Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 3" (далее - Заказчик):
ООО "Служба экспресс-доставки" (далее - Заявитель),;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 29751-ЭП/17 от 12.12.2017) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на поставку мясной и рыбной продукции (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 22.11.2017 на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200009817000078. Начальная (максимальная) цена контракта 28 549 210,00 руб.
Заявитель обжалует действия заказчика в части утверждения конкурсной документации с нарушениями законодательства о контрактной системе, в части установления ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Заказчик закупки с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
1. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что описание объекта закупки не содержит показателей, по которым будет производиться расчет баллов по критерию.
Анализ конкурсной документации, в том числе раздела "Специальная часть. Инструкция участникам" показал, что для оценки конкурсных заявок Заказчиком установлен критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и показатель "Качество используемых товаров".
Согласно положениям данной части конкурсной документации порядок расчёта баллов производится Заказчиком по каждой характеристике предложенной участником. Итоговое значение баллов определяется как сумма значений баллов участника по всем характеристикам. Полученные итоговые значения ранжируются пропорционально по мере уменьшения. Максимальный балл - 100 баллов - получает участник с наибольшей суммой баллов, а остальные получают соответствующий балл пропорционально значению сумм баллов. Итоговое значение показателя умножается на коэффициент значимости.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Положениями Правил и Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию требований к товарам, которые являются значимыми для Заказчика, а так же объем и содержание характеристик данных товаров при использовании в качестве критерия "Качество товаров (качество работ, качество услуг)".
Таким образом, доводы Заявителя о нарушении Заказчиком п. 11 Правил и п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, в части использования шкалы оценки заявок, в зависимости от характеристик значений показателей не нашел своего подтверждения.
Заявитель так же указывает на ненадлежащим образом установленный Заказчиком порядок оценки конкурсных заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Анализ конкурсной документации показал, что по данному критерию Заказчиком установлен следующий порядок оценки конкурсных заявок:
"Коэффициент значимости критерия: 0,10.
По показателю "Качество используемых товаров" заказчиком оценивается превышение качественных характеристик товаров. Превышение качественных характеристик определяется исходя из предложения участника в части соотнесения предложения участника, с требованиями документов нормативно-технического регулирования, действующих на территории Российской Федерации. При оценке по данному показателю сравнение предложений участников производится между собой в следующем порядке:
Оценка заявки по показателям осуществляется на основании информации предоставленной участником в составе своей заявки по форме N 2.1. к Специальной части документации, являющейся предложением участника конкурса в отношении объекта закупки.
Для определения лучшего предложения участника по показателю "Качество используемых товаров", Заказчиком устанавливаются оцениваемые характеристики товаров.
В отношении характеристик, указанных в п. 2.3.1. более качественной является характеристика с меньшим значением, в пределах значений, установленных документами нормативно-технического регулирования. Значение показателя равняется среднему арифметическому трех подтвержденных значений, представленных участником.
В случае невозможности вычислить среднее арифметическое из трех значений - данное значение будет считаться большим значением из представленных участниками.
В отношении характеристик, указанных в п. 2.3.2. более качественной является характеристика с большим значением, в пределах значений, установленных документами нормативно-технического регулирования. Значение показателя равняется среднему арифметическому трех подтвержденных значений, представленных участником.
В случае невозможности вычислить среднее арифметическое из трех значений - данное значение будет считаться меньшим значением из представленных участниками.
Порядок расчета баллов по показателю "Качество используемых товаров".
2.3.1. Перечень показателей, являющихся критериями оценки по лучшему предложению с минимальными значениями:
Говядина, замороженная в четвертинах 1 категории: "Максимальная площадь зачисток от побитостей и кровоподтеков, срывов подкожного жира и мышечной ткани" - не более 15 % поверхности четвертины; Мясо говядина б/к (задняя часть) замороженная: "Максимально допустимое содержание левомицетина " - не более 0,0003 мг/кг; Печень говяжья замороженная: "Максимальное содержание жира в 100 г мякотной ткани" - не более 3,7 г; Свинина мясная б/к (окорок) замороженная: "Максимально допустимое содержание левомицетина" - не более 0,0003 мг/кг; Горбуша мороженая потрошеная с/г, 1 сорт: "Максимально допустимое количество мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов" - не более 110 КОЕ/г; Пикша мороженая потрошеная обезглавленная, 1 сорт: "Максимально допустимое количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов " - не более 110
КОЕ/г; Сельдь соленая слабой соли неразделанная, 1 сорт: "Максимально допустимое количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов " - не более 110
КОЕ/г; Треска мороженая потрошеная обезглавленная, 1 сорт: "Максимально допустимое количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов" - не более 110
КОЕ/г; Филе Пикши мороженое, высшая категория: "Максимально допустимое количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов " - не более 110
КОЕ/г; Филе Судака мороженое, высшая категория: "Максимально допустимое количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов" - не более 110
КОЕ/г.
По каждой оцениваемой характеристике заявке участника присваиваются баллы.
Количество баллов, присуждаемых по характеристике с наименьшим лучшим значением, определяется по формуле:
Баллы=100хКмин/Кi
где:
Кмин - минимальное предложение из предложений по характеристике, сделанных участниками закупки;
Кi- предложение участника закупки в отношении характеристики, заявка (предложение) которого оценивается.
2.3.2. Перечень показателей, являющихся критериями оценки по лучшему предложению с максимальными значениями:
Печень говяжья замороженная: "Минимальное содержание белка в 100 г мякотной ткани" - не менее 18 г.
По каждой оцениваемой характеристике заявке участника присваиваются баллы.
Количество баллов, присуждаемых по характеристике, с наибольшим лучшим значением, определяется по формуле:
Баллы=100хКi/Кмах
где:
Кмах - максимальное предложение из предложений по характеристике, сделанных участниками закупки;
Кi- предложение участника закупки в отношении характеристики, заявка (предложение) которого оценивается.
В случае отсутствия предложения участника по какой либо оцениваемой характеристике, такому участнику по данной характеристики присваивается 0 (ноль) баллов.
Расчёт баллов производится Заказчиком по каждой характеристике предложенной участником. Итоговое значение баллов определяется как сумма значений баллов участника по всем характеристикам.
Полученные итоговые значения ранжируются пропорционально по мере уменьшения. Максимальный балл - 100 баллов - получает участник набравший наибольшую суммой баллов по данному критерию.
Участнику набравшему наименьшее количество баллов по данному критерию - присваивается 0 баллов.
Остальные участники получают соответствующий балл пропорционально значению полученных сумм баллов.
Итоговое значение показателя умножается на коэффициент значимости.
При предоставлении недостоверной информации, баллы по подкритерию не начисляется.
По показателю оценки "качество используемых товаров" в качестве документа, подтверждающего достоверность указанных в заявке значений оцениваемых показателей товаров участником представляется один из следующих документов на выбор: Протокол испытаний; сертификат; паспорт качества; удостоверение качества. Подтверждением качественных характеристик указанных участником являются наличие в представленном документе информации о значении характеристик, указанных участником в своем предложении".
Данный порядок оценки позволяет определить соответствие отдельных характеристик товара, указанному участником закупки сорту, оценить качество продукции, что позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 "О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01" введены соответствующие санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СП 1.1.1058-01).
Согласно п. 1.5. СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно доводам жалобы Заявителя, требование о наличии соответствующих, подтверждающих качество товаров и соответствия испытаниям, сертификатов и иных документов технического регулирования незаконно.
Вместе с тем, документация о закупке не содержит требования о предоставлении результатов предусмотренных критерием оценки испытаний, проведенных непосредственно участником закупки. В ходе заседания Комиссии УФАС представителями Заказчика подтверждено, что в рамках закупки допускается предоставление результатов испытаний, проведенных непосредственно производителями товаров, предполагаемых к сотрудничеству с участниками закупки в отношении уже ранее реализованных товаров. Законом о контрактной системе и соответствующим постановлением Правительства не определен исчерпывающий перечень документов и информации, допускаемый для подтверждения соответствия участников закупки определенному опыту.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что указанный порядок оценки заявок на участие конкурсе не противоречит положениям Закона о контрактной системе, следовательно, жалоба в данной части является необоснованной.
2. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявителя, установленный в документации о закупке критерий оценки "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов" носит необъективный характер.
Заказчиком, в пп. 2.2.1 Раздела 2 документации о закупке по критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов" установлен следующий порядок оценки:
"Значимость показателя = 20%.
В рамках показателя "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов" оценивается количество у участника конкурса сотрудников: грузчики, кладовщики, водители.
Сотрудники грузчики должны соответствовать следующим критериям: Наличие образования не ниже основного общего; наличие опыта работы - не менее 1 года; наличие медицинской книжки, оформленной в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации;
Сотрудники кладовщики должны соответствовать следующим критериям: Наличие образования не ниже среднего специального; наличие опыта работы - не менее 1 года; наличие медицинской книжки, оформленной в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации;
Сотрудники водители должны соответствовать следующим критериям: Наличие образования не ниже общего среднего; наличие опыта работы по специальности - 1 год и более; наличие медицинской книжки, оформленной в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации; наличие водительского удостоверения категории, необходимой для управления транспортными средствами, представленными участником в составе заявки(п.2.2.2). В отсутствие в составе заявки участника информации об автомобилях, учитывается сотрудники-водители, имеющие водительские удостоверения категорий B или С".
Вместе с тем, установление требований к конкретным специализациям сотрудников не противоречит Закону о контрактной системе и Правилам. Объем требований по каждому критерию, согласно пояснениям Заказчика, обусловлен собственными потребностями, что так же не регулируется Правилами.
Таким образом, оспариваемый порядок оценки (шкала оценки), установленный заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным, а сама жалоба - полностью необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 53, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Служба экспресс-доставки" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 декабря 2017 г. N 44-5147/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2017