Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 29373-ЭП/17 от 08.12.2017)на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона на комплекс работ по ремонту покрытия, выполненного из тротуарной плитки (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверкина основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федеральногозакона от 05.04.2013 N 44-ФЗ"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.10.2017 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0572200002817000367. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 701 941, 91 руб.
В жалобе ООО "Леонет" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в частности, Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены установленные требования Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент",за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, как уже отмечалось ранее, такие параметры не должны ограничивать количество участников закупки.
В приложении N 5 к Техническому заданию документации об аукционе (Форма "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки") Заказчиком установлены требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика.
Так, по позиции 1 "Плитка" Заказчиком установлены следующие требования: "тип, должен быть К; П; Ш"; "длина, должна быть не менее 200 менее 210 мм"; "ширина, должна быть более 99 не более 100 мм".
По позиции 2 "Смесь пескоцементная" установлено следующее: "Содержание зерен крупностью св. 5 мм,должно быть <10 5*% по массе".
По позиции 3 "Песок" Заказчиком установлено: "класс песка,должен быть I или II"; "Группа песка,должен быть крупный или мелкий"; "Содержание пылевидных и глинистых частиц, должно быть 2% по массе"; "Содержание глины в комках, должно быть менее 0.35% по массе".
По позиции 4 "Камни ботовые" установлены следующие требования: "Длина,должна быть ?1000* <3000 мм"; "Предельное отклонение от линейного размера по длине, должно быть с максимальным значением
<+7 _ с минимальным значением более -6*мм"; "Предельное отклонение от линейного размера по высоте, должно быть от -6 _ до +6 мм".
Указанное Приложение N 5 также содержит установленную Заказчиком инструкцию по заполнению заявок на участие в рассматриваемом аукционе, согласно которой Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме (далее - Сведения о товаре) должны содержать значения параметров товара, в соответствии с которымиЗаказчик осуществляет приемку товара при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг. Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: п.1 ГОСТ 17608-91; п.2 ГОСТ 31357-2007; п.3 ГОСТ 8736-2014; п.4 ГОСТ 6665-91. Перечисление ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д. осуществляется Заказчиком с указанием соответствующих пунктов наименований товаров, содержащихся в Сведениях о товаре.
Согласно Приложению 1 к ГОСТ 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия", в зависимости от типа плит их длина может варьироваться. Сопоставив требования, установленные Заказчиком к длине плиты с требованиями ГОСТ, Комиссия УФАС установила, что характеристикам длины, установленным в документации, соответствует только плита типа "К", вместе с тем, документация подразумевает допустимость использования плит и других типов, при этом установленные ГОСТом характеристики указанных типов плит (П и Ш) не будут соответствовать требованиям документации.
Согласно ГОСТ 31357-2007 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия", наибольшая крупность зерен заполнителя Днаиб, мм, должна быть не более:20,00 - для бетонных смесей;5,00 - для растворных смесей; 0,63 - для дисперсных смесей.
Содержание зерен наибольшей крупности в сухих смесях определяют по остатку на сите, соответствующем наибольшей крупности зерен заполнителя Днаиб.
Остаток на сите, соответствующем размеру зерен наибольшей крупности заполнителя, в сухих смесях (кроме дисперсных) должен быть не более 5,0%, в дисперсных смесях - не более 0,5%.
Сопоставив требования вышеприведенного ГОСТ с требованиями к характеристикам смеси пескоцементной, установленными в документации об аукционе, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленные Заказчиком требования к количеству содержания зерен крупностью св. 5 мм не корреспондируются с требованиями, установленными в ГОСТ.
Согласно ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия (с Поправкой)", в зависимости от крупности зерен (модуля крупности) песок классов I и II подразделяют на группы:
- песок класса I - повышенной крупности, крупный, средний и мелкий;
- песок класса II - повышенной крупности, крупный, средний, мелкий, очень мелкий, тонкий и очень тонкий.
Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках не должно превышать значений, указанных в таблице, приведенной ниже:
Класс песка |
Группа песка |
Содержание пылевидных и глинистых частиц
|
Содержание глины в комках |
I |
Повышенной крупности, крупный и средний |
2 |
0,25 |
|
Мелкий |
3 |
0,35 |
II |
Повышенной крупности, крупный и средний |
3 |
0,5 |
|
Мелкий и очень мелкий |
5 |
0,5 |
|
Тонкий и очень тонкий |
10 |
1,0 |
Примечание - Содержание пылевидных и глинистых частиц в очень мелком песке класса II по согласованию с потребителем допускается до 7% по массе. |
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что характеристики песка, установленные Заказчиком по содержанию пылевидных и глинистых частиц и содержанию глины в комках, соответствуют исключительно песку I-го класса.
ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" определяет, что для камней типа БР устанавливается определенная длина камня, которая в зависимости от вида может быть 1000 или 3000 мм. Так, например, для камней типа БР100 устанавливаются следящие размеры:
Для камней типа БР300 установлены следующие размеры:
Таким образом, длина камня в соответствии с вышеприведенным ГОСТможет быть 1000 мм либо 3000 мм, вместе с тем, документация об аукционе в отношении рассматриваемой товарной позиции (п. 4 "Камни бортовые") содержит установленный Заказчиком в качестве требований к характеристикам длины камней интервал значений: ?1000* <3000 мм.
Также рассматриваемый ГОСТ определяет предельное отклонение от линейного размера:
Наименование отклонения геометрического параметра |
Наименование геометрического параметра |
Предельное отклонение |
Отклонение от линейного размера
|
Длина камней: |
|
|
1000 |
_6 |
|
3000 |
_10 |
|
Высота:
|
|
|
до 200 |
_4 |
|
cв. 200 до 500 |
_5 |
Вместе с тем, в документации Заказчиком установлены отличные от значений ГОСТ допустимые отклонения, так в отношении длины Заказчиком установлен показатель: с максимальным значением <+7 _
с минимальным значением более -6*мм, в отношении высоты: должно быть от -6 _ до +6 мм.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленные в документации требования к характеристикам камней бортовых, содержащиеся в приложении N 5 к Техническому заданию документации об аукционе, не корреспондируются с требованиями ГОСТ
к таким товарам.
Принимая во внимание изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что при описании объекта закупки Заказчиком нарушено требование п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системепутем использованияпри описании характеристик товаров,необходимых для выполнения работ, характеристик, не предусмотренных техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерациио техническом регулировании. Комиссия УФАС отмечает, что отсутствие объективности и несоответствий характеристик товаров, описанныхв документации, характеристикам, установленным действующими ГОСТ, может повлечь за собой как ограничение количества участников рассматриваемого аукциона, так и исполнение контракта с использованием товаров, которые не соответствуют требованиям ГОСТ
и не отвечают потребностям Заказчика.
Таким образом, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст.2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Леонет" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 декабря 2017 г. N 44-5046/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2017