтернативных значений показателя "Комплект устройства открывания", тем самым допустив двусмысленное толкование значения такого показателя, участник закупки предоставил информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, использующихся при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции 42 "Блок оконный" Заказчиком установлено требование: "Комплект устройства открывания - должен состоять из запорный механизм, поворотная петля, петля-уголок, декоративный колпачок петли-уголка, верхняя петля на коробке, штифт, декоративный колпачок верхней петли на коробке, нижняя петля на створке, декоративный колпачок нижней петли на створке, нижняя петля на коробке, короткий декоративный колпачок нижней петли на коробке, длинный декоративный колпачок нижней петли на коробке, оконная ручка, средний прижим, запорная планка или поворотный механизм, концевой запор, средний запор, поворотная петля, петля-уголок, декоративный колпачок петли-уголка, верхняя петля на коробке, штифт, декоративный колпачок верхней петли на коробке, нижняя петля на створке, декоративный колпачок нижней петли на створке, нижняя петля на коробке, короткий декоративный колпачок нижней петли на коробке, длинный декоративный колпачок нижней петли на коробке, оконная ручка, средний прижим, запорная планка, поворотно-откидная запорная планка или ручка, запорно-откидное устройство, запорно-откидная пластина, угловой удлинитель, привод, угловая передача, ножницы, ножничная петля, опора ножничной петли, штифт опоры ножничной петли, декоративные накладки, врезная петля, опора нижней петли, приподниматель створки, запорная пластина, предохранитель ошибочного действия, промежуточная передача. Соответствие НТД должно быть - ГОСТ 30777-2012, ГОСТ 30673-2013, ГОСТ 30674-99, ГОСТ 23166-99, ГОСТ 538-2014".
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе.
Согласно положениям инструкции "в случае установления требования к значению показателя в Приложении N 3 к Техническому заданию с применением слов/знаков "или", "и/или", "/", "либо", указывающих на альтернативность значения, (за исключением случаев: когда знак "/" стоит в единице измерения и в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби; при указании марки товара; вход(-ов)/выход(-ов); при описании лакокрасочного покрытия с использованием частицы "без") потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, используемого при выполнении работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика); в случае использования "или", "/", "либо" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя, а в случае использования "и/или" - одно или несколько значений".
Таким образом, в отношении показателя "Комплект устройства открывания" участникам закупки надлежало предоставить одно из альтернативных значений.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной позиции им предложен товар с характеристикой "Комплект устройства открывания - состоит из запорный механизм, поворотная петля, петля-уголок, декоративный колпачок петли-уголка, верхняя петля на коробке, штифт, декоративный колпачок верхней петли на коробке, нижняя петля на створке, декоративный колпачок нижней петли на створке, нижняя петля на коробке, короткий декоративный колпачок нижней петли на коробке, длинный декоративный колпачок нижней петли на коробке, оконная ручка, средний прижим, поворотный механизм, концевой запор, средний запор, поворотная петля, петля-уголок, декоративный колпачок петли-уголка, верхняя петля на коробке, штифт, декоративный колпачок верхней петли на коробке, нижняя петля на створке, декоративный колпачок нижней петли на створке, нижняя петля на коробке, короткий декоративный колпачок нижней петли на коробке, длинный декоративный колпачок нижней петли на коробке, оконная ручка, средний прижим, запорная планка, поворотно-откидная запорная ручка, запорно-откидное устройство, запорно-откидная пластина, угловой удлинитель, привод, угловая передача, ножницы, ножничная петля, опора ножничной петли, штифт опоры ножничной петли, декоративные накладки, врезная петля, опора нижней петли, приподниматель створки, запорная пластина, предохранитель ошибочного действия, промежуточная передача". При этом характеристика "поворотно-откидная запорная ручка" не соответствует требованиям документации, в том числе, ввиду ее несоответствия установленным государственным стандартам.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки закупки (на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе) были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
К товару по позиции 42 "Блок оконный" Заказчиком установлено требование: "Комплект устройства открывания - должен состоять из запорный механизм, поворотная петля, петля-уголок, декоративный колпачок петли-уголка, верхняя петля на коробке, штифт, декоративный колпачок верхней петли на коробке, нижняя петля на створке, декоративный колпачок нижней петли на створке, нижняя петля на коробке, короткий декоративный колпачок нижней петли на коробке, длинный декоративный колпачок нижней петли на коробке, оконная ручка, средний прижим, запорная планка или поворотный механизм, концевой запор, средний запор, поворотная петля, петля-уголок, декоративный колпачок петли-уголка, верхняя петля на коробке, штифт, декоративный колпачок верхней петли на коробке, нижняя петля на створке, декоративный колпачок нижней петли на створке, нижняя петля на коробке, короткий декоративный колпачок нижней петли на коробке, длинный декоративный колпачок нижней петли на коробке, оконная ручка, средний прижим, запорная планка, поворотно-откидная запорная планка или ручка, запорно-откидное устройство, запорно-откидная пластина, угловой удлинитель, привод, угловая передача, ножницы, ножничная петля, опора ножничной петли, штифт опоры ножничной петли, декоративные накладки, врезная петля, опора нижней петли, приподниматель створки, запорная пластина, предохранитель ошибочного действия, промежуточная передача".
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе.
Согласно положениям инструкции по заполнению первой части заявки:
"в случае установления требования к значению показателя в Приложении N 3 к Техническому заданию с применением слов/знаков "или", "и/или", "/", "либо", указывающих на альтернативность значения, (за исключением случаев: когда знак "/" стоит в единице измерения и в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби; при указании марки товара; вход(-ов)/выход(-ов); при описании лакокрасочного покрытия с использованием частицы "без") потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, используемого при выполнении работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика); в случае использования "или", "/", "либо" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя, а в случае использования "и/или" - одно или несколько значений".
Положениями инструкции не установлено каким образом можно установить альтернативные значения "запорная планка" или "поворотный механизм" и т.д., либо "должен состоять из запорный механизм, поворотная петля, петля-уголок, декоративный колпачок петли-уголка, верхняя петля на коробке, штифт, декоративный колпачок верхней петли на коробке, нижняя петля на створке, декоративный колпачок нижней петли на створке, нижняя петля на коробке, короткий декоративный колпачок нижней петли на коробке, длинный декоративный колпачок нижней петли на коробке, оконная ручка, средний прижим, запорная планка" или "поворотный механизм, концевой запор, средний запор, поворотная петля, петля-уголок, декоративный колпачок петли-уголка, верхняя петля на коробке, штифт, декоративный колпачок верхней петли на коробке, нижняя петля на створке, декоративный колпачок нижней петли на створке, нижняя петля на коробке, короткий декоративный колпачок нижней петли на коробке, длинный декоративный колпачок нижней петли на коробке, оконная ручка, средний прижим, запорная планка, поворотно-откидная запорная планка" и т.д.
Данное обстоятельство привело к отказу Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе. Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МонтажКомплект" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 декабря 2017 г. N 44-5084/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2017