Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ГБДОУ детский сад комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга "Детский оздоровительный городок "Березка" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) и ООО "ПрофСтрой" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 29957-ЭП/17 от 13.12.2017) на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на устройство ограждения территории в ГБДОУ детский сад Центрального района СПб "ДОГ "Березка" по адресу: п. Ушково, ул. Пляжевая, д. 14 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 21.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002717000222. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 778 184,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.12.2017 N0172200002717000222-1 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 3) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 4 к Техническому заданию документации о закупке на основании пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 21 Заказчиком установлены требования к товару "Раствор" в соответствии с пунктом 36 ресурсной ведомости.
Согласно п. 22 Заказчиком также установлены требования к товару "Раствор" в соответствии с пунктом 36 ресурсной ведомости.
Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе представлены значения показателей в отношении товаров по п.п. 21, 22 Приложения N 4 к Техническому заданию.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в п. 18 Части II документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "в случае установления требования в виде альтернативных вариантов значений товара (материала) в Приложении N 4 к Техническому заданию, которые отличаются по своему устройству и/или исполнению и/или размеру и/или классификации и/или типу и/или основным свойствам и имеют один номер пункта, участник закупки обязан указать конкретные значения показателей только для одного выбранного альтернативного варианта товара (материала).".
Согласно выводам аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе указано конкретные показатели товаров и по пункту 21, и по пункту 22 Приложения N 4 к Техническому заданию, требования к которым установлены в соответствии с одним номером пункта ресурсной ведомости, что не соответствует требованиям инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, так как Заявитель должен был указать конкретные показатели одного из двух товаров, требования к которым установлены в п.п. 21, 22 Приложения N 4 к Техническому заданию.
На основании положения инструкции, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в инструкции не установлен порядок заполнения, согласно которому участник закупки должен выбрать один из товаров, если требования к товарам установлены в соответствии с одним номером пункта ресурсной ведомости. В инструкции содержится указание, что участник закупки должен выбрать один из товаров, которые имеют один номер пункта, при этом отсутствует указание на то, в соответствии с какой нумерацией должен быть один пункт.
Требования к товарам "Раствор" Приложения N 4 к Техническому заданию установлены Заказчиком в различных пунктах Приложения N 4 к Техническому заданию. Следовательно, согласно инструкции Заявителем представлены сведения о товарах в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки.
При отсутствии в инструкции указания на нумерацию, в соответствии с которой участник закупки должен определить порядок заполнения первой части заявки, у аукционной комиссии Уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя.
В действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в п. 18 Части II документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "в случае установления требования в виде альтернативных вариантов значений товара (материала) в Приложении N 4 к Техническому заданию, которые отличаются по своему устройству и/или исполнению и/или размеру и/или классификации и/или типу и/или основным свойствам и имеют один номер пункта, участник закупки обязан указать конкретные значения показателей только для одного выбранного альтернативного варианта товара (материала).".
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, документация о закупке должна содержать требования к конкретным показателям товаров, значения которых должны быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией.
Следовательно, в первой части заявки должны быть указаны конкретные значения показателей в отношении товаров, которые установлены Заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и обеспечивают потребность Заказчика, что не предусматривает выбор самого товара из указанных в документации.
Установление положения инструкции, согласно которому участник закупки помимо конкретных показателей должен выбрать товар, один из которых не соответствует потребности Заказчика, а необходимость в его применении отсутствует, противоречит пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66, ч. 2 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных в действиях Заказчика и аукционной комиссии Уполномоченного органа нарушений в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПрофСтрой" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и аукционной комиссии Уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2017 г. N 44-5162/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2017