Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУЗ "Психоневрологический дом ребенка N 9" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Торговый Дом "Невский" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 29700-ЭП/17 от 11.12.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку молока и молочных продуктов для нужд СПб ГКУЗ "Психоневрологический дом ребёнка N 9" Приморского района Санкт- Петербурга в 2018 год (извещение номер 0372200045117000030) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.11.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200045117000030. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 063 786,20 рублей.
В жалобе ООО "Торговый Дом "Невский" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 08.12.2017 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"В заявке не указаны конкретные значения показателей по всем товарам, предлагаемым к поставке".
На заседании Комиссии УФАС Заказчиком даны пояснения, согласно которым Заявителем в составе первой части заявки представлены сведения о конкретных показателях товаров с использованием слов "должен быть", "должно быть", "должна быть", "может", "может быть", "допускается", "допускаются", "не допускается" и "не допускаются".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Так, например, в отношении товара по позиции 1
"Молоко коровье стерилизованное 2,5 % жирности" Заказчиком установлены требования: "Нормативный документ: ГОСТ, ОСТ, РСТ РФ, ТУ, СанПиН, ТР (технический регламент): Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" от 09.12.2011 N021/2011, Технический регламент Таможенного союза от 09.12.2011 N022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" от 09.10.2013 N033/2013, ГОСТ 31450-2013. Внешний вид должна быть непрозрачная жидкость: Плотность молока, кг/м3: не менее 1028,0. Консистенция молока: должна быть жидкая, однородная нетягучая, слегка вязкая. Массовая доля белка, %: не менее 3,0. Цвет молока: должен быть белый. Кислотность, °Т: не более 21,0. Вкус и запах: должен присутствовать выраженный привкус кипячения. Группа чистоты: не ниже I. Хлопья белка и сбившиеся комочки жира: не допускаются".
Все вышеуказанные характеристики отнесены Заказчиком к четвертому виду показателей, установленных документацией об аукционе, а именно "показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться".
Согласно положениям инструкции по заполнению первой части заявки:
"В описании показателей используемого товара Заказчик использует следующие виды показателей:
1) показатели характеристики, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений;
3) показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений;
4) показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться_
_4) по четвертому виду показателей участник размещения заказа указывает значение, установленное Заказчиком, при этом значение такого показателя не должно содержать слов "должен быть", "должно быть", "должна быть", "может", "может быть", "допускается", "допускаются", "не допускаются", "не допускается".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по позиции 1 им предложен товар с указанием характеристик "Молоко коровье стерилизованное 2,5 % жирности" Заказчиком установлены требования: "Нормативный документ: ГОСТ, ОСТ, РСТ РФ, ТУ, СанПиН, ТР (технический регламент): Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" от 09.12.2011 N021/2011, Технический регламент Таможенного союза от 09.12.2011 N022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" от 09.10.2013 N033/2013, ГОСТ 31450-2013. Внешний вид должна быть непрозрачная жидкость: Плотность молока, кг/м3: не менее 1028,0. Консистенция молока: должна быть жидкая, однородная нетягучая, слегка вязкая. Массовая доля белка, %: не менее 3,0. Цвет молока: должен быть белый. Кислотность, °Т: не более 21,0. Вкус и запах: должен присутствовать выраженный привкус кипячения. Группа чистоты: не ниже I. Хлопья белка и сбившиеся комочки жира: не допускаются".
Представленные Заявителем сведения о показателях, значения которых не могут изменяться, однозначно указывают на те или иные свойства предлагаемого товара. Указания о предоставления информации о характеристике "Хлопья белка и сбившиеся комочки жира: не допускаются" без использования слов "не допускается" в документации об аукционе отсутствуют.
Таким образом, основанием для отказа в допуске заявки явилась форма предоставления сведений о конкретных показателях товара, а именно использование ряда слов.
Иными словами, самой по себе форме подачи заявки Заказчиком (его аукционной комиссией) придается значение большее, чем содержанию заявки (ее сути); посредством смысловой интерпретации заказчиком указанной в заявке отдельной фразы искажается смысловая нагрузка содержания заявки в целом (в единстве всех ее частей), утрачивается должное восприятие действительной воли участника аукциона, его готовности поставить заказчику продукцию, в полной мере удовлетворяющую его потребностям, в соответствии с указанными им же нормативно-техническими требованиями.
Такая трактовка противоречит не только положениям ст.ст. 66 и 67 Закона о контрактной системе, но также комплексным целям и принципам контрактной системы в сфере закупок; она (такая трактовка) основана на сугубо формальном восприятии нормативных требований и положений аукционной документации в отрыве от юридически и социально значимых результатов (последствий) организации и проведения соответствующей закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, следовательно, в действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном отказе участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе, следовательно, жалоба является обоснованной.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 66, 67, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый Дом "Невский" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 декабря 2017 г. N 44-5188/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2017